БЛА RQ-2 "Пионер" (США, 1986)
Тактический, разведывательный, применяется в интересах звена «рота – батальон».
Максимальная скорость полета, км/ч – 175
Крейсерс¬кая скорость полета км/ч - 100
Практический потолок, м - 4500
Радиус действия с боевой нагрузкой, км - 185
Продолжительность полета, ч - 6
Основное разведывательное оборудование: телевизионная камера, ИК-камера
Геометрические размеры, м: длинна – 2,9; размах крыла – 5,11
Взлетная масса/ масса полезной нагрузки, кг – 200 / 45
БЛА RQ-7 "Шэдоу 200" (США, 2002)
Тактический, разведывательный, применяется в интересах звена «рота – батальон».
Максимальная скорость полета, км/ч – 230
Крейсерс¬кая скорость полета км/ч - 156
Практический потолок, м - 4600
Радиус действия, км – 125
Продолжительность полета, ч – 6
Основное разведывательное оборудование: телевизионная камера, ИК-камера
Геометрические размеры: длинна – 3,4; высота – 0,91; размах крыла – 3,89
Взлетная масса / масса полезной нагрузки кг – 150 / 27
Масса пустого, кг – 91
БЛА RQ-5А "Хантер" (США)
Тактический, разведывательный, применяется в интересах звена «рота – батальон».
Максимальная скорость полета, км/ч – 204
Крейсерс¬кая скорость полета км/ч - 150
Практический потолок, м - 4500
Радиус действия с боевой нагрузкой, км - 275
Продолжительность полета, ч – 12
Основное разведывательное оборудование: телевизионная камера, ИК-станция, лазеный дальномер целеуказатель
Геометрические размеры, м: длинна – 6,9 ; размах крыла – 8,9
Взлетная масса/ масса полезной нагрузки, кг – 726 / 113
БЛА "Драгон Дрон" (США, 1998)
Тактический, разведывательный, применяется в интересах звена «рота – батальон».
Максимальная скорость полета, км/ч – 185
Крейсерс¬кая скорость полета км/ч – от 70 до 120
Практический потолок, м - 3000
Радиус действия с боевой нагрузкой, км – 40
Продолжительность полета, ч: 2 - 3
Основное разведывательное оборудование: телевизионная или ИК-камера, лазерный дальномер-целеуказатель
БЛА "Игл Ай" TR-911D (США, 2002)
Разведывательно-ударный. Вертикальный взлет и посадка.
Максимальная скорость полета, км/ч – 389
Крейсерская скорость полета, км/ч – 370
Радиус действия, км – 370
Практический потолок, м - 6 100
Продолжительность полета – 3 часа с полезной нагрузкой 91 кг
Основное бортовое оборудование: бортовой компьютер, автоматическую систему управ¬ления полетом, разведывательную аппаратуру, аппаратуру для передачи данных, а также (в зависимости от задач полета) систему обнаружения мин и средства поражения противника
Запас топлива, л - 166,6
Геометрические размеры, м: длинна – 5,46; высота – 1,74; ширина – 4,63
Взлетная масса/ масса полезной нагрузки, кг – 1 020 / до 136
Силовая установка – двигатель фирмы «Роллс-Ройс» мощностью 450 л. с.
БЛА FQM-155A "Пойнтер" (США)
Тактический, разведывательный, применяется в интересах звена «взвод -рота»
Максимальная скорость полета, км/ч – 80
Практический потолок, м - 4500
Радиус действия с боевой нагрузкой, км - 8
Продолжительность полета, ч - 2
Основное разведывательное оборудование: телевизионная камера
Геометрические размеры, м: длинна – 1,83; размах крыла – 2,74
Взлетная масса/ масса полезной нагрузки, кг – 4,55 / 0,9
БЛА "Равен" (США)
Тактический, разведывательный, применяется в интересах звена «взвод -рота»
Максимальная скорость полета, км/ч – 64
Практический потолок, м – около 3000
Радиус действия с боевой нагрузкой, км - 10
Продолжительность полета, ч – 1,5
Основное разведывательное оборудование: телевизионная камера
Геометрические размеры, м: длинна – 0,91; размах крыла – 1,33
Взлетная масса/ масса полезной нагрузки, кг – 2,3 / 0,18
БЛА «Сайфер-2» (США) Тактический разведывательный.
