Попытка создать совместный российско-китайский самолет оборачиваться проблемами.
Срок начала серийных поставок лайнера CR929 сдвигается на 2028-2029 годы, сообщил гендиректор корпорации «Иркут» Равиль Хакимов.
Проект стоимостью 20 млрд долларов, который реализует Объединенная авиастроительная корпорация и китайская COMAC, планировали запустить в серию в 2025 году.
Сейчас проект находится на этапе Gate-3 - это сбор и анализ предложений поставщиков с целью определения конечной конфигурации воздушного судна.
Планировалось эту работу завершить в 2020 году и в 2021 году перейти к этапу контрактации со всеми соисполнителями и поставщиками, но процесс сдвигается на 2021 год.
Камнем преткновения стало разделение прибыли от будущего самолета. Согласившись разделить пополам расходы на создание лайнера, китайский партнер в лице СОМАС не желает допускать Россию к получению доходов от продажи самолета на ключевом, китайском рынке.
COMAC предлагает разделить продажи: внутри Китая, где спрос на самолет составит больше тысячи штук в ближайшие 20 лет, продавать его будет китайская компания. России предлагается получать доходы от продажи у себя, где емкость рынка меньше на порядок (всего 50-120 самолетов), а также в мире, где ему придется конкурировать с моделями от Boeing и Airbus.
Предложенная китайцами схема лишает проект какого-либо смысла для российской стороны: идея как раз и заключалась в том, чтобы выйти на китайский рынок и там «отбить» расходы.
Фактически Китай предлагает России взять на себя коммерческие риски продвижения самолета на внешние рынки и при этом отказаться от участия в прибыли от продажи на самом перспективном для него рынке.
По сути китайцы выдавливают Россию из проекта. ОАК всерьез рассматривает вариант, при котором вместо паритетного партнерства она станет лишь подрядчиком для китайской СОМАС, продающим решения, технологии и комплектующие.
Чем больше я смотрю на человечество, тем больше хочется повторения Всемирного потопа (с)