Тема: "Теджас". В чем причины проблем индийского "бриллианта"?

Индийская программа легкого сверхзвукового истребителя HAL Tejas (санскрит: "Бриллиант") уже долгое время являетcя предметом насмешек со стороны "форумной общественности" всего мира, однако эта общественность не совсем адекватно представляет себе сложность программы такого самолета в Индии.

Работы по созданию истребителя были развернуты в начале 1980-х годов, ставилась цель заменить ими истребители МиГ-21 советской разработки. Была выбрана модель бесхвостого самолета с большим дельтавидным крылом с переменной стреловидностью по передней кромке, что само по себе для бедной развивающейся страны было большим вызовом. "Теджас" стал самым легким в мире современным сверхзвуковым боевым самолетом (пустой вес нынешних образцов всего 6560 кг). Первый полет прототипа состоялся 4 января 2001 года.

К 2008 году 70% компонентов самолета производилось в Индии. что стало результатом большого объема проведенных работ в сфере развертывания современной производственной инфраструктуры. В 2009 году предсерийный самолет достиг скорости более 1350 км/ч (840 миль в час) на уровне моря (у земли). По состоянию на июль 2012 года опытные самолеты выполнили 1941 полет.

Максимальная грузоподъемность "Теджаса" (ПТБ, подвесное оборудование и вооружение) составляет 4000 кг (8818 фунтов). Особенностью самолета является широкое применение углеродных композитных материалов - 45% по весу и 95% по площади планера. Лонжероны и ребра крыла также выполнены из композитов. В конструкции самолета также используются алюминий-литиевые и титановые сплавы.  По уровню применения композитов "Теджас" занимает одно из первых мест в мире среди современных боевых самолетов даже с учетом самолетов пятого поколения. Применение композитов позволило на 40% снизить общее количество деталей, в том числе сократить половину крепежных элементов (удалось избежать сверления 2000 отверстий в планере).

На ранней стадии программы было решено оснастить самолет американским ТРДДФ General Electric F404-GE-F2J3, однако в 1998 году власти США заблокировали продажу двигателей. Пришлось срочно развертывать собственную программу двигателя типа Kaveri, что вынудило перенаправить на него значительную долю средств программы. Однако в 2004 году США сняли запрет и получили контракт на поставку первых 17 двигателей F404-GE-IN20. В 2008 году индийцы пришли к мнению, что для "Теджаса" необходим более мощный двигатель с форсажной тягой порядка 95-100 кн (более 10 т), конкурентам стали европейский Eurojet EJ200 и американский General Electric F414. Был выбран американский ТРДДФ, заключен контракт на 99 двигателей (основная часть должна быть собрана по лицензии в Индии).

По последним сообщениям индийской прессы (25 декабря 2018) программа "Теджас" вновь подверглась жесткой критике со стороны министра обороны страны Нирмалы Ситхараман. Она обвинила компанию HAL в неспособности "в течение 35 лет организовать доводку самолета до нужных кондиций". И раньше в Индии звучала критика в адрес государственной авиастроительной корпорации, делался даже вывод, что государственный производитель неспособен реализовать программу создания современных боевых самолетов и необходим мощный частный концерн. 

Однако представители HAL заявляют, что в настоящее время конструкция истребителя "созрела, производственные процессы активно и успешно решаются". По словам источников, сами ВВС Индии тормозили создание самолета, то и дело выдвигая новые требования, в результате конструкторы вынуждены были вносить изменения "прямо на чертежной доске". Компания считает, что ей удалось создать самолет поколения 4.5, который по своим боевым возможностям сравним с F-16, и на голову выше, чем МиГ-21.

сост. Л.Н.
29 декабря 2018

Поделиться

2

Re: "Теджас". В чем причины проблем индийского "бриллианта"?

F-16 уже давно другой "весовой категории". Разве только потягаться с пакистанским пепелацем с русским или китайский движком.

Поделиться

3

Re: "Теджас". В чем причины проблем индийского "бриллианта"?

Не только. В подобной размерности еще ранний Грипен с "восьмитонником".

Поделиться

4

Re: "Теджас". В чем причины проблем индийского "бриллианта"?

