Тема: Эволюции сопла двигателя истребителя F-35B

Fighter jets World
F-35 STOVL system

Как видим, сопло двигателя F135-PW-600 истребителя F-35B двигается не только в строго вертикальной плоскости, но и на определенные углы налево и направо (на сколько градусов и для чего ? ). Внутри сопла имеются выпрямляющиеся/смыкающиеся пластины из высокопрочного материала (верхний кадр - сероватые треугольники), которые, вероятно, выполняют роль реверса.

У кого какие данные есть по этому вопросу?

Поделиться

2

Re: Эволюции сопла двигателя истребителя F-35B

Поделиться

3

Re: Эволюции сопла двигателя истребителя F-35B

пластины внутри сопла

Поделиться

4

Re: Эволюции сопла двигателя истребителя F-35B

Я уже задавал как-то вопрос, но не получил ответа: можно ли считать F-35B, за счет управляемого сопла, наиболее маневренным самолетом из всего всего семейства JSF? Или для боевых условий его характеристики не годятся?

Поделиться

5

Re: Эволюции сопла двигателя истребителя F-35B

arcad2000 пишет:

Я уже задавал как-то вопрос, но не получил ответа: можно ли считать F-35B, за счет управляемого сопла, наиболее маневренным самолетом из всего всего семейства JSF? Или для боевых условий его характеристики не годятся?

- Нет, нельзя. На скоростях БВБ его сопло никуда не поворачивается. Это не УВТ.

"Я не червонец, чтобы всем нравиться."   В.В. Маяковский
Хоббиhttp://www.sentido.ru/senteam.php?id_user=20

Поделиться

6

Re: Эволюции сопла двигателя истребителя F-35B

Вуду пишет:
arcad2000 пишет:

Я уже задавал как-то вопрос, но не получил ответа: можно ли считать F-35B, за счет управляемого сопла, наиболее маневренным самолетом из всего всего семейства JSF? Или для боевых условий его характеристики не годятся?

- Нет, нельзя. На скоростях БВБ его сопло никуда не поворачивается. Это не УВТ.

почему F-22 оснащен УВТ?
потому что этот самолет благодаря стелсовости предназначен для полетов на очень больших высотах, где разреженность стратосферы делает управляющие поверхности менее эффективными и поэтому изменение вектора тяги позволяет самолету быстрее маневрировать - менять траекторию полета

F-15 не нуждается в УВТ, потому что летает на более низких высотах, где плотность воздуха достаточна для эффективной работы аэродинамических поверхностей

F-35 предназначен для полетов на высотах F/A-18 и ему тоже совершенно не нужно УВТ

таким образом, УВТ эффективно для маневрирования на больших стратосферных высотах, а не над публикой на авиашоу - но даже в стратосфере УВТ не может защитить самолет от ракет противника. УВТ используется для быстрейшего выхода из зоны поражения ракет противника если самолет обнаружен

нестелс самолет не может летать на больших высотах, где рискует быть обнаруженным на очень большой дальности - УВТ ему не поможет

поэтому только сочетание стелса и УВТ может дать синергетический эффект для повышения боевых возможностей самолета

Су-57 имеет УВТ, но не имеет стелса - получается абсурд

Поделиться

7

Re: Эволюции сопла двигателя истребителя F-35B

Леонид пишет:
Вуду пишет:
arcad2000 пишет:

Я уже задавал как-то вопрос, но не получил ответа: можно ли считать F-35B, за счет управляемого сопла, наиболее маневренным самолетом из всего всего семейства JSF? Или для боевых условий его характеристики не годятся?

- Нет, нельзя. На скоростях БВБ его сопло никуда не поворачивается. Это не УВТ.

почему F-22 оснащен УВТ?
потому что этот самолет благодаря стелсовости предназначен для полетов на очень больших высотах, где разреженность стратосферы делает управляющие поверхности менее эффективными и поэтому изменение вектора тяги позволяет самолету быстрее маневрировать - менять траекторию полета

F-15 не нуждается в УВТ, потому что летает на более низких высотах, где плотность воздуха достаточна для эффективной работы аэродинамических поверхностей

- Не совсем так: у F-15 потолок так же как и у F-22 в районе 20-ти километров, и скорость максимальная не хуже. Проблема в том, что F-22 способен подойти незамеченным к вражеским ЗРК большой дальности и РЛС дальнего обнаружения и метнуть бомбы, а вот после этого ему нужно МАКСИМАЛЬНО БЫСТРО И С МИНИМАЛЬНЫМ РАДИУСОМ развернуться и давать дёру! На сверхзвуке и вблизи потолка он без УВТ этого сделать не сможет, там все манёвры будут размазаны на десятки километров и он продолжит сближаться со средствами обнаружения и ЗРК противника. Вот ради этого момента скорее всего ему и поставили УВТ. Во всех остальных случаях его огромный стабилизатор обеспечивает ему отличную маневренность по тангажу.