Максимальная скорость полета, км/ч - 230
Практический потолок, м - 3500
Радиус действия, км – 50
Продолжительность полета, ч - 3
Геометрические размеры, м - : диаметр – 2; высота– 0,7, размах крыла - 2
Взлетная масса/ масса полезной нагрузки, кг – 100/ 20
Разведы¬вательное оборудование: телеви¬зионная и тепловизионная камеры, лазерный дальномер-целеуказатель и аппаратура приема-передачи данных. Могут быть включены также средства радио- и радио¬технической разведки.
К дополни¬тельным возможностям БЛА также относятся: доставка сбрасываемой полезной нагрузки (например, датчиков радиационной, химичес¬кой разведки)
БЛА "Тайфун" (ФРГ)
Максимальная скорость полета, км/ч– 270
Крейсерс¬кая скорость полета км/ч - 220
Практический потолок, м - 4000
Радиус действия, км– 250
Продолжительность полета, ч - 4
Основное разведывательное оборудование: РЛС с синтезированием апертуры и режимом доплеровского обужения луча, лазерный дальномер - целеуказатель
Геометрические размеры: длинна – 2,08; размах крыла – 2,26
Взлетная масса / масса полезной нагрузки, кг – 160 /50 (20)
Решаемые задачи: поиск и по¬ражение бронетанковой техники, артилле¬рии на огневых позициях, командных пун¬ктов, штабов и других важных наземных целей в интересах сухопутных войск. Разведывательно-ударный.
"Луна" Х-2000 (ФРГ, 2002)
Максимальная скорость полета, км/ч – 160
Крейсерс¬кая скорость полета км/ч - 70
Практический потолок, м - 4000
Радиус действия, км / с боевой нагрузкой, кг – 100 / *
Продолжительность полета, ч - 4
Основное разведывательное оборудование: Цветная цифровая видеокамера, цифровой фотоаппарат, ИК-камера, датчики радиационной и хи¬мической разведки
Геометрические размеры,м: длинна – 2,28; размах крыла – 4,17
Взлетная масса/ масса полезной нагрузки, кг – 30/ 3
Запуск осуществляется с катапультной установки, посадка - с помощью парашютной системы или посадочной сети. Время подготовки к повторному вылету составляет не более 15 мин.
CL-289 (AN/USD-502) (ФРГ, Франция, Канада, 1990-1991)
Максимальная скорость полета, км/ч – 750
Крейсерс¬кая скорость полета км/ч - 741
Практический потолок, м - 3000
Радиус действия, км – 200
Продолжительность полета, ч – 35 минут
Основное разведывательное оборудование: АФА фир¬мы «Цейс», ИК-станция SUPER CYCLOPE разработки французской фирмы SAT
Геометрические размеры: длинна – 4,68; размах крыла – 1,32
Взлетная масса/ масса полезной нагрузки, кг – 220 / 20
Пуск аппарата про¬изводится с наземной мобильной пусковой ус¬тановки, посадка - с помощью парашютной системы на надувные амортизаторы.
Комплекс «Piver», обеспечивает: подготовку к запуску БЛА; прием и обработ¬ку в реальном масштабе времени разведыва¬тельной информации.
"Феникс" (Великобритания, 1998)
Максимальная скорость полета, км/ч – 185
Крейсерс¬кая скорость полета км/ч – около 100
Практический потолок, м – 12750. Радиус действия, км – 70
Продолжительность полета, ч - 5
Основное разведывательное оборудование: ИК-станция, телеобъектив, 16-разрядный процессор; передняя и задняя антенны пере¬дачи данных, обеспечивающие остронаправленную засекреченную связь. Сканирование местности в пределах 360° по азимуту и углу места
Геометрические размеры: длина – 3,4; размах крыла –4,2
Взлетная масса/ масса полезной нагрузки, кг – 140 / 45
Основные элементы летной секции БЛА «Феникс»: автомобиль «Лэнд Ровер» поиска и спасения БЛА; наземный пункт управления; терминал связи; пусковая установка; прицеп с агрегатом электропитания БЛА; БЛА «Феникс»
"Крессель " (Франция, 1995)
Максимальная скорость полета, км/ч – 250
Крейсерс¬кая скорость полета км/ч – 160
Практический потолок, м – от 300 до 4000
Радиус действия, км – 60 – 90 (с использованием воздушного ретранслятора до 200)
Продолжительность полета, ч – 5, просмотр территории площадью около 1000 км2.
