1

Тема: Alpha Jet

Лёгкий реактивный штурмовик Alpha Jet

Alpha Jet – легкий реактивный штурмовик и учебно-тренировочный самолет, который стал совместной разработкой немецкой авиационной компании Dornier и французского концерна Dassault-Breguet, известен также как Dassault/Dornier Alpha Jet. Самолет был создан еще в начале 1970-х годов, но несмотря на свой возраст до сих пор состоит на вооружении ВВС многих стран и достаточно широко используется ими. За время производства с 1973 по 1990 год было построено 480 самолетов Alpha Jet всех модификаций.
В конце 1969 года между ФРГ и Францией была достигнута договоренность о совместной работе над новым легким ударным двухдвигательным дозвуковым боевым самолетом. Изначально планировалось, что новый самолет можно будет использовать и в качестве учебно-тренировочного и как легкий штурмовик. Разработка велась инженерами обеих стран на базе проектов Dornier P.375 и Breguet Br.126, новый легкий штурмовик получил название Alpha Jet. Согласно первоначальным планам каждая из стран участниц проекта планировала построить по 200 таких самолетов. Постройка самолетов должна была вестись в двух странах на базе заводов компаний Dassault и Dornier соответственно. Первоначально на легкий штурмовик собирались установить американские двигатели General Electric J85, которые очень хорошо зарекомендовали себя на истребителе F-5 и учебно-тренировочном самолете Т-38, однако французы сумели настоять на установке двигателей собственного производства Larzac 04-C6, развивавших тягу 1350 кгс. Для исключения поражения самолета одной зенитной ракетой или снарядом двигатели штурмовика максимально разнесли по его бортам.
https://topwar.ru/uploads/posts/2018-01/thumbs/1516843667_alpha_jet_1b.jpg

Требования к легкому штурмовику Alpha Jet и его тактико-техническим характеристикам вырабатывались, исход из особенностей предполагаемых боевых действий на европейском ТВД. На тот момент в Европе имелось огромное количество советской бронетехники, а также мощная система войсковой ПВО, насыщенной в том числе самоходными зенитно-артиллерийскими комплексами и мобильными ЗРК малой и средней дальности. Штурмовик планировалось использовать в боевых действиях, характеризующихся скоротечностью, динамичностью, массированным применением различных образцов бронетехники, необходимостью постоянной борьбы с десантами противника и блокированием подхода его резервов.
https://topwar.ru/uploads/posts/2018-01/thumbs/1516843809_alpha_jet_e.jpg

Первый полет Alpha Jet совершил 26 октября 1973 года, спустя четыре года самолеты начали поступать на вооружение ВВС Франции, а спустя некоторое время и ВВС ФРГ. Во время обширной системы испытаний было выявлено, что в 600 случаях сваливания самолета Alpha Jet в штопор как при нормальном, так и при перевернутом полете, его управление оставалось достаточно эффективным, а при снятии пилотом усилия с педалей и ручки управления, самолет самостоятельно выходил из штопора. При полете с убранным шасси и закрылками самолет уходил в штопор на скорости порядка 185 км/ч. При работающих двигателях предупреждение о сваливании (проявлялось в ощутимой тряске) возникало на углах атаки 15 градусов, а сваливание происходило при достижении угла атаки 18 градусов. Минимальная практическая скорость легкого штурмовика при выпущенных шасси и закрылках составляла всего 157 км/ч.
Первые серийные учебно-тренировочные самолеты Alpha Jet Е начали поступать на вооружение французских эскадрилий в декабре 1977 года, а серийные легкие штурмовики Alpha Jet А начали появляться в «Люфтваффе» на полгода позднее. В составе ВВС ФРГ самолет пришел на смену истребителю-бомбардировщику «Фиат» G-91, а в ВВС Франции они призваны были заменить устаревшие учебно-тренировочные самолеты CM-170 и «Локхид» T-33.
https://topwar.ru/uploads/posts/2018-01/thumbs/1516843710_alpha_jet_a.jpg