https://memeburn-ssl-sndytsvoxozgokstuvcm.netdna-ssl.com/wp-content/uploads/2017/08/lockheed-f22-raptor-medley-and-sky.jpg

"Я не червонец, чтобы всем нравиться."   В.В. Маяковский
Хоббиhttp://www.sentido.ru/senteam.php?id_user=20

Поделиться

8

Re: Эволюции сопла двигателя истребителя F-35B

я привожу слова западных авиационных комментаторов - сам я, конечно, не так глубоко в теме шарю ))

Поделиться

9

Re: Эволюции сопла двигателя истребителя F-35B

"Я не червонец, чтобы всем нравиться."   В.В. Маяковский
Хоббиhttp://www.sentido.ru/senteam.php?id_user=20

Поделиться

10

Re: Эволюции сопла двигателя истребителя F-35B

Леонид пишет:

я привожу слова западных авиационных комментаторов - сам я, конечно, не так глубоко в теме шарю ))

- На западе есть ведь тоже комментаторы разной глубины погружённости в тему...  ab

"Я не червонец, чтобы всем нравиться."   В.В. Маяковский
Хоббиhttp://www.sentido.ru/senteam.php?id_user=20

Поделиться

11

Re: Эволюции сопла двигателя истребителя F-35B

Вуду пишет:
Леонид пишет:

я привожу слова западных авиационных комментаторов - сам я, конечно, не так глубоко в теме шарю ))

- На западе есть ведь тоже комментаторы разной глубины погружённости в тему...  ab

откровенных дуриков даже я могу детектить ))

а вот утверждение, что УВТ Раптору нужно для сверхзвуковой маневренности на больших разреженных высотах - это интересно

оснащение УВТ например абсолютно нестелсовых Су-30МКИ и Су-35 это откровенная глупость - в плотной воздушной среде УВТ абсолютно не нужно )

Поделиться

12

Re: Эволюции сопла двигателя истребителя F-35B

Леонид пишет:

...а вот утверждение, что УВТ Раптору нужно для сверхзвуковой маневренности на больших разреженных высотах - это интересно

- Это медицинский факт, - на сверхзвуке, да ещё в разряжённой атмосфере эффективность аэродинамических органов управления существенно снижается. Вдобавок из-за сдвига на сверхзвуке фокуса назад, возрастает потребный момент на изменение угла атаки. Поэтому УВТ в этом месте бесспорно помогает, если нужен очень энергичный маневр.

оснащение УВТ например абсолютно нестелсовых Су-30МКИ и Су-35 это откровенная глупость - в плотной воздушной среде УВТ абсолютно не нужно )

- Н-нуу... Зато поможет при потери скорости ниже эволютивной, на режимах близких к сваливанию или при сваливании...

Надо же хоть чем-то козырнуть!  ad  ap

"Я не червонец, чтобы всем нравиться."   В.В. Маяковский
Хоббиhttp://www.sentido.ru/senteam.php?id_user=20

Поделиться

13

Re: Эволюции сопла двигателя истребителя F-35B

Вуду пишет:
Леонид пишет:

...а вот утверждение, что УВТ Раптору нужно для сверхзвуковой маневренности на больших разреженных высотах - это интересно

- Это медицинский факт, - на сверхзвуке, да ещё в разряжённой атмосфере эффективность аэродинамических органов управления существенно снижается. Вдобавок из-за сдвига на сверхзвуке фокуса назад, возрастает потребный момент на изменение угла атаки. Поэтому УВТ в этом месте бесспорно помогает, если нужен очень энергичный маневр.

оснащение УВТ например абсолютно нестелсовых Су-30МКИ и Су-35 это откровенная глупость - в плотной воздушной среде УВТ абсолютно не нужно )

- Н-нуу... Зато поможет при потери скорости ниже эволютивной, на режимах близких к сваливанию или при сваливании...

Надо же хоть чем-то козырнуть!  ad  ap

писали, что радиус разворота SR-71 на его невъебенной скорости составляет 145 км - и он даже заскакивал в воздушное пространство СССР - при наличии УВТ он бы разворачивался шустрее )))

Поделиться

14

Re: Эволюции сопла двигателя истребителя F-35B

Леонид пишет:

...писали, что радиус разворота SR-71 на его невъебенной скорости составляет 145 км - и он даже заскакивал в воздушное пространство СССР - при наличии УВТ он бы разворачивался шустрее )))

ag У него есть существенные ограничения по перегрузке, а чем энергичнее маневр, тем больше перегрузка.  Вот ему уже точно УВТ никогда не надобен...  bl

"Я не червонец, чтобы всем нравиться."   В.В. Маяковский
Хоббиhttp://www.sentido.ru/senteam.php?id_user=20

Поделиться

15

Re: Эволюции сопла двигателя истребителя F-35B

Вуду пишет:
Леонид пишет:

...писали, что радиус разворота SR-71 на его невъебенной скорости составляет 145 км - и он даже заскакивал в воздушное пространство СССР - при наличии УВТ он бы разворачивался шустрее )))

ag У него есть существенные ограничения по перегрузке, а чем энергичнее маневр, тем больше перегрузка.  Вот ему уже точно УВТ никогда не надобен...  bl

что пишут в западных газетах...