бзик какой-то сравнивать свои истребители с F-16. Авторитет большой у Фалкона. Камертон, на который равняются

Поделиться

5

Re: "Теджас". В чем причины проблем индийского "бриллианта"?

"Теджас". В чем причины проблем индийского "бриллианта"?

В индусах проблемы, в самих индусах проблемы, в них и только в них)))) а не в самолете. Руки бы у индусов росли из нужного места, давно бы собрали. А руки из жопы вкупе с коррупцией, лобби и прочей ерундой превращают проект в долгосторой, которому конца и краю не видно....

Поделиться

6

Re: "Теджас". В чем причины проблем индийского "бриллианта"?

Danilov пишет:

"Теджас". В чем причины проблем индийского "бриллианта"?

В индусах проблемы, в самих индусах проблемы, в них и только в них)))) а не в самолете. Руки бы у индусов росли из нужного места, давно бы собрали. А руки из жопы вкупе с коррупцией, лобби и прочей ерундой превращают проект в долгосторой, которому конца и краю не видно....

и это говорит гражданин страны, которая не может довести до ума Су-57 ))

выше ясно написано, из за чего проблемы

1) весьма необычная конструкция
2) задержки из-за США по двигателю
3) по Кавери были ненужные траты средств (вынужденно)
4) ВВС Индии каждый год вставали с разной ноги - на то они и генералы, чтобы фантазировать

конечно, есть коррупция, элементарная производственная и инженерная неграмотность - но это же страна третьего мира, что вы хотели, раз и в дамки?  )))

но самолет летает (без катастроф), будут F414 и израильский АФАР, самолет будет доделан в полном объеме

Поделиться

7

Re: "Теджас". В чем причины проблем индийского "бриллианта"?

Леонид пишет:

и это говорит гражданин страны, которая не может довести до ума Су-57 ))

выше ясно написано, из за чего проблемы

1) весьма необычная конструкция
2) задержки из-за США по двигателю
3) по Кавери были ненужные траты средств (вынужденно)
4) ВВС Индии каждый год вставали с разной ноги - на то они и генералы, чтобы фантазировать

конечно, есть коррупция, элементарная производственная и инженерная неграмотность - но это же страна третьего мира, что вы хотели, раз и в дамки?  )))

но самолет летает (без катастроф), будут F414 и израильский АФАР, самолет будет доделан в полном объеме

Объективности ради, Су-57 создается никак не 35 лет, а гораздо меньше. Кроме того это намного более сложная машина. Те же Штаты свой Ф-35 тоже доводят до ума по ходу дела и это нормально. Но индусы уж очень затянули. Никто не злорадствует, мы желаем им успеха в этом непростом деле. Рано или поздно нужно учиться делать самолеты такой огромной стране, как Индия.

Поделиться

8

Re: "Теджас". В чем причины проблем индийского "бриллианта"?

Леонид пишет:
Danilov пишет:

"Теджас". В чем причины проблем индийского "бриллианта"?

В индусах проблемы, в самих индусах проблемы, в них и только в них)))) а не в самолете. Руки бы у индусов росли из нужного места, давно бы собрали. А руки из жопы вкупе с коррупцией, лобби и прочей ерундой превращают проект в долгосторой, которому конца и краю не видно....

и это говорит гражданин страны, которая не может довести до ума Су-57 ))

выше ясно написано, из за чего проблемы

1) весьма необычная конструкция
2) задержки из-за США по двигателю
3) по Кавери были ненужные траты средств (вынужденно)
4) ВВС Индии каждый год вставали с разной ноги - на то они и генералы, чтобы фантазировать

конечно, есть коррупция, элементарная производственная и инженерная неграмотность - но это же страна третьего мира, что вы хотели, раз и в дамки?  )))

но самолет летает (без катастроф), будут F414 и израильский АФАР, самолет будет доделан в полном объеме

Ахаха, Леонид, вы как всегда предвзяты и однобоко все оцениваете, индусы создают машину выросшую из 3 поколения в 4е уже сколько лет.

То есть Программа Tejas стартовала аж в далеком 1983 году, только в 2001 году самолет взелетел...

