Тема: "Челнок" в России рано или поздно оживет

Россия может возобновить создание многоразовых космических челноков наподобие "Бурана" - ЦАГИ
25.11.2018 9:00:00

          Москва. 25 ноября. ИНТЕРФАКС-АВН - Создание в России многоразовых космических кораблей наподобие советского "Бурана" рано или поздно будет возобновлено, считает гендиректор Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Кирилл Сыпало.
       "Сейчас многоразовая тематика достаточно активно развивается за рубежом, и у нас, кстати говоря, Фонд перспективных исследований (ФПИ) занимается возвращаемыми ступенями. Поэтому рано или поздно, конечно, такой проект (наподобие "Бурана" - ИФ) состоится. Многоразовые челноки для решения транспортных задач между Землей и орбитой Земли - естественное решение этой задачи", - заявил "Интерфаксу" К.Сыпало.
       По его словам, авиационная компонента - то, за что отвечает ЦАГИ и НИЦ "Институт имени Жуковского" - в такого рода системах будет одной из важнейших.
       "Технологический базис был готов и продолжает развиваться", - подчеркнул гендиректор ЦАГИ.
       Он отметил, что планы по возрождению проекта орбитального корабля "Буран" советской многоразовой транспортной космической системы "традиционно всегда существуют".
       "Нужно, прежде всего, попытаться ответить и решить экономические вопросы. Буран оказался неудачным, так же как и, кстати, американская программа Space Shuttle, потому что он просто был существенно дороже, чем вывод одноразовыми носителями", - сказал К.Сыпало.
       В настоящее время полеты в космос осуществляются на одноразовых кораблях, однако в США проект возвращаемых ракет пытается реализовать предприниматель Илон Маск. Он возвращает на планету первую ступень ракеты-носителя Falcon 9. Причем, по его проекту, возвращающаяся на Землю первая ступень ракеты-носителя садится вертикально.
       В России на средства Фонда перспективных исследований (ФПИ) также разрабатывается проект возвращаемой ступени ракеты. В июне пресс-служба ФПИ сообщила о завершении аванпроекта возвращаемого ракетного блока многоразовой ракетно-космической системы сверхлегкого класса. Система предназначена для вывода на солнечно-синхронную орбиту полезной нагрузки массой до 600 килограммов.
       Ранее наибольшее развитие тема возвращаемых летательных аппаратов, способных снова отправляться в космос, получила в США, где много лет существовала программа Space Shuttle ("Космический челнок"), в которой использовались многоразовые корабли, схожие по внешнему облику с самолетами, которые так же садились на Землю, как и обычная авиация.
       Программа просуществовала 30 лет и была свернута в 2011 году, за это время было совершено 135 полетов. Из пяти "челноков", летавших в космос, два потерпели катастрофу. В 1986 на старте "Челленджера" взорвался внешний топливный бак, что привело к разрушению корабля, в результате чего погибли семь членов экипажа. В 2003 году при возвращении на Землю разрушился шаттл "Колумбия", теплозащитный слой которого оказался поврежденным при старте. Погибли также все семь членов экипажа.
       В СССР существовал проект, аналогичный американской программе Space Shuttle, в рамках которого было создано несколько "челноков", один из которых - "Буран" - совершил единственный полет в автоматическом режиме. После развала Советского Союза программа была закрыта.
       Российские ученые продолжают работать над темой возвращаемых кораблей. Так, в 2001 году был представлен проект "Байкал". Инженеры Центра Хруничева и НПО "Молния" предлагали создать многоразовый ускоритель первой ступени ракеты-носителя Ангара. По замыслу авторов, отработавший ускоритель должен был после отделения от космического аппарата автоматически возвращаться к месту старта и приземляться на самолётную взлётно-посадочную полосу как крылатый беспилотник. Проект заинтересовал, в том числе, и зарубежных заказчиков, однако практической реализации не получил.
http://www.militarynews.ru/story.asp?ri … nid=495935

Поделиться

2

Re: "Челнок" в России рано или поздно оживет

Возобновить могут, только кто б денег дал.

Поделиться

Re: "Челнок" в России рано или поздно оживет

Зачем возобновлять то, что себя не оправдало? Программа Шаттл оказалась слишком дорогой, и не безопасной. Один запуск стоил 1.5 млрд. Единственное преимущество Шаттла было в возможности доставлять на Землю КА, необходимость в чём возникает довольно редко.

Поделиться

4

Re: "Челнок" в России рано или поздно оживет

Шаттл доставлял обратно свои двигатели.

Проблем у него было три:
1. гигантомания - никому не нужна была его грузоподъемность
2. смесь бульдога с носорогом - одновременно грузовик и пассажирский корабль
3. зашкаливающая технологическая сложность для того времени

Отредактировано VasYa (25.11.2018 16:36:20)

Есть сотни субъективных мнений и объективное моё (с)

Поделиться

Re: "Челнок" в России рано или поздно оживет

VasYa пишет:

Шаттл доставлял обратно свои двигатели.

Проблем у него было три:
1. гигантомания - никому не нужна была его грузоподъемность
2. смесь бульдога с носорогом - одновременно грузовик и пассажирский корабль
3. зашкаливающая технологическая сложность для того времени

Грузоподъёмность (ПН на НОО) Space Shuttle 24.4 т, что является обычной ПН  для тяжёлой РН типа Протон, Ангара, Ариан, Дельта Хэви, Falcon 9, Чанчжэн-5. И ничего там особо "зашкаливающего" не было, даже СССР отстающий по многим технологиям смог повторить ab Высадка на Луну была более сложной задачей как в 60-е годы так и теперь.

Отредактировано Janos Hunyadi (25.11.2018 17:27:57)

Поделиться

Re: "Челнок" в России рано или поздно оживет

Российские ученые продолжают работать над темой возвращаемых кораблей. Так, в 2001 году был представлен проект "Байкал

Возить по выставкам макет, это называется работать "над темой возвращаемых кораблей"? ag

Поделиться

7

Re: "Челнок" в России рано или поздно оживет

Технологически не потянуть.
Сляпать можно, но надежность будет аховая.

Поделиться

8

Re: "Челнок" в России рано или поздно оживет

1. Нужна цель...
2. Наверное шатл будет гораздо меньше.

Поделиться

9

Re: "Челнок" в России рано или поздно оживет

Да под халявные деньги даже строительство линкоров возобновить могут.

Пилить дело не хитрое. Главное делиться вовремя.

Поделиться

10

Re: "Челнок" в России рано или поздно оживет

Если бы не две катастрофы, Шаттлы бы ещё летали и летали.

Поделиться

11

Re: "Челнок" в России рано или поздно оживет

Vanuatu пишет:

Если бы не две катастрофы, Шаттлы бы ещё летали и летали.

Дело не в катастрофах, а в запредельной стоимости пусков и отсутствии адекватных, соответствующих возможностям  шатлов, задач.

Поделиться

12

Re: "Челнок" в России рано или поздно оживет

Да ошибочка у них вышла со стоимостью, на бумаге было все прекрасно а в реале после пусков посчитали и прослезились. Хотя по прежнему утверждалось что они были рентабельны если бы вышли на проектную частоту запусков, но как оказалось просто не оказалось требуемого объема миссий, когда закладывалась программа планировалось гораздо большее число миссий.

Поделиться