Основное разведывательное оборудование: ИК- камера CYCLOPE 2000 и телекамера, сканирующая камера
Взлетная масса / масса полезной нагрузки, кг – 135 / 35
В типовой состав системы «Crecerelle» входят: мобильная станция управления на автомобиле повышенной проходимости АСМАТ; шесть БЛА и две пусковые установки, размещенные на двух 5-т автомобилях VLRA с прицепами.
БЛА "Фокс" –ТХ, АТ (Франция, 1995). Модификации TX для решения задач РЭБ, модификации АТ для наблюдения за полем боя и выдачи целеуказаний
Максимальная скорость полета, км/ч – 200; Крейсерс¬кая скорость полета км/ч – 50 – 145; Практический потолок, м – от 100 до 4000; Радиус действия, км– 200. Продолжительность полета, ч – 5; Геометрические размеры: длинна – 2,75; размах крыла – 3,6; Взлетная масса/ масса полезной нагрузки, кг – 120 / 25 (10)
Обо¬рудование имеет модульную конструкцию, что обеспечивает быструю его замену в зави¬симости от поставленной задачи и условий ее выполнения. Варианты:
- АТ - ИК-камера, цифровые видеокамеры – монохроматическая и цветная;
- РЭБ - приемники Р и РТР, аппаратура радио¬пеленгования, анализа и обработки информа¬ции, станции постановки радиопомех, приемо¬передающие антенны
Пункт управления установлен на шас¬си автомобиля «Рено» TRM 4000, который буксирует прицеп, предназначенный для перевозки четырех БЛА и их запуска.
"Спервер" (Франция, Нидерланды, Швеция, 1995-1997; СВ)
Максимальная скорость полета, км/ч – 250
Крейсерс¬кая скорость полета км/ч - 210
Практический потолок, м – от 300 до 5000. Радиус действия, км – 180
Продолжительность полета, ч – 8 при скорости 120 км/ч
Взлетная масса/ масса полезной нагрузки, кг – более 135 / 45
Основное разведывательное оборудование: ИК-станция, цифровая камера, РЛС с синтезиро¬ванием апертуры, аппаратура съема метеорологичес¬ких параметров. В качестве полезной нагрузки может использоваться также станция РТР или РЭП.
Передача данных разведки обеспечивается на дальностях до 150 км.
Стандартный комплект системы «Sperwer» включает: от четырех до шести БЛА; семь 4-т автомобилей (для размещения ПУ полетом, производства запуска, пере¬возки и обслуживания БЛА) и два грузовых автомобиля (для ЭСУ и ЗИП).
Мини-БЛА
Мини-БЛА "Auto Copter" (США, 2006)
Боевой, вертолетного типа
Максимальная скорость полета, км/ч - 96
боковая скорость, км/ч – 56
Вооружение: автоматическая винтовка АА-12 ( 20 выстрелов), либо гранаты FRAG-12
Геометрические размеры, м: длинна – 2.
Взлетная масса, кг – 13
Полет в автономном режиме по данным КРНС NAVSTAR, в полуавтономном по командам оператора. При отказе двигателя автоматически срабатывает пара¬шютная система, с помощью которой аппарат совершает аварийную посадку.
"Дрэгон Ай" (США) Малогабаритная тактическая система воздушной разведки
Скорость полета, км/ч - 65
Высота ведения разведки, м - 300
Дальность ведения разведки, км – 10
Продолжительность полета, ч – 0,5
Масса БЛА с полезной нагрузкой, кг – 2
Масса станции управления оператора, кг – 3-4
Геометрические размеры станции управления, м – 0,37х0,37х0,17, исполнена в виде заплечного ранца
Разведы¬вательное оборудование: модульное оптоэлектронное устройст¬во аэросъемки
Управление БЛА осуществляется в авто¬номном или полуавтоматическом режимах, при этом с помо¬щью пульта корректируется маршрут полета БЛА, направ¬ления съемки и увеличения оптической системы оптоэлектронной камеры.
Силовая установка электрическая, два несущих винта.
Мини-БЛА вертолетного типа Vigilant F-2000M (Франция, 1997)
Крейсерс¬кая скорость полета км/ч - 100
Практический потолок, м - 3000
Радиус действия, км – 15-30
Продолжительность полета, ч – 1-2
Основное разведывательное оборудование: панорамная фотокамера с высоким разреше¬нием или ИК-камера (аппаратура РТР или РЭП), а также телеметрический приемопере¬датчик, приемник КРНС NAVSTAR.
Взлетная масса/ масса полезной нагрузки, кг – 32/ 8-10
В состав системы (общая масса около 780 кг), размещаемой на одном автомобиле, входят станция управления, два БЛА и вспо¬могательное оборудование.
