То что фирма Локхид-Мартин в 1995 г. купила документацию по Як-141 это факт, но говорить о том,что Ф-35 это почти копия 141-го неправильно. Сходство можно найти пожалуй только в двух вещах: оба самолета сверхзвуковые и в том,что оба имеют поворотное сопло основного двигателя (аналогичное ли оно по конструкции не знаю)
ЯК-141 "Схема расположения двигателей, такая же, как и на Як-38 - предыдущем СВВП ОКБ им.А.С.Яковлева - один подъемно-маршевый двигатель располагается в хвостовой части фюзеляжа и два маршевых двигателя размещены сразу за кабиной летчика".
круглое сопло поворачивается на угол до 95 гр. для отклонения тяги. Ресурс механизма поворота сопла сосвавляет не -менее 1500 циклов поворота. Максимальный поворот используется при вертикальном взлете и посадке".
Ф-35
"Для создания вертикальной тяги на СКВВП было решено вместо вертикальных подъемных ТРД (как это было на советских СВВП Як-38 и Як-141) использовать расположенный в носовой части за кабиной вентилятор с вертикальной осью, приводимый посредством длинного вала от подъемно-маршевого двигателя (ПМД), расположенного в хвостовой части, в сочетании с поворотным соплом последнего, по конструкции повторяющего аналогичный агрегат советского Як-141". Двигатель Ф-35 го создан на основе двигателя Ф-22 Раптор.
К слову сказать у английских Харриеров был один двигатель и никаких вертикальных подьемных
Harrier GR.Mk.1 (1967)
"Двигатель закреплен на фюзеляжном шпангоуте © 19 левой и правой цапфами, расположенными вблизи его центра тяжести, а также в конце сопла левой и правой тягами к фланцам задних подшипников. Передняя пара сопел, через которые вытекает относительно холодный воздух из контура вентилятора, смонтирована на фюзеляже при помощи однорядного шарикового подшипника большого диаметра. Вторая пара сопел, предназначенная для горячих газов, смонтирована на двигателе при помощи такого же подшипника и не связана с конструкцией фюзеляжа. Сопла поворачиваются пневмомотором от горизонтального положения на угол около 100 градусов, изменяя положение вектора тяги от маршевого до взлетного (90 градусов) и далее до тормозящего".
Harrier GR.3 "Особенностью самолета является его силовая установка, состоящая из одного турбореактивного двухконтурного двигателя с изменяемым направлением вектора тяги. Изменение направления вектора тяги осуществляется двумя парами поворотных сопел, расположенных по бокам фюзеляжа. Они поворачиваются синхронно на 98,5╟, позволяя использовать тягу двигателя для вертикального взлета и посадки"
Як-38 "Силовая установка состоит из одного подъемно-маршевого двигателя (ПМД) Р-27В-300 и двух подъемных двигателей (ПД) РД-36-35ФВ или РД-36-35ФВР".
Не соглашусь,что подобные истребители можно охарактеризовать как "Это у англичанцев STOVL какой-то прямо таки нездоровый фетиш. Ну это их проблемы".
Харриер используют многие страны мира и не только Великобритания и США. Собственно Харриер появился не как некая придурь туманного альбиона,а всвязи с определенными потребностями..
Вот как об этом на www.airwar.ru
"Вскоре после второй мировой войны стало очевидным, что наиболее уязвимой частью боевой авиации являются аэродромы, особенно взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки. Их поражение зачастую делает невозможными полеты самолетов обычного взлета и посадки (ОВП), даже если они сохранились в укрытиях. С целью радикального решения проблемы еще в 50-е годы в ряде стран были начаты работы по созданию самолетов вертикального или короткого взлета и посадки (ВВП/КВП)".http://www.airwar.ru/enc/fighter/yak38.html
Такие истребителя хорошо подошли для авианесущих кораблей небольшого водоизмещения и без использования паровых катапульт
А вот мнение морской пехоты США (1969 г.)
"Мнение командования морской пехоты было выражено заместителем начальника штаба ВВС корпуса морской пехоты, который на заседании комитета сената по делам вооруженных сил заявил:
"В настоящее время преимущество вертикально взлетающих и с коротким разбегом самолетов состоит в том, что они обеспечивают ударному самолету гораздо большую гибкость и разносторонность. Эти самолеты могут базироваться ближе к месту боя, благодаря чему неизмеримо уменьшается время реакции и может быть увеличена полезная нагрузка. Вдобавок эти самолеты расширяют возможность рассредоточения".
Отредактировано Maksim_ok (24.02.2009 15:14:22)