Тема: 05 нояб. ПАК ДА заставляет себя ждать
Учитывая, что теперь бомбардировщики Ту-160 могут применять как обычные вооружения, так и ядерные, и уже доказали свою боеспособность в сирийской кампании, неудивительно, что Россия хочет получить максимальную отдачу от своих сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков.
С другой стороны, продолжающееся внимание к "Блэкджеку", в том числе и к сложной задаче возобновления его серийного производства, следует рассматривать на фоне перспектив будущего ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации).
Программа исследований и разработок ПАК ДА началась примерно в 2009 году, еще до заказа на возобновление производства Ту-160. Это говорит о том, что трудности, с которыми столкнулась программа ПАК ДА, привели к тому, что приоритет новой бомбардировочной программы был уменьшен в пользу проверенного "Блэкджека".
До сих пор не было официального концепт-арта ПАК ДА, так что мы действительно понятия не имеем, как выглядит его конструкция. Однако большинство наблюдателей ожидают, что это будет дозвуковое "летающее крыло" со стелс-возможностями.
Концепция "Туполева" для ПАК ДА была утверждена, по-видимому, в 2013 году, после чего Объединенная авиастроительная корпорация получила последующий контракт на детальное проектирование и другие контракты на разработку систем самолета. Тогдашний командующий Дальней авиацией России Анатолий Жихарев в конце 2014 года заявил, что опытный образец ПАК ДА полетит в 2019 году.
Однако в 2015 году появилась идея о возобновлении серийного производства Ту-160, и с этим, похоже, снизилась актуальность ПАК ДА. Выступая в 2018 году вице-премьер Борисов заявил, что возобновление производства Blackjack было "менее рискованным путем", чем ПАК ДА. "В то же время мы отложили программу ПАК ДА, чтобы набраться опыта и восстановить технологию", добавил он. Предшественник Борисова Дмитрий Рогозин в том же году заявил, что ПАК ДА выполнит первый полет в 2023 или 2024 году.
Летные испытания ПАК ДА кажутся отдаленными, тем более что сейчас основное внимание уделяется продолжающейся модернизации и перезапуску производства Ту-160, что потребует как финансирования, так и производственных мощностей Казанского завода. Между тем аналогичные программы модернизации стратегических бомбардировщиков Ту-22М3 Backfire и Ту-95МС Bear еще больше снижают актуальность принятия ПАК ДА на вооружение.
Существует также огромная стоимость, связанная с внедрением сложного дизайна "чистого листа" в производство и обслуживание в значительном количестве. Планируемые Москвой закупки истребителей нового поколения Су-57 в настоящее время составляют всего 76 единиц, а от других дорогостоящих оружейных программ вообще отказались.
В то время как ПАК ДА, похоже, не скоро появится в небе, "новый" Ту-160, по крайней мере, обеспечит российским Воздушно-космическим силам очень эффективный потенциал.