Тема: Польский F-16. 15 лет истории - прошлое и будущее. Часть 1

"Военный Паритет", 29 дек. 2017 - "Победителем в тендере на многоцелевой самолет для ВВС  Польши может быть только один истребитель, и им стал F-16 Block 50/52+", заявил 27 декабря 2002 года министр обороны Ежи Шмайдзинский. Таким образом, прошло пятнадцать лет с момента выбора F-16 Jastrząb ("Ястреб"), первые 15 машин прибыли в Польшу. Как прошел конкурсный отбор и какое будущее ожидает польский F-16?

Решение о выборе истребителя, в отличие от слов министра Шмайдзинского, не было ни очевидным, ни быстрым. Конкурс длился 675 дней, и в нем приняли участие несколько сильных конкурентов. На последнем этапе боролись французский Mirage 2000-5, шведский JAS-39C/D Gripen и американский F-16 Block 52+.

Наконец, в оценке американского предложения было добавлено несколько победных пунктов в 100-балльной рейтинговой шкале. По неофициальной информации, F-16 набрал 96 очков, "Грипен" всего на три балла меньше. Офсет, который американцы оценивали в 9,8 млрд долл США (польская сторона - чуть более 6 млрд злотых), также мог иметь важное значение. Насколько это было достигнуто и в какой степени это сказалось в возможностях польской промышленности - отдельная тема.

Польский "Ястреб 52+"

Факт остается фактом: 18 апреля 2003 года был подписан контракт на поставку 48 самолетов F-16C/D Block 52. В то время это был новейший вариант F-16, предоставленный военно-воздушным силам НАТО. У машин были новый двигатель Pratt & Whitney F100-PW-229 с большей тягой и меньшим весом, чем в предыдущих версиях.

Бортовая РЛС управления оружием AN/APG-68 (V) 9 с расширенными возможностями обнаружения и идентификации целей использовалась в режимах "воздух-воздух" и "воздух-земля", имелся более точный режим синтезированной апертуры (SAR) для эффективного отслеживания наземных целей и наблюдения за местностью. Самолет также показал лучшие возможности в ведении РЭБ.

Машины версии 52+ были в первую очередь приспособлены к применению недавно принятых на вооружение УАБ серии JDAM (Joint Direct Attack Munition), самолет оснащен модульным компьютером, цветными многофункциональными дисплеями в кабине, может использовать конформные топливные баки на верхней поверхности фюзеляжа.

Первый польский F-16C (бортовой номер 4040) был протестирован в Форт-Уорте (Техас, США) 14 марта 2006 года, первый F-16D (бортовой номер 4076) в конце мая. 9 ноября 2006 года первые два польских самолета F-16 совершили посадку в аэропорту Кржизины. "Летайте благополучно, знаменитые польские военно-воздушные силы! Я называю вас "Ястребом", самолет был окрещен женой президента Марией Качиньской. На торжественном приеме также присутствовали президент Лех Качиньский и министр национальной обороны Радослав Сикорский. 11 ноября ВВС были официально переданы четыре машины. Последний самолет прибыл в страну 12 декабря 2008 года. В настоящее время в Польше насчитывается 36 одноместных F-16C и 12 двухместных F-16D.

Охрана (не только) польского неба

От доставки самолета до оперативной готовности дорога, к сожалению, не так проста, и не только в польской авиации. Необходимо признать, что эксплуатация и обучение персонала не были должным образом продуманы.

Пилоты устаревших  самолетов  TS-11 Iskra ("Искра") переключились на цифровой, современный F-16. Кроме того, в США проводилось обучение польских пилотов за миллионы долларов. Не хватало современных учебных спарок. Тендер на самолет AJT (Advanced Jet Trainer), который должен быть завершен до поставки первого F-16, буксовал до декабря 2013 года. Был выбран самолет компании Leonardo (ранее Alenia Aermacchi) M346 Master, и первые машины прибыли в Польшу лишь в ноябре 2016 года. Однако из-за того, что они не отвечали всем требованиям, целый год после прибытия они не использовались для обучения пилотов.

Другая проблема заключалась в обеспечении адекватного уровня эффективности и летной готовности польского парка F-16, в том числе в связи с тем, что обнаружились проблемы с поставкой запасных частей. Польский F-16 должен был полностью функционировать в 2014 году, но объявление о полной боевой готовности никогда официально не подтверждалось. На протяжении многих лет самолеты принимали участие только в учебных, а не оперативных миссиях.

Прорыв состоялся в отправке в 2016 году четырех F-16 в Кувейт, оснащенных разведывательными станциями DB-110, откуда они должны были выполнять разведывательные полеты над Ираком и Сирией (нижнее фото).

окончание
Польский F-16. 15 лет истории - прошлое и будущее. Часть 2
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=19112

Поделиться

2

Re: Польский F-16. 15 лет истории - прошлое и будущее. Часть 1

С поляками в части бизнеса могут сравниться только китайцы.

Поделиться