Тема: "Конец скандинавского неприсоединения"
Впервые прибыв в порты западной Швеции военные конвои из различных стран НАТО толпятся на шведских улицах и побуждают полицию выдавать предупреждения о дорожном движении, сообщает "ВП" со ссылкой на aspistrategist.org.au (18 октября, статья The end of Scandinavian non-alignment - "Конец скандинавского неприсоединения").
Войска направляются в Норвегию, где около 50 000 солдат, летчиков и моряков соберутся вместе для проведения крупнейших военных учений НАТО за последние годы. Операция Тrident Juncture ("Единый Трезубец") имеет четкую цель: продемонстрировать способность Североатлантического альянса защищать Норвегию от иностранного агрессора.
Нет необходимости называть потенциального агрессора. Очевидно, что это не Швеция и не Финляндия, оба из которых предоставили солдат для участия в учениях. Во время холодной войны Финляндия периодически подвергалась давлению со стороны СССР, поскольку Кремль стремился расширить свои геополитическое пространство, однако Хельсинки всегда оставались твердой в своем обязательстве защищать свою северную и западную идентичность.
Точно так же Швеция всегда воздерживалась от вступления в НАТО из-за своего давнего геополитического нейтралитета и из-за солидарности с финнами. И хотя Дания и Норвегия действительно присоединились к НАТО, они долго отказывались принимать иностранные войска в мирное время.
Но в последние годы ситуация с безопасностью в Северной Европе изменилась. В ответ на российскую агрессию и ревизионизм блок НАТО развернул батальонные боевые группы в Эстонии, Латвии и Литве, а также эскадрильи ВВС для патрулирования неба этих стран. И в Швеции, и в Финляндии расходы на оборону увеличиваются, и постоянно ведутся споры о том, следует ли повысить привилегированное партнерство с НАТО до полноправного членства.
Со своей стороны, Швеция уже признает, что ее территория будет хорошо вписываться в рамки операций НАТО в случае возникновения конфликта в Северной Европе, и эта реализация все больше учитывается в ее собственной политике безопасности и подготовке обороны. Шведское внешнеполитическое ведомство понимает, что любая угроза суверенитету балтийских стран или Норвегии также будет угрозой безопасности Швеции. Таким образом, Швеция не только участвует в Trident Junction, но и развивает партнерство в области безопасности с Польшей, чтобы обеспечить защиту района Балтийского моря.
Углубляющееся партнерство Швеции с НАТО это далеко не та доктрина неприсоединения, которая существовала в эпоху "холодной войны". Тогда хранители нейтралитета закричали бы о любом намеке на сотрудничество с НАТО и Западом как об акте государственной измены. Стратегия заключалась в том, чтобы убедить Кремль, что такого (вступление в НАТО - ВП) никогда не может произойти.
Но, конечно, это всегда была шарада. Советский Союз завербовал в шведском правительстве достаточно высокоуровневые источники, чтобы знать о его тайных связях с Западом. Что бы ни заставило шведский народ верить в нейтралитет своей страны, Советы знали, что это ложь. Сейчас уловка окончена: полномасштабная военная интеграция с НАТО находится в самом разгаре.
Тем не менее, полное членство в НАТО остается спорным вопросом в Швеции. В старые времена внешняя политика Швеции была разорвана между двумя совершенно разными подходами. С одной стороны, Швеция была экстравертной активисткой, звучащей больше как неправительственная организация, чем как национальное государство; с другой стороны, она поддерживала политику "глубокой безопасности", которая была гиперреалистом, хотя о ней говорили только шепотом за закрытыми дверями. До сих пор то же самое столкновение культур мешает рациональным дебатам о политике безопасности.
Что касается Финляндии, то она всегда имела больше возможностей как в ту, так и в другую сторону. В отсутствие большого количества внутренних разногласий этой стране было легче приспособиться к новым геополитическим реалиям. Например, Финляндия недвусмысленно заявила, что она считает членство в НАТО важным вариантом своей политики в области безопасности, которую шведские левоцентристы пока не готовы поддержать.
Тем не менее, на примере Trident Junction шведы увидят, как возглавляемая шведскими командирами бригада (состоящая из шведских и финских подразделений) присоединится к силам НАТО в крупномасштабной оборонительной операции. Они станут свидетелями того, в какой степени уже интегрированы военно-воздушные силы Швеции, Финляндии и Норвегии. И они будут наблюдать, как Финляндия ведет морские учения в Балтийском море.
В предстоящие годы Швеция будет продолжать приближаться к НАТО. Совместные учения приведут к более глубокому оперативному согласованию и созданию общего потенциала сдерживания для всей Северной Европы и района Балтийского моря.
Безусловно, сегодняшняя мобилизация не вызвана острой угрозой со стороны России. Но агрессивные усилия России по модернизации своих вооруженных сил требует от Запада увеличить свой собственный оборонный потенциал в регионе. Мы должны четко дать понять, что как сейчас, так и в будущем будет дан ответ на оппортунистические акты агрессии со стороны восточного соседа. Подготовив надлежащую оборону, мы сможем обеспечить мир и стабильность в регионе, что является предпосылкой для продвижения к более конструктивным отношениям с Россией в долгосрочной перспективе, пишет автор статьи Карл Бильдт.