Тема: 14/окт/21. Четыре типа подлодок для ВМС Индии

https://www.navalnews.com/wp-content/uploads/2021/10/Indian-Navy-Submarine-Options-P75I-updated-770x410.jpg.webp

14 октября 2021

Подводные лодки для ВМС Индии, которые будут построены в рамках программы P-75I, будут крупнее и мощнее, чем подводные лодки типа Kalvari, поступающие на вооружение флота. Они станут основой подводного флота Индии в то время, когда стратегическое внимание уделяется Китаю, а также традиционному противнику - Пакистану.

Борьбу в конкурсе ведут четыре подлодки-претендента.

В настоящее время компании представляют правительству Индии проектные предложения. Каким бы ни был исход, ожидается, что все субмарины будут построены в Индии. Таким образом, в сделке будут учтены политические и производственные соображения, а также военно-морские требования.

Четыре претендента: Barracuda из Франции, S-80-Plus из Испании, DSME-3000 из Южной Кореи и "Амур" из России. Германия также была соперником, но недавно заявила, что выбыла из конкурса. У всех претендентов есть свои достоинства, и, вероятно, это будет сложный выбор для ВМС Индии. Ниже мы описываем различные конструкции.

Подробные требования ВМС Индии не разглашаются. Основываясь на отчетах и анализе их текущих возможностей, инвестиций и основных угроз, можно сделать две вещи очевидными. Во-первых, P75I будет иметь AIP (воздухонезависимую энергоустановку - ВНЭУ). Во-вторых, индийцы предпочли бы УВП для запуска противокорабельных ракет Brahmos. Таким образом, P75I по размерам и водоизмещению будет намного больше, чем предыдущие обычные подводные лодки ВМС Индии.

И ВНЭУ, и УВП это технически сложные системы, и придется идти на компромиссы. Индия разработала собственный топливный элемент для ВНЭУ, который планируется приспособить к нынешним ДЭПЛ типа Kalvari французской разработки (тип Scorpene). Это логичный выбор и для P75I, особенно с точки зрения местной промышленности. Однако ВМС Индии, вероятно, будут очень заинтересованы во ВНЭУ иностранного типа. Включение собственной технологии повысит риски разработки и закроет возможности для доступа к более совершенным двигательным системам такого класса.

УВП будет сложной задачей, потому что все претенденты - относительно небольшие лодки. Неясно, насколько контракт будет зависеть от УВП и будут ли рассматриваться альтернативные варианты размещения и применения ракет.

1. Подводная лодка типа Barracuda

Предполагается, что французская Naval Group предлагает дизель-электрическую версию своей атомной подводной лодки Barracuda. Ядерная версия уже стоит на вооружении ВМС Франции (Marine Nationale) как тип Suffren и принадлежит к той же линии, что и тип Kalvari, который в настоящее время строится в Индии, поэтому его можно рассматривать как сильного соперника.

Дизель-электрическая версия могла иметь некоторые конструктивные особенности от конструкции лодки SMX-3.0, модель была показана на DEFEXPO в Индии в 2020 году. Французская ВНЭУ использует топливные элементы с дизельным риформингом, чтобы исключить необходимость в хранении водорода на борту, и в течение многих лет прошла цикл испытаний на берегу.

Возможно, самым большим преимуществом Barracuda являются его большие размеры. Диаметр корпуса около 8,5 метров - самый большой у конкурентов. Это должно упростить установку УВП даже с массивной ракетой Brahmos. Соответствующая концепция SMX Ocean уже имеет УВП, а базовый тип Barracuda в любом случае может запускать крылатые ракеты MdCN для поражения наземных целей.

Среди других примечательных особенностей французского проекта, вероятно, будут Х-образные рули направления и водометный движитель. Последняя особенность может также представлять интерес для индийских проектов создания атомных подводных лодок.

Мы можем предположить, что французские технологии создания атомных подводных лодок и/или доступ к технологиям сверхбольших беспилотных подводных аппаратов (XLUUV) также могут быть выигрышным фактором. Naval Group недавно сообщила, что с прошлого года ведет морские испытания демонстратора XLUUV.

2. DSME-3000 - ракетная подводная лодка из Южной Кореи

Южная Корея недавно вошла в игру по экспорту подводных лодок, продавая лодки Индонезии. Предполагается, что южнокорейцы предложат Индии экспортную версию KSS-III. Это относительно большая неядерная лодка, вероятно, уступающая по размерам только Barracuda.

Тип поставляется с немецким топливным элементом для ВНЭУ. Компоновка с секцией корпуса, в основном посвященной ВНЭУ, предполагает, что заменить ее на индийскую альтернативу будет не так уж сложно.

Южная Корея опережает большинство стран в гонке за установкой литиевых батарей для подводных лодок, которые обещают продлить автономность подлодок. Естественно, это может быть привлекательно для ВМС Индии, даже потенциально уменьшая важность ВНЭУ.

Отличительной особенностью является то, что подлодка уже поставляется с шестью или десятью ячейками УВП. Ожидается, что на вооружении Южной Кореи будет находиться ракета Hyunmoo 4-4, которая примерно эквивалентна индийскому K-15 Sagarika, но без ядерного боевого оснащения. Хотя точные размеры и масса этой ракеты неизвестны, она, по крайней мере, означает, что в УВП южнокорейской подлодки возможно размещение КР "Брамос".

Размещение УВП на небольшой по сути подводной лодке, вероятно, потребует некоторых компромиссов, например, меньшего количества слотов для оружия в обычном торпедном отсеке. Но в целом южнокорейский проект кажется сбалансированным и очень функциональным.

3. Новый участник из Испании: S-80 Plus

Испанская Navantia предлагает вариант своей последней разработки НАПЛ S-80 plus. Это более крупная лодка, чем конструкция Scorpene (Kalvari), но меньше, чем южнокорейские или французские варианты.

ВНЭУ представлена системой топливных элементов с установкой риформинга биоэтанола. Так что, как и во французской системе, нет необходимости в хранении водорода. В настоящее время испанские подлодки S-80 Plus не имет ВНЭУ, но система проходит испытания и должна выйти в море в ближайшие несколько лет.

Неясно, предлагает ли Navantia установки вертикального пуска ракет. Конструкция испанской субмарины рассчитана на пуск КР из торпедных аппаратов.

4. Российский вариант: "Амур"

По сути, экспортные версии подводных лодок типа "Лада" (экспортное семейство "Амур") предлагались уже несколько лет. Россия исторически имеет прочные связи с ВМС Индии, и некоторые подводные лодки класса Kilo российской постройки все еще находятся в их эксплуатации. "Амур" имеет некоторую родословную с Kilo, но имеет однокорпусную конфигурацию.

Несмотря на наименьший диаметр корпуса среди соперников (на 1,5 метра меньше, чем у Barracuda), на моделях конструкции часто использовалась УВП. Однако, похоже, это было для оружия меньшего размера как "Калибр", а не "Брамос".

Еще одним вызовом для России может стать ВНЭУ. В России еще предстоит разработать такую двигательную систему для ПЛ типа "Лада". Индийская ВНЭУ может быть установлена на подлодке российского проекта.

Как и Франция, Россия может рассматриваться как имеющая "домашнее преимущество" из-за прочных исторических отношений. Поступали сообщения о том, что Россия рассматривает это как возможность для совместной разработки неатомных подводных лодок следующего поколения. Как это соотносится с другими сообщениями об аналогичном сотрудничестве с Китаем, остается неясным.

https://www.navalnews.com/naval-news/20 … i-program/

Поделиться