погуглите что-ли. не позорьтесь.
А смысл? Планы в Роскосмосе меняются каждые 3 года.
К вопросу о целесообразности МКС, вот такая статья:
В.Ленский
специально для «Новостей космонавтики»
Сроки службы КА, как автоматических, так и
пилотируемых, постоянно увеличиваются. И
если первые орбитальные станции были рас
считаны на несколько лет максимум, то совре
менные модули МКС будут находиться в космо
се не менее пятнадцати. При создании ФГБ
«Заря» перед конструкторами КБ «Салют»
ГКНПЦ им. М.В.Хруничева возникла непростая
задача обеспечения 15летнего гарантийного
срока службы блока. К числу оборудования,
которое требует периодических замен части
своего оснащения, относится аппаратура сис
темы терморегулирования (СТР) ФГБ. Это свя
зано с тем, что в состав внутреннего и наруж
ного контуров СТР входят постоянно работаю
щие центробежные насосы, перекачивающие
теплоноситель, и устройство регулирования
расхода жидкости (РРЖ), которое распределя
ет потоки теплоносителя во внешнем контуре.
После нескольких лет службы необходимо за
менять насосы и РРЖ.
Впервые плановая замена насосов внут
реннего контура СТР была осуществлена на
«Мире». Именно насосы быстрее всего
вырабатывали свой ресурс и имели наи
меньшее время гарантийной работы.
Поэтому во внутреннем контуре СТР
«Мира» были установлены специаль
ные сменные панели, где располага
лись все насосы и гидравлические
разъемы (устройства для соединения
панели с трубопроводами, заполненны
ми теплоносителем). Были сконструи
рованы очень надежные и безопасные
гидроразъемы, которые практически не
давали пролива теплоносителя. Это
подтверждено многолетней эксплуата
цией «Мира» и неоднократными заме
нами панелей внутреннего контура СТР.
Однако отработанные конструкции и
технологии относились только к внут
реннему контуру СТР, а замена состав
ных частей внешнего контура не преду
сматривалась.
В начале проектирования ФГБ пе
ред конструкторами встала проблема
замены насосов и РРЖ внешнего конту
ра на поверхности модуля. Разработчи
ки КБ «Салют» впервые в мире решили
сделать сменной часть оборудования
внешнего контура СТР.
Напомним, что система терморегу
лирования «Зари» имеет два контура,
внутренний и внешний, причем каждый
контур дублирован. Во внутреннем кон
туре все насосы размещены в сменных
панелях, которые периодически заме
няются. Один из внешних контуров ра
ботает, а другой находится в «холодном
резерве» (контур отключен, но при от
казе работающего может быть введен в
действие по команде с Земли). Оба
внешних контура имеют по два сменных
элемента: панель насосов и РРЖ.
За 6 лет полета «Зари» были 5 раз
успешно заменены сменные панели на
сосов внутреннего контура СТР. Но сей
час заканчивается гарантийный срок
сменной панели РРЖ внешнего конту
ра. Заменить ее нужно было не позднее
ноября 2004 г.
Конструкция этой панели не имеет
аналогов в мировой практике, и вот по
чему. Условия внекорабельной деятель
ности космонавтов существенно отличаются от
земных. Один пример: чтобы космонавту только
сжать руку в перчатке скафандра, требуется
усилие 10 кг. При работах в скафандре требует
ся, чтобы рукоятки имели большие размеры.
Нельзя использовать небольшие маховики, ко
торые применены для стыковки в сменной па
нели внутреннего контура СТР. Усилия, которые
прикладывает космонавт в процессе работы,
строго определены (от минимального до макси
мального).
Работами по созданию, наземным испыта
ниям, тренировкам экипажей и непосредствен
но работой в Центре управления полетами ру
ководило направление пилотируемых про
грамм КБ «Салют». Сотрудники КБ работали
совместно со специалистами РКК «Энергия»,
которые отвечают за ВКД.
Панель РРЖ, где находится сам регулятор,
два гидроразъема и один электроразъем, сдела
на так, что одним поворотом специальной (до
вольно большой) ручки происходит стыковка
гидроразъемов и отдельно стыковка электро
разъема, а открытие магистралей происходит
только после герметизации мест стыковки. Для
обеспечения безопасности экипажа был также
разработан специальный герметичный контей
нер. Панель, заранее заправленная теплоноси
телем, помещается в этот контейнер, доставля
ется на грузовом корабле «Прогресс» на МКС и
извлекается лишь во время выхода.
Совместно с РКК «Энергия» была разрабо
тана не только конструкция панелей и контей
неров, но и бортовая документация для космо
навтов. Эти инструкции создаются в «Энергии»
на базе исходных данных разработчиков тех си
стем, на которых планируются работы по заме
не или ремонту. Поэтому специалисты КБ со
трудничали с отделом, представляющим ГКНПЦ
в ЦУПе, и с соответствующей службой РКК
«Энергия».
Контейнер с новой панелью был доставлен
на МКС «Прогрессом М49». Еще раньше приве
зли специальную «площадку фиксации», спро
ектированную в КБ «Салют» для удобства рабо
ты в космосе при смене панели, и 26 августа
2002 г. она была установлена на «Заре». Замена
панели была намечена на сентябрь 2004 г.
В ЦУПе ГКНПЦ имеет два рабочих места,
одно из которых находится в большом зале, где
есть телевизионное изображение и связь с эки
пажем. Там группа «Конструкция» ГКНПЦ кон
сультирует руководителя полета и его подчи
ненных при проведении всех операций на мо
дуле, а также космонавтов, выполняющих раз
личные работы, при анализе возможных не
штатных и аварийных ситуаций. Специ
алисты, хорошо знающие конструкцию
модуля, могут дать квалифицирован
ный ответ. Второе рабочее место рас
положено в отдельной комнате, где на
ходится группа управления полетом
«Зари» (модуль управляется полностью
автоматически или по радиокомандам
без участия экипажа). Там же находит
ся группа анализа телеметрической ин
формации.
Вечером 3 сентября разработчики
и конструкторы сменной панели РРЖ
СТР приехали в ЦУП. Выход экипажа,
который сопровождался в ЦУПе служ
бой ВКД РКК «Энергия», начался штат
но. Без замечаний прошла и замена па
нели. Сказались тренировки Геннадия
Падалки и Майкла Финка в ЦПК, где на
макете и в гидробассейне все операции
были отработаны четко и в полном объ
еме. После замены на панель были по
даны команды с целью ее проверки
(тест), которая прошла по плану. И все
же присутствовавшие волновались: та
кая работа делалась впервые в космо
навтике.Е.И.Демидова, В.Д.Кузьмин
(разработчики СТР), Т.К.Кудрявцева
(разработчик инструкции для космо
навтов), Д.В.Коврижкин (сменный ру
ководитель полета «Зари»), И.М.Ази
мов, С.Б.Киселев и В.П.Бодунов (члены
группы управления полетом ФГБ) рабо
тали четко, обеспечив грамотное управ
ление операциями на модуле.
Итак, подтвердилась правильность
решения о замене частей СТР, доказано
конструктивное совершенство панели и
технологическая оптимальность опера
ций. Данный успешный опыт может
быть распространен и на другие подоб
ные системы в целях продления сроков
службы пилотируемых КА. В частности,
подобные технологии могут быть при
менены и развиты на новом российском
модуле МКС, создаваемом в ГКНПЦ на
базе ФГБ2. Это тем более актуально,
что сейчас проходят переговоры между
Центром Хруничева, «Боингом» и NASA
о продлении срока эксплуатации «За
ри» более 15 лет.
http://www.netbook.perm.ru/nk.html