16

Re: Авария на АПЛ Нерпа. 20 погибших, 21 раненый.

Могли быть на лодке китайские диверсанты? 127 гражданских лиц - это какой-то бизнес-тур...

Поделиться

17

Re: Авария на АПЛ Нерпа. 20 погибших, 21 раненый.

http://www.grani.ru/Events/Disaster/m.143855.html
Сейчас все задаются вопросом, почему людей не спасли ПДА, а точнее ПДУ (портативное дыхательное устройство). Этот небольшой прибор, а также очки для него (в кармашке на плечевом ремне) подводник носит постоянно с того момента, как спустился в отсек. Если спишь, то ПДУ от тебя должно быть на расстоянии вытянутой руки. В свое время, будучи матросом, я получил наряд от старпома за то, что отправился в гальюн без этого чудного прибора.

ПДУ – альфа и омега безопасности подводника. Это единственное средство защиты там, где нет под рукой индивидуального дыхательного аппарата или корабельной системы включенного дыхания (ШДУ). В каком бы закутке отсека тебя не застал сигнал аварийной тревоги, при пожаре ты мгновенно вскрываешь футляр, загубник в рот, поворот рычажка... На все про все считанные секунды. Мешкать нельзя. На лодке при объемном пожаротушении смесь не только спасает, но и убивает, если не успел включиться в ПДУ.

Что же случилось на "Нерпе"? При численности экипажа около 80 человек в отсеки набилось, насколько можно судить по данным в СМИ, более двухсот. Такое на ходовых испытаниях, когда на каждом боевом посту рядом с военным моряком один, а то и два гражданских специалиста, сплошь и рядом. Единоначалие на корабле в таком плавании получает большие пробоины – иной гражданский спец от замечания командира или старпома и отмахнется, мол, своими командуй. Тут все зависит от жесткого поведения командира. Тем более что приходится иметь дело не просто с гражданскими специалистами, но и с бывшими подводниками, как правило. Последнее обстоятельство, казалось бы, должно срабатывать в пользу грамотного исполнения всех правил безопасности, но всякое бывает. На моей памяти, например, случай, когда по возвращении с ходовых гражданские спецы праздновали успех, пуская по кругу чарку с "шилом". Статистика, между прочим, говорит о том, что 70% ЧП на подводных лодках случается на пути в родную базу, когда спадает напряжение боевого похода. "Нерпа", вышедшая на ходовые еще в конце октября, судя по всему, шла домой, закончив программу испытаний. Боже упаси бросить тень на погибших, но, как и в основе любой другой трагедии на атомной подводной лодке, непременно лежит человеческий фактор. Его поиском, видимо, и займется следственная комиссия.

Пока же можно предположить, что, поскольку есть неопознанные тела, в отсеке (скорее всего, первом) был пожар. Хотя неопознанные могли взяться и в результате путаницы в документах. Отсутствие среди погибших большего числа моряков-контрактников также косвенно указывает на то, что причиной гибели стало отсутствие под рукой ПДУ - подводники нижних чинов в присутствии офицеров такого разгильдяйства себе позволить не могли по определению.

Почему погибли офицеры, опытные подводники - вопрос сложный. Возможно они до последнего помогали включаться в ПДУ личному составу или вовсе отдали свои аппараты гражданским. Такое самопожертвование на подводном флоте случалось во все времена.

Владимир Темный

Справка :
К-152 "Нерпа"
К-152 "Нерпа" - российская атомная подводная лодка 971И "Щука-Б", заводской номер 518. В настоящее время спущена на воду и достраивается для передачи в аренду ВМС Индии. Соглашение о строительстве и аренде двух АПЛ было подписано в январе 2004 года в ходе визита в Индию министра обороны России Сергея Иванова. Первоначально передача лодки ВМС Индии планировалась 15 августа 2007 года, но Амурский судостроительный завод задержал строительство корабля на десять месяцев и просил увеличить цену до 785 миллионов долларов. Индийская сторона согласилась лишь на отсрочку. Называлась новая дата сдачи в лизинг - с 15 июня 2008 года, за 650 миллионов долларов сроком на десять лет. Но позднее она была скорректирована на декабрь 2009 года, без изменения стоимости и срока лизингового договора.

