Тема: 12/дек/21. А-100. Премьера задерживается
9 декабря российское информационное агентство "Интерфакс-АВН" опубликовало интервью с первым заместителем председателя военно-промышленной комиссии Андреем Ельчаниновым, сообщает zbiam.pl 12 декабря. Среди поднятых тем был самолет ДРЛО нового поколения А-100 "Премьер", который создается с задержками.
На вопрос о программе А-100 г-н Ельчанинов ответил, что в настоящее время известно, что серийные самолеты А-100 начнут поступать на вооружение после 2024 года. Связано это прежде всего с затянувшейся разработкой самолета, прототип еще не имеет всех заказанных бортовых систем.
Однако это не РЛС, как следовало бы ожидать. В настоящее время А-100 не имеет соответствующей требованиям бортовой системы энергопитания, которую должна поставить компания НПП "Аэросила". Вторая причина задержек это еще не созданная бортовая система самообороны самолета, над которой трудится Центральный НИИ радиотехники им. академика Берга.
Ельчанинов также рассказал, что программа государственных испытаний разделена на этапы. В 2021 году начались предварительные летные испытания прототипа А-100, государственные испытания планируется начать в 2023 году.
Разработка А-100 ведется с 2006 года. Программа должна была быть завершена в 2013-2014 годах, поставки серийных самолетов должны были начаться после 2016 года. Эти планы сначала подкосило медленное серийное производство платформы - транспортного самолета Ил-76MД-90A на заводе компании "Авиастар-СП" в Ульяновске. В 2013 году был подписан новый заказ на разработку РЛС с активной ФАР на твердотельных элементах, эти работы завершены в 2017 году. Единственное, что не изменилось это диапазон работы радара - сантиметровый. В разработке РЛС участвовали концерн "Вега", НТЦ "Ленинец" (нынешнее название "Заслон") и ФГУП РНИИРС (Ростовский-на-Дону НИИ радиосвязи). При этом РНИИРС пришлось заменить "Заслона" как поставщика комплектующих и производителя системы.
По контракту с августа 2015 года "Авиастар-СП" должен был поставить три Ил-76MД-90А (серийные номера 01-03, 01-04 и 01-05) для реконструкции под прототипы А-100 (единственный летный прототип А-100 сформирован на платформе 01-03). Реконструкцией этих самолетов до версии А-100 занимается Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Бериева.
Начиная с 2016 года будущий A-100 испытывался на электромагнитную совместимость с использованием летающей лаборатории А-100ЛЛ на базе А-50. В 2017 году министерство обороны РФ объявило, что планирует купить 39 самолетов А-100, начало серийных поставок планируется начать с конца 2020 года. Первый полет прототипа А-100 состоялся 18 ноября 2017 года.
Летные испытания самолета ведет 929-й Государственный авиацентр им. В. П. Чкалова в Ахтубинске. В апреле 2020 года информационное агентство РИА Новости сообщило, что первый А-100 поступит на вооружение ВКС РФ в 2024 году, что отчасти подтвердил и Ельчанинов.