Тема: Как "Супер Этандар" боролся с "Ягуаром" и "Скайхоком"

С конца 1971 года под эгидой кабинета министров Франции начались "яростные дебаты" по программе создания истребителя-штурмовика для авианосцев ВМС Франции. В начале 1973 года было решено создать палубный боевой самолет Super Étendard (ист. academie-air-espace.com).

Однако все по порядку. Специалисты пришли к мнению, что палубный вариант истребителя-бомбардировщика Jaguar вряд ли сможет отвечать всем предъявляемым требованиям. Требовалось значительно увеличить тягу двигателей, что неизбежно приведет к высокому расходу топлива, что для палубного самолета весьма нежелательно, нужно будет повысить мощность катапульты авианосца (взлетная масса "Ягуара" была не меньше 13400 кг), соответственно, и аэрофинишеры должны работать на пределе возможностей. Вариант Jaguar M (Jaguar Marine) был проработан в конце 1972 года.

В том же году компания Dassault вышла с идеей создания нового палубного боевого самолета Super Étendard, оснащенного двигателями J52 от американского штурмовика А-4 Skyhawk. Альтернативой был вариант с французскими двигателями Atar 8K50.

В первом решении за номером № 57079 от 13 ноября 1972 года государственный министр, отвечающий за национальную оборону, решает отклонить проекты "Супер Этандар" и продолжить изучение двух вариантов - закупку американских А-4 и разработку улучшенной версии Jaguar M. 13 января 1973 года из США поступило предложение о закупке 100 штурмовиков А-4.

В конце 1972 года ВМС четко заявили о своем неприятии "Ягуара М" (письмо правительству № 1025 EMM/Cab от 4 ноября 1972 года). Флот желает разработку "Супер Этандара". 19 января 1973 года министр ставит свою подпись в документе № 3044, где особо подчеркивалось, что цена одного самолета не должна превышать 15 млн франков (100 машин), затем это количество было уменьшено до 71 самолета, следовательно, цена одной машины несколько повысилась - 16 млн франков. 

сост. Л.Н
3 января 2019

Поделиться