http://akteon.livejournal.com/81898.html
Костя Сонин опять обрушился на СРП... PSA delendum est...
ВО-первых, он банально неправ. Он цепляется, фактически, за один элемент СРП, а именно, за экстерриториальное разрешение споров и за суверенную ответственность по имущественным спорам. Только это во всей конструкции СРП и защищает в теории иностранного инвестора от нестабильного диктатора - хотя в реальности, конечно, не защищает и нефтные компании это прекрасно понимают. На самом деле, это для них совсем не главный пункт. А главный - что фискальные условия стабилизируются на длительный период времени. И связано это с достаточно уникальным профилем денежных потоков в нефтянке, там период окупаемости 15 лет, а то и больше и квант инвестиций очень большой. Соответственно, принимая решения о многомиллиардных инвестициях, хочется хоть какой-нибудь уверенности, что аккурат в тот момент, когда все эти миллиарды будут бухнуты, и настанет момент пожинать плоды трудов, правила не изменятся. Штука еще в том, что такие проекты достаточно единичны, поэтому у государства, у любого, есть очень большой соблазн заманить пачку инвесторов, хоть своих, хоть чужих, дождаться, пока они инвестируются, а потом провести через парламент новый налоговый кодекс, в котором большинство населения дружно и демократично проголосует, чтобы содрать с нефтяников-мироедов побольше. Они почти ничем не рискуют - ну да, затаят нефтяники злобу, но следующая пачка проектов, на которые их нужно будет заманивать, будет не скоро, авось, забудут к тому моменту.
Приводит это вот к чему - нефтяники закладывают эти риски в свои расчеты и либо предлагают куда меньшие платежи при покупке лицензий, либо просто ничего не делают. Чего в России и происходит.
Костя почему-то считает, что СРП - это такой специальный режим для иностранцев. Ерунда это - он всегда был открыт и для российских компаний. Костя считает, что не дело, когда устанавливаются налоговые режимы с исключениями - но и тут он не прав. России реально нужны разные налоговые режимы для разных нефтяных проектов - вполне справедливо изымать ренту у разработчиков месторождений, освоенных в советское время, но попытка обкладывать по той же ставке новые проекты приводит к тому, что они просто не осуществляются, а СРП - это механизм, позволяющий тонкую настройку. Оно, конечно, спору нет, "тонкая настройка" - это плодородная почва для взяток. Но ведь и это лечится. Собственно, проблемы с нынешним налоговым режимом в том, что он обкладывает выручку, а не доходы. У такого решения есть уйма недостатков и одно единственное достоинство - простая и прозрачная администрация. СРП, с подходом огораживания проекта, позволяет обкладывать именно доходы, причем, постепенно, давая инвестору выйти на разумный уровень рентабельности. Да, администрировать тяжелее. Но для мегапроектов, ей-богу, можно себе позволить. А чтобы не было взяткоемкости, можно разработать несколько стандартных СРП со стандартными фискальными параметрами и формальными критериями подпадания под режим и использовать только их.
Костя любит приводить пример БП, вошедшей в Россию безо всяких СРП - и упускает из виду, что англичане купили - и весьма задешево купили - работающий актив, ставший выдавать дивиденды на следующий день после покупки и который окупился за 4 года. И как это сранивается с Сахалинами?
Есть еще один аспект, о котором Костя не сказал сейчас, но говорил в прошлом. Он считает, что подверженность иностранцев общему налоговому режиму, а не особым тепличным условиям, заставляет их влиять на уровень и качество демократии в стране. Костя считает, что это хорошо, а я в этом совершенно не уверен. Потому как самый простой способ для иностранной компании "повлиять" - это открыть энциклопедию на фамилиях "Арбенс" и "Моссадык" и сделать, как там написано - т.е. посадить не просто диктатора, а своего сукиного сына, на которого у них будут методы влияния. Вы уверены, что правильно выставлять иностранцам такие соблазны? А Костя надеется, что иностранцы будут заниматься образованием чиновников, депутатов и избирателей и ненасильственно насаждать лучшие институты. Станиславский, ау! Да и кто им даст, если даже попытаются?
Ну и наконец, поспорим с Игорем Ивановичем, в защиту которого Костя и написал свою колонку. Сечин считает, что не нужны в России зарубежные компании, российские теперь настолько сильны, что и сами справятся. Бред. Во-первых, российским компаниям и поныне очень есть чему поучиться у западников, и как в плане технологий, так и в плане организации производства. Иначе, как совместной деятельностью, этому не научишься. Во-вторых, я вообще не понимаю,в чем проблема-то с допуском иностранцев. В реальности российским компаниям недра не принадлежат, они им выданы в освоение, как поле - крестьянину-издольщику. Иностранцы, приходя в Россию, нынче отнюдь не тащат сонмы экспатов. Количество иностранцев, работающих нынче на салымском проекте, например, можно посчитать на пальцах, и возможно, даже не разуваясь. Россияне дешевле, а БП и Шелл тоже любят считать деньги. Так что, рабочие места не пострадают. Никаких доминирующих позиций иностранные компании в России нынче тоже не займут - при столь мощных российских компаниях, так что, infant industry argument не играет. Экспорт, схема разработки месторождений - все под жестким контролем Транснефти, Госгортехнадзора, ГКЗ, Минприроды, ЦКР...
Так почему ж, скажите, мы считаем, что на тендеры на строительство и управление построенным можно и нужно приглашать не только "Главмосстрой", но и Хохтиф, а на строительство и управление комплексами в нефтедобыче - нужно звать только российские компании? Кому и когда уменьшение конкуренции помогало?
И еще один моментик - у российских компаний нынче масштаб вполне сравнимый с западными мейджорами и стремление стать глобальными компаниями. Похвально. Только вот проверенным и испытанным способом для западных компаний диверсифицироваться в какую-нибудь новую область - газ, СПГ, морскую добычу, новые регионы - было заместить этими новыми проектами что-то из своего существующего портфеля. Продать, обменяться... А кому, скажите, российские компании, как группа, смогут предложить свои российские активы, если всем остальным запрещено их брать? Так что, с такими порядками российские нефтяные компании глобальными не станут никогда.