Тема: 16/фев/22. Малайзия и Индия следят за версией Су-30СМ2
Начало поставок усовершенствованных многоцелевых истребителей Су-30СМ2 российским воздушно-космическим силам (ВКС) может побудить Малайзию и Индию обновить свои устаревшие парки Су-30МКМ и Су-30МКИ соответственно.
Су-30СМ2 является последним на данный момент вариантом двухместного Су-30, который начал эксплуатироваться 30 лет назад. 20 января Министерство обороны России публично признало факт поставки четырех Су-30СМ2 из 21 заказанного с завода Объединенной авиастроительной корпорации в Иркутске, изготовленных по новому боевому стандарту, который заменил предыдущий Су-30СМ, впервые выпущенный 10 лет назад. С тех пор вооруженные силы России приняли на вооружение 110 самолетов этого типа, в том числе 22 для морской авиации и 88 для ВКС, девять из них летают в составе авиагруппы "Русские витязи". 20 совершенно разных Су-30М2—с разной аэродинамикой, РЛС и авионикой—также находятся в арсенале российской авиации.
Су-30СМ2 отличается наличием более мощных турбовентиляторных двигателей АЛ-41Ф1 вместо АЛ-31ФП на версиях СМ/MKI/МКМ. Помимо увеличения тяги на 16% (32 000 фунтов против 27 560 фунтов), двигатель оснащен поворотным соплом по сравнению с предыдущей двумерной конструкцией, что улучшает “сверхманевренность” M2, достигаемую за счет направленной тяги. С 1996 года истребители этого типа участвовали на авиашоу, демонстрируя свою способность выполнять “Колокол” (скольжение вниз с вертикального набора высоты), “Кобру Пугачева” (маневр динамического торможения), “Крюк” (похожий на "Кобру", но выполняемый в горизонтальной плоскости, а не в вертикальной) и другие маневры. Что еще более важно, самолет может перехитрить вражеский истребитель и уклониться от ракет с радиолокационным наведением, утверждает "Сухой".
АЛ-41Ф1 требует увеличения расхода воздуха на 20%. Между тем, версия СM2 отличается измененной формой носовой части для размещения более крупного радара: специальная версия Н-035 "Ирбис" вместо Н-011M "Барс". Истребитель Су-35С также использует пакет авионики СM2 для обеспечения унификации. При необходимости Су-30СМ2 будет выполнять функции самолета для продвинутой подготовки начинающих пилотов Су-35, поскольку у последнего нет учебной версии, в то время как передняя кабина Су-30СМ имеет другую компоновку.
В то время как "Иркут" завершил поставки Су-30СМ российским вооруженным силам, поставки иностранным заказчикам продолжаются. Армения получила только четыре из 12 единиц, Беларусь - четыре из 12 и Казахстан - 24 из 40. Остается неясным, перейдут ли некоторые из этих заказчиков, а также Мьянма, которая подписала предварительное соглашение о шести самолетах, на более совершенную версию СM2.
Недавнее внедрение Су-30СМ2 может побудить пользователей более ранних версий Су-30 провести модернизацию своих парков для повышения их возможностей. Малайзия, которая в 2003 году заказала 18 Су-30МКМ, уже давно ищет пути повышения их летальности и надежности. В настоящее время возраст парка самолетов составляет в среднем 10 лет. Россия и Малайзия попытались решить проблемы с двигателями из-за нехватки предоплаченных запасных частей с помощью более эффективной системы логистики и передачи части работ по парку Су-30МКМ местным компаниям, таким как Корпорация аэрокосмических технологий (ATSC), которая обновила первый самолет ВВС Малайзии в 2019 году. Как сообщается, Малайзия хочет сохранить эти истребители на вооружении до 2040 года.
Индия заказала в общей сложности 284 Су-30МКИ, из которых 240 остаются в эксплуатации, включая заказанную в прошлом году дополнительную партию из 12 машин. Несмотря на то, что на момент своего появления в 1997 году радар Н-011M считался одной из лучших радиолокационных систем в мире, сегодня РЛС с пассивной ФАР все больше устаревают. Индийская организация оборонных исследований и разработок (DRDO) работает над радаром с активной антенной решеткой (AФАР), который может заменить "Барс". Россия предложила альтернативу в виде пакета модернизации Super-30, который включает замену оригинального радара Су-30МКИ на версию АФАР, использующую приемопередатчики, разработанные для радара истребителя пятого поколения Су-57.