Вполне очевидно, что самолеты, предназначенные для эксплуатации в ВВС Франции и ФРГ, имели существенные отличия в составе БРЭО и вооружения. Французы изначально делали ставку на использование нового двухместного дозвукового реактивного самолета в качестве простой учебно-тренировочной машины. Немцы же в свою очередь были заинтересованы в получении легкого штурмовика, который можно было бы использовать для борьбы с бронетехникой противника. В этой связи германские машины получали более совершенный прицельно-навигационный комплекс. Всего ВВС ФРГ заказали 175 штурмовиков, ВВС Франции – 176 самолетов. Помимо этого 33 самолета в версии Alpha Jet 1В, очень близких по составу бортового радиоэлектронного оборудования к французским Alpha Jet Е, было построено специально для ВВС Бельгии.
У легкого штурмовика Alpha Jet было одно специфическое преимущество: самолет мог летать на существенно более низких скоростях, чем самолеты F-5E, «Мираж-3Е», A-104C, F-15, F-18, для которых такой полет был просто недоступен. Данное преимущество позволяло экипажу Alpha Jet уклоняться от атак со стороны сверхзвуковых истребителей противника. По характеристикам угловой скорости, виража, радиуса разворота в горизонтальной плоскости легкий штурмовик заметно превосходил других представителей боевой тактической авиации натовских стран, в том числе и американский штурмовик А-10, который специально разрабатывался для непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск на поле боя. Причем с уменьшением скорости полета эти преимущества штурмовика Alpha Jet только увеличивались.
В то же время, как и все дозвуковые реактивные самолеты, отличающиеся сравнительно небольшой тяговооруженностью, Alpha Jet значительно уступал сверхзвуковым боевым машинам в скороподъемности. Для того чтобы набрать высоту 9150 метров с момента отрыва от аэродромной полосы ему требовалось около 7 минут. Принимая во внимание летно-технические характеристики легкого штурмовика, его основным средством защиты от атак истребительной авиации противника были: небольшой радиус разворота в горизонтальной плоскости, использование предельно малых высот полета и возможность широкого маневра по скорости полета.
https://topwar.ru/uploads/posts/2018-01/thumbs/1516843722_alpha_jet_iwelumo-2.jpg

Наличие надежной и простой дублированной гидравлической системы управления обеспечивало штурмовику очень хорошее пилотирование во всех диапазонах скоростей и высот полета. Учитывая специфику применения Alpha Jet и частое выполнение полетов на малых высотах в зоне повышенной турбулентности, запас прочности конструкции легкого штурмовика был очень существенным. Максимальная расчетная перегрузка составляла для него от +12 до -6 единиц. Во время совершения испытательных полетов летчики неоднократно выходили на пикировании на сверхзвуковые скорости полета, при этом машина сохраняла адекватное управление, не проявляя склонности к затягиванию в пикирование или переворачиванию. В то же время в строевых частях максимальная скорость самолета без груза на внешней подвеске была ограничена 930 км/ч. При этом маневренные характеристики легкого штурмовика позволяли ему вести воздушный бой с вертолетами противника и оставляли шанс в бою с истребителями, имевшимися на вооружении НАТО на рубеже 1970-80-х годов.
Для преодоления развитой системы ПВО противника экипажам легких штурмовиков Alpha Jet A рекомендовалось совершать полет на малых высотах с выполнением резких по направлению и скорости полета противоракетных и противозенитных маневров. Для защиты самолета экипаж мог использовать пассивные и активные средства РЭБ, которые могли быть установлены в подвесные контейнеры перед совершением боевого вылета. По отзывам военных летчиков, которым довелось пилотировать самолет Alpha Jet, данная машина обладала отличными боевыми и пилотажными возможностями. Во многом это и обеспечило самолету долгую службу в составе ВВС многих стран (ВВС Франции, Бельгии, Португалии, Египта, Марокко и других стран по-прежнему используют данный самолет в качестве учебно-боевого).
Стойкость к боевым повреждениям у легкого штурмовика Alpha Jet была достаточно неплохой. Продуманная компоновка, наличие дублированной гидравлической системы управления и два разнесенных по бортам фюзеляжа двигателя давали самолету шанс вернуться на аэродром, к примеру, при поражении ПЗРК «Стрела-2».
Летно-технические характеристики Alpha Jet:
Габаритные размеры: длина – 13,23 м, высота – 4,19 м, размах крыла – 9,11 м, площадь крыла – 17,5 м2.
Масса пустого самолета – 3515 кг.
Нормальная взлетная масса – 5000 кг.
Максимальная взлетная масса – 7500 кг.
Силовая установка – 2 ТРД SNECMA/Turbomeca Larzac, тяга 2х1350 кгс (нефорсированная).
Максимальная скорость полета – порядка 1000 км/ч (у земли).
Максимальная скороподъемность – 2700 м/мин.
Практическая дальность полета – 3000 км.
Практический потолок – 13 700 м.
Вооружение – 1х27-мм авиационная пушка Mauser BK27 (120 выстрелов).
Боевая нагрузка – до 2500 кг на 5 узлах подвески: УР «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», бомбы, НУР, контейнеры с пушечным или пулеметным вооружением.
Экипаж: 1-2 человека.

Поделиться