1) скажите что необычного в конструкции Индийской машины??? ответ, НИЧЕГО.
2) в 2010 году взлетел первый т-50, по сути с момента первого полета прошло то всего ничего, каких то 8 лет, с момента первого полета, до начала опытной эксплуатации f-35 прошло 12 лет, по сути нормальные сроки для создания тяжелого истребителя, не говорите ерунды Леонид.

14 лет индусы имеют доступ к американскому двгиаьелю, да что говорить, индусы имеют доступ ко всем мировым технолгиям авиастроения. Но результаты ничтожные.


3) А при чем тут траты, были и были, с 2004 года американский двигатель. !4 лет уже как бы имеют доступ к ниму.
4) Знаете, проблема не только в генералах. Хотя расположу так проблемы Tejas: Низкая техническая культура, коррпуция, ну и все таки соглашусь Генералы коррупционеры.

Вообщем сравнение с Су-57 не интересно, потому что с момента первого полета прошло 8 лет, по сути сроки нормальные для создания столь сложной машины, у американцев ушло 12 лет от первого полета до опытной эксплуатации, у России еще 4 года по сути есть, то есть 2022-23 год,был бы нормальным сроком ввода в строй,


А самое главное, я долго буду смеятся когда китайцы предложат всему миру свой JF-17  с АФАР....Вот это да, унижение.


Индусам с их низкой технической культурой, стоит поучиться у китайцев. Вон J-10 как оперативно был создан...А сегодня это уже основа ВВС НОАК.

Отредактировано Danilov (30.12.2018 12:49:48)

Поделиться

9

Re: "Теджас". В чем причины проблем индийского "бриллианта"?

Так и не понял что необычного в 57.....обновленные двигатели.....
Не стелс а не факт что композитов много, многовато заклепок......
Элетроника, ну так закрыли даже  Ансгрем......

Не сравнимое, государство не создававшего нового самолета с нуля делает промышленность.
8 лет назад взлетел а когда начало разработки? Насколько помню 90-е после Су27м = Су34-5 87 год примерно....

Поделиться

10

Re: "Теджас". В чем причины проблем индийского "бриллианта"?

по Су-57 законтрактованы две машины, пресловутые 12 предсерийных (установочных) еще не заказаны - думают, "а на хрена они, если самолет не будет запущен в массовое производство"

великий путинский гений уже работает над шестым поколением

по сравнению с этими печальными делами индийский Теджас куда более оптимистично смотрит в будущее

а если вы Су-57 сравниваете с Теджасом, то вот оно, дно ))) у индусов это первый настоящий опыт в сверхзвуковом авиастроении, и есть неоспоримый прогресс, тогда как российский авиапром вот уже 30 лет не может показать серийный истребитель нового поколения

Поделиться

11

Re: "Теджас". В чем причины проблем индийского "бриллианта"?

Леонид пишет:

по Су-57 законтрактованы две машины, пресловутые 12 предсерийных (установочных) еще не заказаны - думают, "а на хрена они, если самолет не будет запущен в массовое производство"

великий путинский гений уже работает над шестым поколением

по сравнению с этими печальными делами индийский Теджас куда более оптимистично смотрит в будущее

а если вы Су-57 сравниваете с Теджасом, то вот оно, дно ))) у индусов это первый настоящий опыт в сверхзвуковом авиастроении, и есть неоспоримый прогресс, тогда как российский авиапром вот уже 30 лет не может показать серийный истребитель нового поколения

Давайте посмотрим на итог 2022-24 году, там и будет видно, сейчас то что говорить, полноценной машины с изд 30 даже нет. Да и вообще, по Су-57 все предельно ясно, нет денег на этот самолёт и его доводку, я думаю если бы они были то сроки выдержали, а щас надо же как то перед электоратом выкручиваться...

За 8 лет проделана достаточно большой объем работы на мой взгляд, посмотрим сколько сдадут в 19-20 году....

У индусов это первая машина, у корейцев и тайваньцев тоже совсем недавно были первые машины, которые они создали достаточно быстро, и машины уже заняли достойное место, а Индия с 1983 года мучается...

Это говорит о очень низкой технической культуре, и неспособности создать индийцев что нибудь самостоятельное....