В индийском флоте "Нерпа" будет носить имя INS Chakra. Ранее это имя носила советская атомарина К-43 проекта 670 "Скат", входившая в индийский флот на условиях лизинга в 1988-1992 годах и, несмотря на то, что вахту у атомного реактора несла группа советских моряков, ставшая за эти годы хорошей базой для обучения индийских подводников: многие моряки служившие на первой "Чакре" заняли впоследствии важные посты в военно-морских силах страны, в том числе восемь человек дослужились до адмиралов. Условия контракта с Индией также предусматривали достройку и передачу в аренду индийской стороне четвертой из недостроенных в Комсомольске-на-Амуре лодок, готовность которой по состоянию на 2002 год была равна 42 процентам, но позднее число подлодок было сокращено до одной. 11 июня 2008 года на К-152 начались испытания перед вводом в эксплуатацию. В конце октября от пирса сдаточной базы ОАО "Амурский судостроительный завод" подводная лодка вышла в открытое море. 31 октября лодка совершила первое погружение.

8 ноября 2008 года на "Нерпе", проходящей ходовые морские испытания, на верхних палубах первого и второго отсеков произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения. В результате 20 человек погибло, 22 человека получили ожоги дыхательных путей. На лодке находилось 208 человек, в том числе 81 военнослужащий, остальные - гражданские лица: сдаточный экипаж, который управлял кораблем, и другие заводские специалисты. Корабль своим ходом прибыл на пункт временного базирования в Фокино, пострадавшие доставлены на берег большим противолодочным кораблем "Адмирал Трибуц" и направлены в госпиталь Тихоокеанского флота. Прокуратурой возбуждено уголовное дело по статье "Нарушение правил вождения и эксплуатации военного корабля, повлекшее по неосторожности смерь более двух лиц".

По материалам Wikipedia

Поделиться

18

Re: Авария на АПЛ Нерпа. 20 погибших, 21 раненый.

Леонид пишет:

Остальные 62 человека (из 208) спали стоя как боевые кони, или сидя на карачках, или просто на полу?

Да там и спали, где смерть нашли, на торпедной палубе обычно у сдаточной команды лежка, по сравнению с которой приют для бомжей - Хилтон.

Леонид пишет:

Что касается вопроса, почему так много людей соглашается выйти на испытания, то это ведь понятно. Кому из строителей не захочется выйти в море на корабле. построенном собственными руками?

Ага, за туманом и за запахом тайги...  Уверяю Вас, там все прозаичней. Морские платят, по московским меркам копейки, но для Комсомольска деньги.
Ну и полно пацанов, которые просто от армии косят, работая на ФГУПе.

Поделиться

19

Re: Авария на АПЛ Нерпа. 20 погибших, 21 раненый.

Я же вам, по-моему, порекомендовал идти на сатирический форум. Смайлик ставить не будут, не тот случай.

208 человек на глубине 200 м (или сколько). Писали, что четверть  команды (по расчетам примерно 50-60 человек) в момент трагедии находились в этих самых двух носовых отсеках, где и каюта командира. Почему так много? Вот Василий Темный из Граней, наверное, прав. Испытатели и моряки, вполне возможно, праздновали окончание основной части испытаний. Радостное настроение, возбуждение и так далее. Можете догадаться, почему люди не смогли сразу определить запах фреона, который в малых дозах вызывает опьянение. Наверняка много курили. И вот сработала ЛОХ. Ревун не работает, люди не оповещены о противопожарном срабатывании системы.  Когда догадались, для 41 человека было уже поздно - 20 погибли, 21 пострадали.

Поделиться

20

Re: Авария на АПЛ Нерпа. 20 погибших, 21 раненый.

Леонид пишет:

Я же вам, по-моему, порекомендовал идти на сатирический форум. Смайлик ставить не будут, не тот случай.

