Тема: Встроенные IRST. Откуда пошли и куда идут
Встроенные инфракрасные (ИК) станции переднего обзора (infrared search and track - IRST) начали создаваться еще в 1950-х годах для оснащения таких истребителей-перехватчиков как F-101 Voodoo, F-102 Delta Dagger и F-106 Delta Dart. Станция такого класса также использовалась на палубном боевом самолете Vought F-8 Crusader (вариант F-8E, перед козырьком фонаря, верхнее фото) и была предтечей более совершенного датчика Texas Instruments AAA-4, установленного на ранних версиях F-4 Phantom. F-4D имел модернизированный датчик (устанавливались под носовой частью).
В 1965 году ИК-станции появились на шведских истребителях Saab J-35F2 Draken (N71 производства Hughes Aircraft).
Это были довольно простые системы, которые метку от теплового объекта проецировали на экран бортовой РЛС самолета. Когда были созданы более совершенные радары, эти станции перестали быть интересными.
Однако с 1980-х годов начался Ренессанс этих технологий, связанный с освоением 2-D изображений. Значительно увеличилась дальность обнаружения целей. Кроме того, появилась возможность обеспечивать обстрел цели при выключенном радаре. Появились мощные оптические системы, которые позволяют визуально распознавать цели, использование в комплексе лазерного дальномера обеспечило более эффективное применение оружия малой дальности.
Одним из современных встроенных ИК-станций переднего обзора является датчик Skyward-G (нижние фото), создаваемый группой Finmeccanica - Selex ES для шведского истребителя Gripen-NG (Gripen E/F). Масса станции 55 кг (датчик 30 кг + процессор 25 кг, по другим данным 25+15 кг). Величина дальности обнаружения воздушных и наземных целей не приводится. Визуализация изображения происходит на современном нашлемном цифровом экране пилота (Steerable IR Picture on Pilot's Helmet - изменяемое/управляемое ИК-изображение на нашлемной системе пилота). Наиболее эффективной и высокотехнологичной является всеракурсная встроенная ИК-система (EOTS+DAS) истребителя F-35.