Из интервью генерального конструктора "Сатурна" Виктора Чепкина
Виктор Михайлович, вы хорошо ориентируетесь в области современной авиации, как вы полагаете, сможет ли новый российский "ПАК ФА" превзойти уже стоящий на вооружении США с декабря 2005 года "F-22"?
— Давайте поставим вопрос иначе. Можем ли мы сделать самолет превосходящий "F-22"? Не только сможем, по сути, истребитель пятого поколения у нас уже есть. Он есть, но не летает. По всем параметрам он соответствует требованиям к самолету пятого поколения. Это уже вышеупомянутый 30-тонный микояновский "1.44/1.42".
Почему в свое время его закладывали столь большим? Логика тогда была такова, а я это хорошо знаю, поскольку сам принимал в этом участие. Американцы в то время закладывали самолет, который сейчас называется
"F-22" "Раптор". Из открытых и агентурных источников было известно, каким оружием он вооружен, сколько весит, и многие другие параметры. Наши специалисты взяли вооружение, необходимое для выполнения тех же задач, что и "Раптор" — а оно оказалось процентов на 10 тяжелее американского. Локатор, компьютеры, авионика, и т.д. — все это также оказалось на 15 процентов тяжелее, потому что элементная база была похуже. И когда все это загрузили в аэроплан, оказалось, что он тяжелее чем "F-22". А раз машина тяжелее, двигатели должны иметь бóльшую тягу. Двигатель "F119" имеет тягу 15,5 тонн, а наш "АЛ 41Ф" — на 15 процентов больше. Логика, как видите, простейшая.
И такой самолет был изготовлен. Оборудование для него, то есть вся авионика, локатор, системы навигации по спутникам, по звездам, по наземным маякам, система картографирования, и т.д., — все это у нас делалось. И когда работы по "1.44/1.42" были остановлены, готовые разработки ушли в самолеты "Су-30МКИ", "Су-35". Как я уже говорил, мы тоже взяли все, что наработали для этого двигателя, опрокинули это в "АЛ-31" и получили таким образом "117".
Когда мы были нищими — нужно ведь было снабдить деньгами Абрамовича и других, чтобы они попали в "Форбс" — сложилась ситуация: самолет готов на 35%, а финансирование прекратили. Теперь, когда деньги появились, военные сказали — нам такой самолет не потянуть, сделайте поменьше. ("1.44" потяжелее "Раптора" и, соответственно, дорогой — килограмм веса истребителя стоит около $1,5 тыс.) Но при этом хотелось бы, чтобы он мог противостоять "Раптору". Однако, это лишь в мифах Давид побеждает Голиафа, в жизни чудес не бывает. Если вы снижаете вес, вы неизбежно уменьшаете вооружение и боевые возможности самолета. Допустим, дальность полета ракеты уменьшается с 300 до 200 км, и с этим ничего не поделаешь.
Началось такое перетягивание каната: давайте сделаем его поменьше, но чтобы он мог воевать с "F-22". Ну, ладно, пусть он не сможет воевать с "Раптером", будет похуже, но ненамного… А почти готовый истребитель в это время стоит!
Я считаю, что наступило время довести работу до конца. Сейчас нам по карману создать боевое оружие, которое будет лучше американского. Тем более, что у нас преимущество: мы можем сделать легкую электронику — мы, наконец, добились согласия военных использовать импортные электронные комплектующие. И тогда у нас останется дополнительное место для керосина и для оружия. А все вопросы заметности и остальные давно уже решены. Самолет стоит, моторы у нас сделаны — пятого поколения, легкие, отличные, из новейших материалов.
Очень важная особенность "Раптора" — это держится в секрете, и об этом мало кто знает — состоит в том, что сам он не рвется в ближний бой, где его преимущества нивелируются. Он — центр группировки, или, как говорят американцы, кластера беспилотных боевых машин. Сейчас создаются и уже есть возвращаемые беспилотные самолеты, несущие вооружение.
Так вот, "F-22" обладает возможностью одновременно управлять до 10 таких воюющих (имеющих оружие воздух-земля, воздух-воздух) беспилотников. Сам он, конечно, тоже может воевать, если того потребует боевая обстановка. И эта функция центра управления беспилотными аппаратами с каждым годом становится все важнее. А закончится все тем, что в беспилотном истребителе будет сидеть робот, который будет обладать всеми функциями живого пилота. Он будет видеть боевую обстановку, оценивать ее, будет обучаться в ходе боя, принимать соответствующие решения…
Вот к чему все идет: "F-22" становится летающей платформой, обеспечивающей работу таких роботов. Но чтобы выполнять боевую задачу самолету требуется соответствующее оборудование, причем защищенное от воздействия помех, линия связи должна быть защищена, закодирована... Эта функция — новая, и она требует веса.
— У некоторых руководителей российских ВВС существует мнение, что дорогие истребители нам не по карману, и лучше закупить более дешевые, но в бóльшем количестве…
— Это от непонимания стратегии современной войны. Я напомню, что в ходе первой войны американцев с Ираком, 11 самолетов "F-15Е", базировавшихся в Европе, сбили 225 иракских самолетов разных типов, не потеряв не одного своего. Вот вам много дешевых машин! Это был просто расстрел. Я люблю ходить на охоту на уток — они по мне не стреляют, если они по мне начнут стрелять, я, пожалуй, от охоты воздержусь…
Поэтому оружие должно быть современным, оружие должно быть хорошим. С плохим оружием делать нечего. Если у меня современная снайперская винтовка, а у вас мушкет, у вас просто нет шансов!
http://archive.russia-today.ru/2009/no_ … log_01.htm