Тема: 16/ноя/21. Почему появился "Су-75"?
Первый летный прототип Т-50-01 истребителя Су-57, 2011 год
На выставке в Дубае Россия пытается как можно шире представить свою военную продукцию. Сегодня истребители Су-35 и МиГ-35 пользуются весьма умеренным спросом в силу высокой стоимости как приобретения, так и эксплуатации, пишет AINonline 13 ноября.
"Российские истребители просто не могут быть намного дешевле в эксплуатации, чем их западные аналоги", сказал неназванный польский эксперт, сославшись на трудности с эксплуатацией МиГ-29 в ВВС Польши. "Эксплуатация МиГ-29 очень дорогая по сравнению с F-16. Польские ВВС имеют возможность их сравнивать, так как оба самолета стоят на вооружении отечественной военной авиации", говорит он.
По этим и другим причинам у МиГ-35 до сих пор нет иностранных заказчиков, а Су-35 в ограниченных количествах купили лишь Китай и Египет.
Чтобы в перспективе полностью не остаться без заказов на свои истребители, российская промышленность работает над программами самолетов пятого поколения. Однако Т-50/Су-57 нельзя отнести к стелс-самолетам, говорит американский авиационный аналитик и автор Джеймс Стивенсон. "Лейбл "пятое поколение" в отношении российских самолетов лишь маркетинговый трюк", говорит он.
Другая трудность, с которой сталкивается Су-57, связана с тем фактом, что производственные затраты превысили первоначально прогнозируемые, особенно при том, что самолет остается на очень низком начальном уровне производства. В начале прошлого десятилетия многие предполагали, что Индия присоединится в качестве одного из партнеров программы и что другие страны, эксплуатирующие одну или несколько версий Су-27 и Су-30, станут экспортными заказчиками. Однако этого так и не случилось.
ВКС России остаются единственным заказчиком Су-57, и характерно, что самолет так и не получил серийную РЛС с активной ФАР (НИИП Н036 "Белка"), так и двигатель второго этапа ("изд. 30"). Издание полагает, что начальное производство ведется с оснащением самолетов радаром с пассивной ФАР НИИП Н0-35 "Ирбис" и двигателями серии изд. 117/АЛ-41Ф, установленных на Су-35.
Разуверившись в экспортном потенциале Су-57, российская промышленность предлагает однодвигательный истребитель, известный как Checkmate ("Шах и мат"), иногда называемого Су-75, однако официального индекса этот самолет еще не имеет.
Самолет, представленный 20 июля на МАКС-2021, первоначально был описан как "прототип", но в более поздних сообщениях указывалось, что это нелетающий гибрид, который частично является прототипом и частично макетом. Генеральный директор российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь и главный конструктор ОКБ Сухого Алексей Булатов провели брифинг о программе на МАКС, но обсудили лишь некоторые основные данные.
Два представителя отрасли заявили, что первый полет состоится через два года (2023 год) и что серийное производство может начаться уже через четыре года (2026 год), несмотря на скептицизм по поводу этого графика отраслевых аналитиков, которые предполагают начало серийного производства не ранее чем через 7 лет после полета прототипа.
Программа якобы удовлетворит потребность международного рынка в доступной альтернативе истребителю F-35 компании Lockheed Martin. Российская проектная группа заявляет, что "Су-57" будет стоить от 25 до 30 миллионов долларов.
Самое большое препятствие для данной программы может быть связано с отсутствием финансирования со стороны российского государства и отсутствием заказов от ВКС. Программа могла бы обеспечить некоторую экономию за счет масштабирования, поскольку легкий самолет будет оснащен одним из тех двух двигателей "изд. 30", которые в настоящее время проходят испытания для программы Су-57, и оснащена вариантом радара Н036.
Однако в прошлом ВКС России проявляли мало энтузиазма в отношении небольших одномоторных платформ, и большинство российских аналитиков говорят, что за последние несколько лет это не сильно изменилось. Один специалист по российской аэрокосмической промышленности полагает, что ВКС РФ все же могут принять этот самолет на вооружение, так как просто нет средств для замены самолетов четвертого поколения одними Су-57. "России это не по карману", говорит он.
Рисунок Су-75 Checkmate