Налёт советских лётчиков-добровольцев на аэродром Ханькоу 14.10.1939 года.
Для начала рассмотрим, как этот налёт описывается в российских источниках.
Журнал "Авиация и время" за май 2009 года
Анатолий Демин
"Воздушные драконы Поднебесной"
Часть 3. Советские добровольцы вступают в бой
"Налет повторили 14 октября. На цель вышли 12 ДБ-3, ведомые тем же Кулишенко. Но сразу после сброса бомб их настигли японские истребители, повредившие 3 бомбардировщика. Раненый Кулишенко дотянул на своем подбитом самолете до г. Вансянь и приводнился на поверхность Янцзы в 100-150 м от берега. От полученных ран летчик скончался. В Китае Г.А. Кулишенко стал национальным героем, в 1958 г. в Ваньсяне ему соорудили памятник, позднее превращенный в целый мемориальный комплекс. По советским данным, в том налете удалось уничтожить 36 японских самолетов, по китайским – более 50. Любопытно, что японцы признали даже большие потери: около 40 морских и 20 армейских машин".
Сразу остановимся на потерях японской авиации.
В ряде японских источников написано, что в результате этого налёта было повреждено ( поломано, разрушено ) " около 40 самолётов морской авиации и около 20 самолётов армейской авиации ".
Так, например, написано в следующих книгах: "Полный список последующих поколений адмиралов военно-морского флота" ( 歴代海軍大将全覧.2005.c. 343 ) и "Вся история авиации военно-морского флота" ( 海軍航空隊全史.1988.Том 1. с. 144 )
При этом следует учитывать следующее:
Во-первых: в данном случае речь идёт как об уничтоженных, так и о повреждённых самолётах ( в том числе и о самолётах получившие лишь лёгкие повреждения ).
Во-вторых: данная оценка потерь является приблизительной.
По математическим правилам округления, число "около 40" составляет не менее 35, а число "около 20"-не менее 15.
То есть, при сложении " около 40" и "около 20" у нас получится "около 60", но на самом деле это может быть лишь 50. Причём, этот результат получится, если округление произведено строго по правилам математики, но если при округлении правила математики не соблюдены всего лишь на одну единицу, то число "около 60" на самом деле может оказаться числом "около 50". Что в данном случае и произошло.
Так историк Накаяма Масахиро ( книга "Небо над Китаем " ), после изучения японских документов, пришёл к выводу, что 14 октября 1939 года общие потери морской и армейской авиации составили лишь около 50 самолётов. При этом Накаяма подчёркивает, что в это число входят как уничтоженные и сгоревшие самолёты, так и самолёты получившие тяжёлые, средние и лёгкие повреждения (中山雅洋 "中国的天空".2007.с. 354-355 ).
Сколько же из этого количества самолётов было уничтожено ?
В данном случае в японских источниках расхождений не имеется. По японским данным 14 октября 1939 года советские лётчики на аэродроме Ханькоу уничтожили 20 самолётов ( 奧宮正武 海軍航空隊全史.1988.Том 1. с. 144 ). Кстати, это данные- из книги японского историка ( ветерана второй мировой войны ) Окумия Масатакэ, который известен российским читателям по книге Футида М., Окумия М. Сражение у атолла Мидуэй. М., 1958.
Потери японцев в людях в ходе налёта 14 октября 1939 года были сравнительно небольшими. Всего было убито и ранено более 10 человек, в том числе 2 лётчика истребительной авиации ( Оти Исаму был убит, а Ёсида Мотоцуна-ранен ).
До сих пор не было случая, чтобы японская авиация в течение одного дня безвозвратно теряла 20 самолётов. Поэтому, эти потери японские историки называют "самыми большими с начала войны в Китае".
Столь большому успеху советских лётчиков способствовала излишняя скученность японских самолётов в тот день на аэродроме Ханькоу. Не смотря на то, что 33 японских самолёта из состава авиационных групп "Каноя" и "Кисарадзу" вылетели на боевое задание, на аэродроме находились самолёты трёх авиационных групп морской авиации ( 12-й, 13-й и "Такао" ) и нескольких эскадрилий армейской авиации.
Успеху советских лётчиков способствовало также и то, что правильно была осуществлена загрузка бомбардировщиков, которые, как отмечается в китайских источниках, в дополнение к 100 кг авиабомбам, были загружены так же 50 кг зажигательными и 14 кг осколочными авиабомбами.
По китайским данным ( книга "Кровавое небо" 浴血长空. 2006. с. 100 ) 20 бомбардировщиков "ДБ-3" вылетело на задание тремя группами без прикрытия истребителей. Первая группа, состоявшая из 11-ти бомбардировщиков, атаковала аэродром Ханькоу в 11 час. 55 мин. В это время, по японским данным, в воздухе находились три японских истребителя, но они не смогли помешать точному бомбометанию. В 12 час. 30 мин. на аэродром сбросили бомбы 6 бомбардировщиков второй группы. К тому времени, по японским данным, в воздух поднялись ещё 7 японских истребителей, но и они не смогли помешать советским лётчикам произвести бомбометание. Правда, как отмечается в китайских источниках, японцам удалось сбить 2 бомбардировщика.
Когда отбомбилась третья группа, состоявшая из трёх бомбардировщиков, в китайских источниках не упоминается.
К сожалению, в тот день погибли три советских лётчика ( Кулишенко, Лукин и Федосеев ).
Понеся большие потери, японцы сделали соответствующие выводы. С тех пор количество самолётов на аэродроме Ханькоу было резко сокращено и все они были рассредоточены. Поэтому, когда 30 октября 1939 года советские лётчики совершили на аэродром Ханькоу третий налёт, то они никаких успехов не добились.
Всего в ходе трёх налётов на аэродром Ханькоу по донесениям советских лётчиков якобы было уничтожено 136 японских самолётов.
По японским данным потери были следующие:
3.10.1939-1 самолёт уничтожен ( бомбардировщик, у которого был выработан моторесурс, поэтому некоторые японские историки считают, что потерь в самолётах не было ).
14.10.1939-20 самолётов уничтожено, из них 13 самолётов разбомблено и 7 самолётов сгорело ( ещё около 30 самолётов получили повреждения ).
30.10.1939-потерь в самолётах не было.
Как это не странно звучит, но советские бомбардировщики для японской авиации в Китае представляли основную угрозу, так как успехи советских лётчиков-истребителей в воздушных боях были гораздо скромнее.

Описание налёта на аэродром Ханькоу 14 октября 1939 года из книге Михаила Жирохова "Большое небо дальней авиации". 2017.
В книге неправильно указана дата атаки и приводится число уничтоженных самолётов, которое данными противника не подтверждается.
Memento, quia pulvis es.