Да что я говорю, 80% населения Индии туалетом то пользоваться не умеют, какие там самолёты

Отредактировано Danilov (30.12.2018 17:08:54)

Поделиться

12

Re: "Теджас". В чем причины проблем индийского "бриллианта"?

А у рашки не низкий технический уровень, им как шведам надо покупать двигатели. Всю авионику и т.д.  Говорили что выделил чтолько денег что не смогли их усвоить (то есть даже после тотального воровства) нет возможности что-то разрабатывать так нет не элементной базы не тех кто может что-то новое сделать из того что есть.... Старики умирают и даже ССРовское начало падать..... Туалет, а в великой рашке люди замерзают. А Индусы пытаються... Кстати я бы взял начало работы по 57 с самого начала попытки разработки 5 поколении еще в конце союза, Это МФИ и С37 которые не пошли, и начали делать "новый" 57 которые не могут делать даже когда есть деньги. Мозгов нет, старики умерли или делают дребедень по старым чертежам. Санции, занавес это недавний фёковый запуск. Ну поставят так как нечего делать 48 еще Украинскиз Стилетов и скажут 50 махов... Даже не смешно. США это выгодно ПЕНТАГОН сделает новое поколения от надувания щек пу. Поэтому сильно не говорят что у них есть... После развала СССР сколько уже готовых проэктов закрыли...

Поделиться

13

Re: "Теджас". В чем причины проблем индийского "бриллианта"?

И кстати для инлусов это не первые машины, как они СУ30 делаюь почти польностью у себя.
https://ru.wikipedia.org/wiki/HAL_HF-24_Marut
с английскими движками Бристоль-Сиддли «Орфей» Mk.703 (2 × 21,6 кН)
https://ru.wikipedia.org/wiki/HAL_Ajeet

Первый разрабатывал Курт Танк )Он еще после войны довел один из своиз немецких проетов, жто Аргентинский Пульки)  но производилось в Индии еще 1961 году.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0 … 1%80%D1%82
Второй лецензинная копия... Но производилась HAL в Индии.

Поделиться

14

Re: "Теджас". В чем причины проблем индийского "бриллианта"?

Леонид пишет:

бзик какой-то сравнивать свои истребители с F-16. Авторитет большой у Фалкона. Камертон, на который равняются

Ну так "результат не врет", это действительно лучший истребитель 4+ по сочетанию эффективность/стоимость.

Леонид пишет:

...индийцы пришли к мнению, что для "Теджаса" необходим более мощный двигатель с форсажной тягой порядка 95-100 кн (более 10 т), конкурентам стали европейский Eurojet EJ200 и американский General Electric F414. Был выбран американский ТРДДФ, заключен контракт на 99 двигателей (основная часть должна быть собрана по лицензии в Индии)

Вы выкладывали раньше инфу, что индийцы, вместо локализации F414, получили от амеров тряпкой по лицу и сейчас приспосабливают на Теджас французскую Снекму.

Отредактировано Michigun (30.12.2018 20:02:26)

Не давайте святыни псам и не мечите бисера вашего перед свиньями... (с) Библия, Мф. 7:6

Сайт Michigun

Поделиться

15

Re: "Теджас". В чем причины проблем индийского "бриллианта"?

Michigun пишет:
Леонид пишет:

бзик какой-то сравнивать свои истребители с F-16. Авторитет большой у Фалкона. Камертон, на который равняются

Ну так "результат не врет", это действительно лучший истребитель 4+ по сочетанию эффективность/стоимость.

Леонид пишет:

...индийцы пришли к мнению, что для "Теджаса" необходим более мощный двигатель с форсажной тягой порядка 95-100 кн (более 10 т), конкурентам стали европейский Eurojet EJ200 и американский General Electric F414. Был выбран американский ТРДДФ, заключен контракт на 99 двигателей (основная часть должна быть собрана по лицензии в Индии)

Вы выкладывали раньше инфу, что индийцы, вместо локализации F414, получили от амеров тряпкой по лицу и сейчас приспосабливают на Теджас французскую Снекму.

