Тема: "Булава"...
отрывок одной из первых статей "Военного Паритета"
http://www.militaryparitet.com/html/data/ic_news/5/
....И тут на сцену выходит Московский институт теплотехники во главе с генеральным конструктором Юрием Соломоновым и предлагает правительству России поистине «соломоново решение». Суть его состояло в следующем: зачем делать этот «Барк», плодить разнотипность, когда есть возможность разработать новую БРПЛ на базе ракеты «Тополь-М», добиться максимальной унификации и тем самым сэкономить гигантские средства? Предложение МИТ горячо поддержали министр экономики Яков Уринсон (лучший друг Соломонова), руководство 4-го ЦНИИ МО и тогдашний главком РВСН Игорь Сергеев. Известно, что министр, главком РВСН и руководство ЦНИИ весьма были расположены в пользу МИТ, так как по «митовским» МБР имели весьма тесные связи, а численность сотрудников института (2500 человек, из них 1500 офицеров) больше, чем всех НИИ ВМФ вместе взятых. Коллективу «ГРЦ им. Макеева», то есть Уральской школе подводного ракетостроения, было указано на дверь из клуба элитных ракетчиков.
Президент России Борис Ельцин поддержал идею МИТ. В срочном порядке началось перепроектирование ракетных шахт на строящихся РПК СН пр. 955. Эти шахты были спроектированы для принятия мощных тяжелых БРПЛ «Барк», а теперь адаптировались для приема «малюсеньких» по сравнению с «Барком» «Булав». Если сравнить «Барк» с «Булавой», то правильнее было бы назвать последнюю «булавкой». Реконструкция же существующих лодок пр. 941 под «Булавы» совершенно нерентабельна и потому даже не рассматривается.
И вот 24000-тонный «Борей» должен иметь на вооружении 12 моноблочных ракет массой всего лишь по 37 т. Это все равно, что вместо автоматов вооружить мотострелков пистолетами. И вся эта тупость совершена в угоду «унификации». К сожалению, на эту же удочку попался и президент Путин, не очень тонко разбирающийся в военных технологиях. Под эти «булавки» строятся «Юрий Долгорукий» (заложен в 1996 году, по другим данным – 1994 год), «Александр Невский» (март 2004 года) и «Владимир Мономах» (март 2006 года). Головная лодка должна вступить в боевой состав флота в 2008 году.
Как говорится, все познается в сравнении. Американская ПЛАРБ «Огайо» водоизмещением 18700 т оснащена 24 БРПЛ «Трайдент-2» массой по 57 т и РГЧ ИН с 7 ядерными боеголовками (головная лодка с ракетным комплексом этого типа вступила в строй в 1989 году). Английская ПЛАРБ «Вэнгард» (1994 год) водоизмещением 16000 т оснащена 16 БРПЛ «Трайдент-2» с РГЧ ИН с 6 ядерными боеголовками (английской разработки). Французская ПЛАРБ «Триумфан» (1997 год) водоизмещением 14700 т оснащена 16 БРПЛ М-51 массой по 50 т и РГЧ ИН с 6 боеголовками по 150 кт.
Необходимо отметить, что БРПЛ «Булава» не идет ни
в какое сравнение даже с французской М-51, не говоря уже о «Трайдент-2». Система «Борей - Булава» по боевой эффективности значительно уступает французской «Триумфан – М-51». Как видим, по водоизмещению «Борей» больше всех современных зарубежных ПЛАРБ (включая «Огайо»), а по вооружению – слабее, причем катастрофически, как по количеству пусковых шахт, так и по характеристикам самих ракет, к тому же дело усугубляет значительное временное отставание даже от английских и французских конкурентов.
МИТ – разработчик «Тополя» и «Булавы» - для того, чтобы расположить к себе еще больше руководство Минобороны, пошел на создание гиперзвуковой маневрирующей платформы для боеголовок ракет этих типов. Ракеты (дальность первой составляет 10000 км, а второй – 8000 км, но, вероятно, и того меньше) должны иметь максимальную высоту полета 24 мили (примерно 45 км), тем самым, по расчетам разработчиков, за счет непрогнозируемой и весьма высокоэнергетической, «рваной», траектории полета практически неуязвимы для средств поражения перспективной американской ПРО. А кто запретит американцам разместить ракеты-перехватчики на надводных кораблях и подводных лодках, и сбивать русские ракеты чуть ли не в момент выхода их из-под воды, а «гиперзвуковые» «Тополя» постараться уничтожить прямо на земле, благо места их боевого дежурства прекрасно известны благодаря мерам контроля СНВ-2?