один из наиболее маневренных истребителей мира американский F-16 имеет радиус разворота (виража) около 1,5 км при перегрузке 6-8 g

SR-71 имеет радиус виража на крейсерском сверхзвуке 3М примерно 80 км - если бы он попытался развернуться в радиусе 1,5 км как F-16 - его бы разорвало на куски

F-22 может применять УВТ при сверхзвуковой скорости, но эта скорость примерно 1,5М - такая скорость не является рабочей для SR-71 - его рабочая скорость 3М, и УВТ на такой скорости может просто разрушить самолет

Поделиться

16

Re: Эволюции сопла двигателя истребителя F-35B

Леонид пишет:

оснащение УВТ например абсолютно нестелсовых Су-30МКИ и Су-35 это откровенная глупость - в плотной воздушной среде УВТ абсолютно не нужно )

Пилоты Су-27 и его производных говорят, что все они страдают одной болезнью - любят валится в штопор. Это плата за статически неустойчивую компоновку. Вот мнение пилота Су-33:

+ открыть спойлер

Теперь про Су-27 и штопор. Если начать с начала, то при испытаниях в ЦАГИ по 27-му было выдано однозначное заключение "Самолет из штопора не выводится". Первые строевые самолеты имели рекомендацию для летчиков - "При попадании в штопор немедленно катапультироваться". Такие дела ВВС естественно не устраивали и была большая испытательная программа, по которой шеф-пилотом был Пугачев. именно тогда и родились все эти "кобры" и прочее циркачество. Выводить 27-ой из штопора научились, но у него остались следующие неприятные особенности:
1. Штопор у Су-27 непредсказуемый. Т. е. при одних и тех же действиях рулями можно получить аж три вида - неустойчивый, крутой установившийся и плоский. При этом методика вывода из этих видов штопора разная и очень легко проколоться на динамическом стереотипе.
2. У 27-го очень высокая вертикальная скорость в штопоре, до 100 м\с при этом один виток около 20 сек. Потерю высоту можете сами посчитать.
3. У 27-го приличное запаздывание на вывод - после установки рулей на вывод он выходит в горизонт секунд через 20 с потерей 2500-3000 м высоты. Отсюда растет ограничение по штопору в 3000м. Если попал в штопор от 3000 и ниже или до 3000 не вышел - немедленно катапультироваться.
4. 27-ой имеет скверную привычку залипать при выводе на больших углах атаки. После прекращения штопорного вращения он висит на 40 градусах и его надо оттуда сдергивать, при этом ручкой надо работать ювелирно, только по тангажу без малейшего намека на крен или скольжение, (иначе) он тут же снова свалится.
5. 27-й очень легко загоняется в противоположный штопор при малейших ошибках вывода. Слишком сильно дернул педалями, слишком много дал ручку - получи штопор в противоположную сторону.
.....
Если ставить приоритеты, то УВТ нужен чтобы в штопор не попасть в первую очередь. И сделать легче выход во вторую.

Отредактировано yankhel (11.08.2018 12:45:40)

Поделиться

17

Re: Эволюции сопла двигателя истребителя F-35B

Леонид пишет:

что пишут в западных газетах...

один из наиболее маневренных истребителей мира американский F-16 имеет радиус разворота (виража) около 1,5 км при перегрузке 6-8 g

SR-71 имеет радиус виража на крейсерском сверхзвуке 3М примерно 80 км - если бы он попытался развернуться в радиусе 1,5 км как F-16 - его бы разорвало на куски

F-22 может применять УВТ при сверхзвуковой скорости, но эта скорость примерно 1,5М - такая скорость не является рабочей для SR-71 - его рабочая скорость 3М, и УВТ на такой скорости может просто разрушить самолет

- Последний абзац - цитата, или Ваша мысль?  Это неправильная мысль, потому, что тут дело совершенно не в числе М, тут всё дело в максимальной эксплуатационной перегрузке (разрушающая примерно в полтора раза больше). Для SR-71 - 2.5G was the SR-71's structural stress limit... The SR-71 also had pretty low G-limits…  at higher speeds, no more than 1.5G.
Число М=1.5, или М=3.2 тут не имеет значения. Важна перегрузка, а ny=1/cosγ, где γ - угол крена.
Формула радиуса разворота:
R=V²/g*tgγ
arccosγ=1/ny=1/1.5=48°
tg48°=1.11
3.2M=944 м/сек
R=944²/9.81*1.11=81,837 метров, почти 82 километра, - радиус разворота.