Мини-БЛА семейства «Кароло» С-40 (ФРГ, 2005;СВ)
Крейсерс¬кая скорость полета км/ч - /*
Практический потолок, м - *
Радиус действия, км / с боевой нагрузкой, кг – 370 / *
Продолжительность полета, ч – 0,4
Основное разведывательное оборудование: видеокамера
Геометрические размеры: длинна – 0,3, размах крыла – 0,4
Максимальная взлетная масса,кг – 0,45
Средство разведки в интересах командиров уровня взвод-рота. В семейство входят также БЛА Р-50, Р-70, Т-140
Перспективные тактические БЛА
БЛА А160 «Хамингберд» (США, 2006)
БЛА 4-го класса «А160» Применяется в интересах звена «бригада - дивизия».
Максимальная скорость полета, км/ч - 260
Практический потолок, м - 16800
Максимальная дальность полета, км – 5500
Продолжительность полета, ч – не менее 48 на высоте 9000м
Геометрические размеры, м – около 10; диаметр винта - 15,5
Взлетная масса / масса полезной нагрузки, кг – 2000/ 150
Разведы¬вательное оборудование: электронно-оптическое оборудования и РЛС с синтезированием апертуры.
Управление БЛА планируется осуществлять в полностью авто¬номном или полуавтоматическом режимах.
Силовая ус¬тановка - высокоэкономичный поршневой двигатель с максималь¬ной мощностью 298 кВт.
RQ-8A «Файрскаут» (США, Израиль 2002)
БЛА 3-4-го класса RQ-8A. Применяется в интересах звена «батальон – бригада».
Практический потолок, м - 6300
Радиус действия, км – 240
Продолжительность полета, ч - 5
Основное разведывательное оборудование: телевизионная и тепловизионная камеры, лазерный дальномер-целеуказатель либо оптоэлектроннfz станциz, бортовfz РЛС с синтезиро¬ванием апертуры антенны и системой селекции движущихся объектов
Геометрические размеры: длинна – 7,6; диаметр несущего винта, м – 9,2
Взлетная масса/ масса полезной нагрузки, кг – 1060 / 120
Основой бортового радиоэлект¬ронного оборудования (БРЭО) аппарата является система автоматического управления на базе инерциальной навигационной системы NAVSTAR. Полет осуществляется по командам оператора или в автономном режиме
БЛА семейства «Истар» (США, в разработке)
БЛА 1-го класса «Истар-9»
Применяется в интересах звена «взвод – отделение».
Максимальная скорость полета, км/ч - 90
Продолжительность полета, минут – 50
Геометрические размеры, м –диаметр корпуса – 0,23
Взлетная масса/ масса полезной нагрузки, кг – 2,6/ 0,5
Высота ведения разведки до 150 м и радиус действия 8км.
Выполнен по схеме «винт в кольце».
Разведы¬вательное оборудование: электронно-оптическое оборудования
Управление БЛА планируется осуществлять в полностью авто¬номном или полуавтоматическом режимах.
БЛА 1 -го класса планируется вклю¬чить в индивидуальную экипировку военнослужащего и приме¬нять в различных вариантах бое¬вой обстановки, в т. ч. внутри укрытий, зданий и сооружений, для получения информации о противнике
БЛА 2-го класса «Истар-29».
Применяется в интересах звена «рота – батальон».
Максимальная скорость полета, км/ч - 180
Продолжительность полета, минут – 95
Геометрические размеры, м –диаметр корпуса – 0,74
Взлетная масса/ масса полезной нагрузки, кг – 33,1/ 9,1
Выполнен по схеме «винт в кольце».
Планируется использовать для разведки и выдачи целеуказания системам ору¬жия на дальностях 15 - 40км.
В состав разведывательной аппара¬туры могут входить телевизионная и инфракрасная ка¬меры, акустические датчики, датчики радиационного, химического или биологического заражения и др. Для непосредственного уничтожения обнаруженной цели исследуется воз¬можность оснащения БЛА боевой частью или самонаводящимися боеприпасами.
БЛА 2-го класса предусматривается ис¬пользовать в качестве средства наблюдения за противником в дежурном режиме с временной посадкой в выбранном районе и последующим взлетом по команде оператора или от бортовых устройств безопасности (датчиков движения, сейсмодатчиков и др.). В зависимости от назначения и решаемых задач от четырех до 20 та¬ких аппаратов планируется размещать на перспективных боевых машинах в качестве штатного оборудования