Вы где тут, извините, сатиру увидели?
Уверяю Вас, работяги полезли в лодку вовсе не потому, что  "захочетелось выйти в море на корабле. построенном собственными руками". Скажите еще соленым морским ветром подышать.  "Морские" им платят за это, дополнительные копейки, смешные для московских офисных хомячков, но там это деньги. Деньги за очень сомнительное удовольствие. Грязные как черти, спят вповалку (в основном на торпедной палубе, она пустая), ну и шилом не брезгуют, что греха таить.

Отредактировано Nikolaj74 (11.11.2008 10:55:18)

Поделиться

21

Re: Авария на АПЛ Нерпа. 20 погибших, 21 раненый.

Не только за деньги, за дополнительные копейки, люди идут в море. Тем более на АПЛ, которую строили 18 лет.

Поделиться

22

Re: Авария на АПЛ Нерпа. 20 погибших, 21 раненый.

можно прочесть форум города Большой Камень
http://bkamen.info/forum/showthread.php?t=911

Поделиться

23

Re: Авария на АПЛ Нерпа. 20 погибших, 21 раненый.

Да печально...

Поделиться

24

Re: Авария на АПЛ Нерпа. 20 погибших, 21 раненый.

нашли козла отпущения...

Следствие по делу об аварии на АПЛ "Нерпа": Выявлен виновный
http://www.grani.ru/Events/Disaster/m.143990.html
Следствие по делу об аварии на атомной подлодке "Нерпа" утверждает, что установило виновного в несанкционированном запуске системы пожаротушения, в результате которого погибли 20 человек. Как заявил официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре России Владимир Маркин, это один из матросов экипажа субмарины, сообщает РИА "Новости"

"Следователи военно-следственного управления СКП установили лицо, несанкционированно, без всяких на то оснований включившее систему пожаротушения на АПЛ. Это один из матросов экипажа, он уже дал признательные показания", - сказал Маркин.

Он добавил, что против матроса уже возбуждено уголовное дело по статье "Причинение смерти по неосторожности двум и более лицам".

Инцидент на борту подлодки произошел в ночь с субботы на воскресенье во время испытаний в Японском море. В результате срабатывания системы пожаротушения, выбрасывающей поглощающий кислород газ фреон, задохнулись 20 человек – трое военных моряков и 17 гражданских специалистов. Еще 21 человеку, находившемуся на борту подлодки, понадобилась помощь врачей. Всего в момент происшествия на АПЛ находились 208 человек, в том числе 81 военнослужащий.

версия для печати
13.11.2008 08:56

Комментарий :
Разработчики корабельных систем данного проекта ни при чем, завод ни при чем и даже иностранные спецслужбы, которые чуть было ни припутали к этому делу, могут перевести дух. Развязка не устраивает неизвестного матроса, уже давшего признательные показания. Но кто его теперь спрашивать будет – только допрашивать.
"Человеческий фактор" спас престиж автоматики пожаротушения, снял тень подозрения с компьютера. Дорога техническому прогрессу вновь открыта и проблема свихнувшегося компьютера на боевом атомном корабле, считай уже не стоит (и недели не простояла). Бренд "Акула", имеющий хождение и на мировом рынке вооружений, вне подозрений. Единственный упрек, который могут принять разработчики – это недостаточная защита от дурака на таком сложном технологическом объекте, как атомная субмарина. Ну, так они поднатужатся и что-нибудь да придумают. Дай только время и деньги.

На самом деле практика показывает, что любую, самую умную защиту от дурака матрос преодолевает с легкостью классного взломщика-хакера. Тому примеров масса. И в данном случае матросу ничего сверхъестественного делать не надо было, чтобы запустить ЛОХ в отсек – присел у локального пульта, пошевелили в рассеянности не тем тумблером и готово – двадцать трупов. Спрашивать, где была дежурная смена, почему на этом боевом посту оказался матрос (да еще, поди, и срочной службы), когда, минимум, должен сидеть здесь мичман (кстати, к вопросу о тотальной замене мичманов на контрактников матросов и старшин) – задавать риторические вопросы. Ими теперь досыта накормят весь эикпаж и, прежде всего, командира.