переговоры по локализации F414 идут - но дело идет к  тому, что индусы несолоно хлебавши могут отказаться от требований по локализации 

и вот почему

высказывается мнение, что выбор французского М88 от "Рафаля" еще больше задержит программу "Теджас Мк2". Как известно, базовый вариант оснащен F404, который является базой для F414 и его интеграция на "Теджас" должна пройти плавно, насколько это возможно в индийских условиях 

М88 это совершенно новый для "Теджаса" движок и потребует большого объема доработок самолета, и в этом случае сага "о нескончаемо разрабатываемом "Теджасе" может продлиться бог знает еще на сколько лет

Поделиться

16

Re: "Теджас". В чем причины проблем индийского "бриллианта"?

Леонид пишет:

переговоры по локализации F414 идут - но дело идет к  тому, что индусы несолоно хлебавши могут отказаться от требований по локализации 

и вот почему

высказывается мнение, что выбор французского М88 от "Рафаля" еще больше задержит программу "Теджас Мк2". Как известно, базовый вариант оснащен F404, который является базой для F414 и его интеграция на "Теджас" должна пройти плавно, насколько это возможно в индийских условиях 

М88 это совершенно новый для "Теджаса" движок и потребует большого объема доработок самолета, и в этом случае сага "о нескончаемо разрабатываемом "Теджасе" может продлиться бог знает еще на сколько лет

"Снекма" чисто геометрически влазит с большим запасом - все-таки самый компактный двигатель в классе. Наверняка потребует доработки воздухозаборник под меньший диаметр, возможно кое-что внутри нужно будет перепроектировать. Опять-таки, "Снекма" вроде летает только на двухдвигательном истребителе, рассчитан ли на однодвигательные? Думаю, вряд ли до этого дойдут. Если только не "гибрид" Кавери и Снекмы с газогенератором последней, этакий Powerjet. ) А Тежас задержится еще по причине его "навализации".

Поделиться

17

Re: "Теджас". В чем причины проблем индийского "бриллианта"?

Леонид, спасибо! Но программа Make In India для индийцев тоже очень важна - смотрим дальше Санта-Барбару)

Отредактировано Michigun (30.12.2018 21:03:35)

Не давайте святыни псам и не мечите бисера вашего перед свиньями... (с) Библия, Мф. 7:6

Сайт Michigun

Поделиться

18

Re: "Теджас". В чем причины проблем индийского "бриллианта"?

Теджас индусам все-таки нужно доводить до ума - это их первый самостоятельный опыт по истребителям. Только вот время поджимает. Генералы из индийских ВВС настойчиво трубят о снижении численности авиапарка, а кругом враги: Китай и Пакистан. Им нужно как-то противостоять, а банально нечем.
Контракт по Рафалям был очень странным как по цене, так и по возможной отдаче, которой практически нет. В том смысле, что малое число Рафалей заметно не укрепит обороноспособность страны, да и французских технологий Индия не получит. Наилучшим выходом для Индии является выделение денег на лицензионное производство Ф-15 или МиГ-29/-35, а может и тех, и других. Не надо жадничать, когда на кону стоит судьба страны. И тем более вы...ваться.

Поделиться

19

Re: "Теджас". В чем причины проблем индийского "бриллианта"?

phantom пишет:

Наилучшим выходом для Индии является выделение денег на лицензионное производство МиГ-29/-35

Они ж не идиоты каб по граблям бегать.
Наелис уже Миг-29.
До сыта.

Женщина - слабое, беззащитное существо, от которого невозможно спастись.

Поделиться

20

Re: "Теджас". В чем причины проблем индийского "бриллианта"?

phantom пишет:

Теджас индусам все-таки нужно доводить до ума - это их первый самостоятельный опыт по истребителям. Только вот время поджимает. Генералы из индийских ВВС настойчиво трубят о снижении численности авиапарка, а кругом враги: Китай и Пакистан. Им нужно как-то противостоять, а банально нечем.
Контракт по Рафалям был очень странным как по цене, так и по возможной отдаче, которой практически нет. В том смысле, что малое число Рафалей заметно не укрепит обороноспособность страны, да и французских технологий Индия не получит. Наилучшим выходом для Индии является выделение денег на лицензионное производство Ф-15 или МиГ-29/-35, а может и тех, и других. Не надо жадничать, когда на кону стоит судьба страны. И тем более вы...ваться.

Откуда такие дровишки???

Поделиться