Тема: Россия - лидер в боевой авиации?
Президент РФ Путин провел очередное заседание из Ново-Огарева, которого народ назвал "бункером". Как известно, президент тоскует по живому общению, однако из-за разгула коронавируса вынужден общаться с подчиненными через экран.
Темой заседания 13 мая стало развитие авиастроительной промышленности. Вице-премьер ВПК Юрий Борисов был неоригинален - попросил обнулить хронические долги предприятий оборонного сектора.
Путин заявил, что Россия эта одна из немногих стран мира, которая выпускает военную и гражданскую авиатехнику самого широкого спектра, что является "нашим огромным конкурентным преимуществом". Однако, судя по заявлениям Борисова, конкурентоспособностью здесь и не пахнет. В долгах как в шелках. Однако Путин заявил, что по боевой авиации во многом мы впереди планеты всей.
Это заявление в высшей степени интересно, хоть и повторяется как мантра уже два десятка лет. Так где Россия опережает конкурентов в боевой и военной авиации?
Россия так и не смогла поставить в войска истребители пятого поколения Су-57. На этом фоне американцы со своими F-22 и F-35 давно ускакали вперед, даже китайцы заявляют о 40 серийных J-20. Как известно, первый серийный Су-57 (точнее установочный образец первого этапа со старыми двигателями 117С) разбился в декабре прошлого года.
По модернизации истребителей четвертого поколения Россия также отстает от лидеров. Нет ни одного боевого самолетов с радаром с активной ФАР, тогда как в США эта новация давно уже не новация, во Франции "Рафали" также идут с такими радарами. Китайцы также заявляют о своих успехах по АФАР-модернизации своих "четверок" (для них это "тройки").
По оснащению истребителей современными ракетами Россия также отстает, причем в степени, угрожающей выживаемости в воздухе. Ракеты Р-77 выбраковывались Индией, которая заявляла, что дальность ракеты завышалась, а АР ГСН не обеспечивает необходимой эффективности, и что эта ракета не идет ни в какое сравнение с американской AIM-120, не говоря уже о европейской Meteor с прямоточным двигателем.
На третьем десятке XXI века Россия вынуждена возобновить производство стратегических бомбардировщиков Ту-160 (будет примерно 10 самолетов новой постройки). Что касается нового ПАКДА, его появление в войсках потребует недюжинного терпения, которое с замедлением темпа роста, а с этого года и долговременной рецессией, неизменно тает. Если раньше мы говорили об уровне ВВП 2013 года как о пределе мечтаний (т.е. до художеств 2014 года, когда РФ подверглась и подвергается всевозможным санкциям), то теперь будем говорить об уровне ВВП 2019 года (до обвала цен на нефть), который будет желанным, но недостижимым еще долгое время.
По самолетам ДРЛО. Россия до сих пор не установила радар с активной ФАР на самолеты этого класса, и не способна создавать их на базе бизнес-джетов по причине тотального отставания в микроэлектронике и практически полном отсутствии базы коммерческой электронной промышленности, на которой военная электроника для серийных образцов должна опираться, следовательно, быть экономически обоснованной, как говорят на Западе, доступной.
По транспортной авиации Россия застряла на Ил-76 разработки 1970-х годов, в то время как США в 1990-х годах перешли на С-17 с вдвое большей грузоподъемностью, на такую же почти грузоподъемность рассчитывает Китай на своих новых Y-20 с собственными двигателями.
По беспилотной авиации полный коллапс. Судьба С-70 "Охотник" в единственном экземпляре печальна и незавидна в силу отсутствия культуры беспилотников в России как таковой. Аналога российского Global Hawk не рассмотреть даже в телескоп.
Так о каких лидерствах России в боевой (военной) авиации говорит каждый раз Путин? Россия давно уже на задворках прогресса в этой отрасли, и нет никаких надежд "собственными усилиями" выйти на передовые рубежи. Живем в такое время, когда без кооперации ничего путного не сделаешь. Разве что на устаревших станках варить громадные бомбардировщики Ту-160, которые то и дело оставляли Казань без электричества. А теперь и "электричество кончилось" благодаря такому руководству страной. От нашей нефти и газа отмахиваются как от чумы. А что, заслужили.
А... вдруг есть сфера, где в боевой авиации Россия опережает весь мир? Если есть, озвучьте, пожалуйста. Порадуемся вместе.