Тема: 2020. Состояние и структура российской электронной промышленности
expoelectronica.ru, 13 января 2020
От медицины до космических путешествий и воздухоплавания, многие другие секторы полагаются на производство электронных компонентов и систем. Однако в настоящее время в этой конкретной отрасли в России существует ряд проблем, которые в настоящее время изучаются правительством и ключевыми ассоциациями производителей.
Являясь крупнейшей в России выставкой радио-и микроэлектроники, "ЭкспоЭлектроника", наряду с совместно расположенным "Электронтехэкспо", также вносит важный вклад в развитие отрасли. Каждый год мероприятие собирает ведущие компании и отраслевых экспертов для улучшения своих продаж, а также обсуждения и решения важных отраслевых событий дня.
Ниже приводится краткий обзор рынка электроники в России.
Структура электронной промышленности России
В российском секторе электроники активно работают около 3000 компаний, 500 из которых находятся под контролем государства и выполняют прямые заказы по государственным проектам. Остальные 2500 это частные фирмы с рядом крупных международных производителей, имеющих местные филиалы и заводы. Частные компании работают преимущественно на гражданских товарных рынках.
Частный и государственный сегменты производят примерно один и тот же уровень компонентов, систем и других продуктов в год.
Из этих компаний 36% приходится на производство закупаемых и изготовляемых на заказ компонентов, 30% - на разработку и маркетинг электронных устройств, 18% - на разработку и маркетинг модулей, 8% - на сборку и тестирование модулей и оборудования, 5% - на завершение производства и 3% - на производство корпусов.
Статистика рынка
По данным Ассоциации разработчиков и производителей электроники (Electronics Developers and Manufacturers Association - EDMA), годовой объем продаж электронного оборудования отечественного производства достигает 15 млрд долл США.
На внешних рынках продажи электроники российского производства составляют около 1 млрд долл в год. В целом, валовой доход отрасли составляет 6 млрд дол. В отрасли занято около 360 000 человек, а объем производства на душу населения составляет 24 000 долл США.
Исследование Ассоциации производства и экономики (Association of Production and Economics - ASPEC) сообщает, что дистрибуция и продажи электронных компонентов через Россию демонстрируют устойчивый рост в течение последних пяти лет, но он снизился до уровней, которые в последний раз наблюдались в IV квартале 2016 года.
Это падение обусловлено ограниченным спросом на комплектующие отечественного производства, главным образом за счет сокращения заказов со стороны российского ВПК. Замедление темпов объясняется задержками финансирования и отсутствием крупных военных проектов.
Рыночная стоимость на 2019 год оценивалась в 2,74 млрд долл, т.е. на 5% ниже оценки 2018 года (2,89 млрд долл).
Наиболее востребованным сегментом российского рынка является электроника для военных и аэрокосмических заказчиков, объем продаж которой составляет 1 млрд долл. Это 39% от общего объема продаж.
На втором месте находится промышленная электроника (50 млн долл, или 20%, в источнике ($50m, 20%), за ней следуют средства связи (230 млн, или 10%), системы безопасности (215 млн, или 9%), а также световое и дисплейное оборудование (200 млн, или 8%).
Оборот по коммерческому оборудованию и медицинской электронике составляет 100 млн (4% от общего объема рынка), в то время как потребительская и автомобильная электроника занимают по 3% рынка каждый, причем оба сектора генерируют 80 млн долл продаж ежегодно.
Современное состояние отрасли
В настоящее время на российский электронный рынок приходится всего лишь 0,4% мирового рынка, свидетельствуют данные EDMA. При таком малом масштабе российские компании не имеют возможности предоставить высокий уровень гарантий и комплексные предложения, требующиеся заказчикам.
Зависимость от базовых зарубежных технологий очень высока, что увеличивает риски, связанные с санкциями.
Сохранение конкурентоспособности также является проблемой. Государственные фирмы действуют на договорной основе, получая бюджетное финансирование. Это лишает их стимулов к повышению экономической эффективности своего производства. С другой стороны, частные компании вынуждены конкурировать с транснациональными корпорациями, что не позволяет им развиваться из-за высокого российского спроса на продукцию иностранного производства.