"Я не червонец, чтобы всем нравиться."   В.В. Маяковский
Хоббиhttp://www.sentido.ru/senteam.php?id_user=20

Поделиться

18

Re: Эволюции сопла двигателя истребителя F-35B

yankhel пишет:
Леонид пишет:

оснащение УВТ например абсолютно нестелсовых Су-30МКИ и Су-35 это откровенная глупость - в плотной воздушной среде УВТ абсолютно не нужно )

Пилоты Су-27 и его производных говорят, что все они страдают одной болезнью - любят валится в штопор. Это плата за статически неустойчивую компоновку. Вот мнение пилота Су-33:

+ открыть спойлер

Теперь про Су-27 и штопор. Если начать с начала, то при испытаниях в ЦАГИ по 27-му было выдано однозначное заключение "Самолет из штопора не выводится". Первые строевые самолеты имели рекомендацию для летчиков - "При попадании в штопор немедленно катапультироваться". Такие дела ВВС естественно не устраивали и была большая испытательная программа, по которой шеф-пилотом был Пугачев. именно тогда и родились все эти "кобры" и прочее циркачество. Выводить 27-ой из штопора научились, но у него остались следующие неприятные особенности:
1. Штопор у Су-27 непредсказуемый. Т. е. при одних и тех же действиях рулями можно получить аж три вида - неустойчивый, крутой установившийся и плоский. При этом методика вывода из этих видов штопора разная и очень легко проколоться на динамическом стереотипе.
2. У 27-го очень высокая вертикальная скорость в штопоре, до 100 м\с при этом один виток около 20 сек. Потерю высоту можете сами посчитать.
3. У 27-го приличное запаздывание на вывод - после установки рулей на вывод он выходит в горизонт секунд через 20 с потерей 2500-3000 м высоты. Отсюда растет ограничение по штопору в 3000м. Если попал в штопор от 3000 и ниже или до 3000 не вышел - немедленно катапультироваться.
4. 27-ой имеет скверную привычку залипать при выводе на больших углах атаки. После прекращения штопорного вращения он висит на 40 градусах и его надо оттуда сдергивать, при этом ручкой надо работать ювелирно, только по тангажу без малейшего намека на крен или скольжение, (иначе) он тут же снова свалится.
5. 27-й очень легко загоняется в противоположный штопор при малейших ошибках вывода. Слишком сильно дернул педалями, слишком много дал ручку - получи штопор в противоположную сторону.
.....
Если ставить приоритеты, то УВТ нужен чтобы в штопор не попасть в первую очередь. И сделать легче выход во вторую.

значит, очень осторожно надо пилотировать Су-27 - неустойчивая аэродинамика может выйти из-под контроля

Поделиться

19

Re: Эволюции сопла двигателя истребителя F-35B

- А у F-22 эксплуатационная перегрузка (в боевой обстановке) 9.5 единиц.
Поэтому на скорости 2М=590 м/сек у него будет радиус разворота:
R=590²/9.81*9.45=3,755 метров, - ничтожно малая по сравнению с SR-71. И позволяющая не приближаться к батареям ЗРК и РЛС обнаружения после сброса SDB и максимально быстро развернуться, чтобы драпать назад.

И вот тут ему УВТ (тот самый, 2D, в одной плоскости, 3D ему без надобности) нужен "как воздух"...  ab

Отредактировано Вуду (11.08.2018 13:09:46)

"Я не червонец, чтобы всем нравиться."   В.В. Маяковский
Хоббиhttp://www.sentido.ru/senteam.php?id_user=20

Поделиться

20

Re: Эволюции сопла двигателя истребителя F-35B

Леонид пишет:

Пилоты Су-27 и его производных говорят, что все они страдают одной болезнью - любят валится в штопор. Это плата за статически неустойчивую компоновку.

- Вот поэтому лётчики Су-30СМ и Су-35С (производные от Су-27) могут совершенно этого не бояться, - 3D УВТ их спасает при любом раскладе...

А статически неустойчивая компоновка сегодня поголовно у всех истребителей, тут идёт борьба за совершенство САУ, которая не даёт лётчику свалиться...

Отредактировано Вуду (11.08.2018 13:07:49)

"Я не червонец, чтобы всем нравиться."   В.В. Маяковский
Хоббиhttp://www.sentido.ru/senteam.php?id_user=20

Поделиться