Конечно, помимо уголовного следствия параллельно пройдет служебное расследование, результатом которого будут взыскания и объемные инструкции. Но станет ли трагедия толчком к системным преобразованиям и на флоте, и в военном кораблестроении – большой вопрос. Скорее кардинальная перемена участи ждет только несчастного матроса.

Владимир Темный

Поделиться

25

Re: Авария на АПЛ Нерпа. 20 погибших, 21 раненый.

Интересно кто нибудь верит в эту версию?

Поделиться

Re: Авария на АПЛ Нерпа. 20 погибших, 21 раненый.

Здесь

http://gspo.ru/index.php?showtopic=483& … start=1960

Верят вплоть до "карательных мер"

Отредактировано Иван Ермаков (14.11.2008 13:01:48)

Поделиться

27

Re: Авария на АПЛ Нерпа. 20 погибших, 21 раненый.

"Как уже отметил военный обозреватель Александр Гольц, не надо России грозить ракетами, потому что каждый раз, когда мы говорим что-то о своей военной мощи, что-то случается. В прошлый раз "Курск" потонул. Вот теперь президент Медведев сказал насчет "Искандера" в Калининграде, и тут же случилась авария на лодке "Нерпа". Сработала лодочная объемная химическая система пожаротушения, погибли 20 человек, и наши военные, которые обычно не выносят сор из избы, на этот раз оказались необыкновенно разговорчивы. Они стали рассказывать, что это человеческий фактор. Тут же арестовали матроса, который нажал на кнопку, из-за чего случилась неполадка. Вот так представляешь себе: а если б матрос нажал на кнопку и запустил ядерную ракету? И, вообще, мол, там была куча гражданских лиц, они не умеют обращаться с портативными дыхательными аппаратами. В общем, человеческий фактор.

Причина этой необыкновенной болтливости заключается в следующем. Никакой лодки "Нерпы" нету. Есть лодка "Чакра", которая уже в прошлом году должна была быть передана индийским военно-морским силам. Шла приемка. На берегу сидели индусы. И от того, человеческий это фактор или это неполадки системы, зависят, конечно, сроки контракта и та цена, которую индусы будут готовы платить за лодку. У Индии, напомню, на стапелях уже заложены три ядерные подводные лодки на верфях Висакхапатнам. И одна из них сдается, начинает ходовые испытания, в январе будущего года, то есть мы со своей "Нерпой", она же "Чакра", просто опаздываем. То есть, вот, мы говорим: с товаром все в порядке, только эти идиоты-гражданские не умеют дышать. Интересно, что американцы молчат по поводу передачи индусам ядерной подлодки. В общем, молчат, потому что это уже хроника. Все наши контракты с индусами кончаются скандалами совершенно по одной и той же схеме. Мы срываем сроки и просим больше денег. Так было с "Адмиралом Горшковым", который мы до сих пор не достроили и просим больше денег. Так было с индийскими фрегатами, которые строили на "Балтзаводе". Мы тоже сорвали сроки, мы тоже тогда сорвали некоторые детали, а потом контракт на постройку фрегатов был передан с "Балтзавода", который является лучшим нашим заводом, стараниями Сергея Борисовича Иванова на калининградский завод "Янтарь", который 15 лет перед этим стоял, и где, как рассказывают эксперты, не нашлось щели, в которую можно было сунуть дискету с чертежами, и их везли на бумаге. Так что завод "Янтарь" нам еще только предстоит. И, наконец, была история с обыкновенной, дизельной подлодкой, этот класс в Индии носит название "Синдувиджай", у нас, насколько я понимаю, это класс "Кило". Там были в январе сорваны стрельбы, все ракеты ушли не туда, после чего индийцы отказались подлодку принимать, а мы ответили залпом из нашего главного стратегического оружия массового поражения, а именно из глотки господина Онищенко, который тут же обнаружил в индийском чае капрового жука и сказал, что отныне импорт индийского чая в Россию запрещен. Правда, случилась неприятность – дело в том, что весь индийский чай в Россию ввозится голландской компанией "Юнилевер". "Юнилевер" очень удивилась и капровый жук пропал с экранов радаров, даже не было опровержения".
http://www.echo.msk.ru/programs/code/553328-echo/

Поделиться