Забрасываемый вес БРПЛ «Булава» составляет всего 1500 кг («Трайдент-2» - 2550 кг), и даже при оснащении ее многозарядной головной частью на ней можно разместить не более 3 боеголовок значительно меньшей мощности, а ведь по договору СНВ-2 львиная часть ядерного арсенала должна размещаться именно на морской компоненте стратегических наступательных сил.
Вероятно, придет время, когда «Бореи» будут оснащать более тяжелыми и мощными ракетами, но уже во время их капитальной модернизации, влекущей за собой огромные траты. Как известно, скупой платит дважды. Первая глупость уже совершена. И кто тому виной? Пока не поздно, необходимо сохранить ракетные шахты будущих «Бореев» в такой размерности, чтобы в перспективе устанавливать на них более крупные и эффективные ракеты, способных нести до 10 ядерных боеголовок индивидуального наведения. Только так Россия сможет обеспечить в обозримом будущем стратегический паритет, достаточный для сохранения фактора устрашения в отношении любого потенциального агрессора.
12 января 2007 года.
--------------------------------------
Сегодня "Независимая газета" 25 сентября 2008 г.
Приступ восторга, пережитый российскими СМИ после запуска ракеты «Булава» 18 сентября, основан на скупых сообщениях представителей Минобороны. Вчитаться в них никто не удосужился. Особого внимания заслуживает пассаж: «В 19.05 по московскому времени учебные блоки достигли цели в районе боевого поля полигона Кура». Сразу возникает вопрос: если старт был испытательным, при чем здесь учебные блоки? Что это означает?
А это означает, что ракета «Булава» несла нечто, не являющееся даже макетом ее штатной боеголовки. И это нечто не попало в 800 тыс. га полигона Кура на Камчатке. Оно промахнулось, оказавшись всего лишь в «районе боевого поля».
В ноябре 2007 года «Булава» закончила предыдущий испытательный полет на 23-й секунде в связи с отказом первой ступени. Тогда же было заявлено, что потребуется еще 12–14 испытательных стартов, чтобы довести ракету до готовности и принять на вооружение. Пока удалось добиться, что следующая «Булава» не взорвалась сразу после старта. Но до готовности ей пока – как до Луны.
В 1998 году, когда руководители Минобороны и отдельные члены правительства закрыли проект межконтинентальной ракеты «Барк» Миасского ракетного центра, чтобы передать финансирование более близкому Московскому институту теплотехники (МИТ), заявлялось, что в 2005 году новая ракета «Булава» будет принята на вооружение. Главным аргументом служила дешевизна проекта. Дескать, адаптируют для подводной лодки сухопутный «Тополь». Эксперты предупреждали, что вода и воздух – разные физические среды и ничего доброго не получится. Накаркали...
Проект «Булава» оценивали в 227 млн. долл. при стоимости готовой ракеты примерно в 10 млн. долл. Реальные ассигнования не афишируются, но в 2004 году на этот проект МИТ получил 14 млрд. руб. Уже очевидно, что за 10 лет «Булава» поглотила минимум 300 млн. долл. В советское время столько стоила разработка подобного ракетного комплекса. Распиаренная «Булава» советские показатели перекроет с лихвой.
Ее сторонники утверждают, что это будет сверхоружие с 10 боеголовками. Тут надо уточнить, что забрасываемый вес «Булавы» – 1,15 тонны. Это самый главный параметр ракеты, характеризующий ее боевую эффективность. В него входят и вес боеголовок, и вес последней ступени, осуществляющий их разведение, и система управления, и заправленное топливо. Что там остается на долю боеголовок?
Для примера: ракета «Синева» с забрасываемым весом 2,15 тонны может нести четыре средних боевых блока или 10 легких. Подозреваю, что для «Булавы» какие-то сверхмалые блоки еще не изобретены. Самое унылое, что 12 «Булав» подводного ракетоносца типа «Юрий Долгорукий» имеют общий забрасываемый вес 13,8 тонны, что в 4,9 раза меньше, чем у американской подлодки «Огайо» с твердотопливной ракетой «Трайдент-2». Так что победные фанфары отменяются. Маэстро, врежьте похоронный марш. И помянем бюджетные ассигнования.
Виктор Мясников
http://www.militaryparitet.com/teletype … type/3609/
----------------------------
Трезвеем... Да поздно уже.