1

Тема: Почему YF-17 проиграл YF-16?

Кадротека «ВП». Почему YF-17 проиграл YF-16?

Американцы всегда славились тем, что умели считать деньги, но еще больше тем, как они могут приумножать свои капиталы и отбивать расходы.

Так и случилось в конкурсе, в котором в первой половине 1970-х годов схлестнулись истребители YF-16 Fighting Falcon и  YF-17 Cobra. Несмотря на то, что детище компании Northrop обладал превосходящим боевым потенциалом, в министерстве обороны и ВВС США пришли к мнению, что более легкий и дешевый F-16 разработки компании General Dynamics предпочтителен как самолет, который может быть продан максимально большому количеству стран-союзников, что позволит в более высокой степени унифицировать военную авиацию НАТО и других сателлитов. Более крупный и дорогой, двухдвигательный F-18 не имел бы столь впечатляющих перспектив на внешних рынках.

Этот расчет оказался верным. Будучи принятым на вооружение как палубный боевой самолет, F-18 Hornet и его дальнейшие версии F-18 Super Hornet и EA-18 Growler не могут похвастаться экспортным record'ом, хоть сколько-нибудь приближающимся к успеху F-16 (всего произведено 1480 «Хорнетов» и 500 «Супер Хорнетов»  (по сост. на 2011 год. По некоторым данным, по сост. на 2015 год на вооружении военной авиации США и стран-союзников находились 1046 машин всех версий), в то время как F-16 - 4573 (июль 2016 год)  – прим. Военный Паритет).

Далее переходим к кадрам.     

Поделиться

2

Re: Почему YF-17 проиграл YF-16?

Решающей оказалась цена в выборе F-16 для ВВС и два движка в выборе F-18 для ВМС. А наши м... списали в конце 80-х и начале 90-х все однодвигательные боевые самолеты, якобы, как недостаточно безопасные.

Поделиться

3

Re: Почему YF-17 проиграл YF-16?

вот говорят, что F-35 провальная в экономическом плане программа - триллионодолларовый истребитель и прочее
а ведь американцы загодя подготовили почву для этого самолета - это единственный новый западный истребитель, который будет продаваться на экспорт
покупать его будут тысячами - конкурентов нет
со временем и отсталые страны начнут его закупать - кто новые, а кто и подержанные
цена самолета непрерывно падает - к 2020 году будет стоить меньше 100 млн с движком, а потом еще меньше

помните фильм "Самая обаятельная и привлекательная"?
там фарцовщик говорит - "смотри ты, даже самые отсталые слои населения облачились в джинсы"
так вот, придет время, когда даже самые отсталые страны мира "облачатся" в F-35
недаром он однодвигательный
а что у нас есть противопоставить?
огромный Т-50 с кучей детских болезней, от которых, я боюсь, он будет страдать всю жизнь с нашими-то скрепыми технологиями?
нужен был вариант с одним двигателем, о котором я талдычу уже сколько лет...
надоел уже? молчу, молчу... )))

Поделиться

4

Re: Почему YF-17 проиграл YF-16?

Леонид пишет:

вот говорят, что F-35 провальная в экономическом плане программа - триллионодолларовый истребитель и прочее
а ведь американцы загодя подготовили почву для этого самолета - это единственный новый западный истребитель, который будет продаваться на экспорт
покупать его будут тысячами - конкурентов нет
со временем и отсталые страны начнут его закупать - кто новые, а кто и подержанные
цена самолета непрерывно падает - к 2020 году будет стоить меньше 100 млн с движком, а потом еще меньше

помните фильм "Самая обаятельная и привлекательная"?
там фарцовщик говорит - "смотри ты, даже самые отсталые слои населения облачились в джинсы"
так вот, придет время, когда даже самые отсталые страны мира "облачатся" в F-35
недаром он однодвигательный
а что у нас есть противопоставить?
огромный Т-50 с кучей детских болезней, от которых, я боюсь, он будет страдать всю жизнь с нашими-то скрепыми технологиями?
нужен был вариант с одним двигателем, о котором я талдычу уже сколько лет...
надоел уже? молчу, молчу... )))

Думаю, что F-35 будут продавать только избранным, а Т-50 тем, кто возьмет.

Поделиться

5

Re: Почему YF-17 проиграл YF-16?

Леонид пишет:

нужен был вариант с одним двигателем, о котором я талдычу уже сколько лет...

- Так ведь был вариант с одним двигателем - МиГ-23.
Есть ещё один момент, весьма важный: надёжность этого одного двигателя.  Была потеряна куча F-16 только потому, что там был один двигатель, было бы два - самолёт не был бы потерян.
А надёжность советских/российских двигателей по сравнению с американскими была существенно меньше. 
Поэтому в СССР ставили два - и правильно делали...

"Я не червонец, чтобы всем нравиться."   В.В. Маяковский

Поделиться

6

Re: Почему YF-17 проиграл YF-16?

я имел в виду разработку однодвигательного легкого варианта ПАКФА, сильно ориентированного на экспорт - конкурента Грипена, JF-17, J-10 и др.

что касается F-16, то объяснение того, что вот один двигатель потому и падал - несколько натянутое
были и другие причины, при которых хоть один, хоть пять двигателей не спасут - например, человеческий фактор или отказ СУ или пожар и т.д. 

был у нас МиГ-21, и все было в порядке вещей - и сейчас в Китае летают (были и есть катастрофы - так на каком самолете их нет? )

львиная доля МиГ-23 была потеряна из-за дефектов системы управления стреловидностью крыла
так что один двигатель это почти что верная смерть что тогда что сейчас - сильно преувеличено

например - наличие двух двигателей не спасло машины
22 марта 2001 года истребитель МиГ-29УБ 929-го Государственного летно-испытательного центра ВВС России разбился в безлюдной местности в 35 км северо-восточнее Ахтубинска (Астраханская область) из-за возгорания правого двигателя. Экипаж - полковник Сергей Серегин и майор Андрей Воропаев - успел катапультироваться и не пострадал.

19 июня 2003 года в Армавире (Краснодарский край) потерпел крушение МиГ-29УБ 713-го учебного авиаполка ВВС России. В полете экипаж (майор Александр Тарасов и курсант Сергей Шаповалов) не заметил утечки топлива, после полной выработки горючего произошла остановка двигателей, самолет упал и разрушился. Оба пилота успешно катапультировались.

Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/info/1623789

Поделиться

7

Re: Почему YF-17 проиграл YF-16?

вообще меня интересовал один вопрос - во сколько обходится
а) эксплуатация двухдвигательных истребителей по сравнению с однодвигательными
б) разница между стоимостью потерянных двух- и однодвигательных машин
в) стоимость двиагностики, технического обслуживания, расхода человеко-часов на два двигателя вместо одного
г) и во сколько обходится стремление заменить парк однодвигательных истребителей двухдвигательными в масштабах обороны страны

полагаю, расчет покажет, что двухдвигательный МиГ-29 надо было сразу сжечь в топке, и нужно было формировать парк легких истребителей на достаточно современном двигателе АЛ-31Ф - была бы унификация с Су-27, и удешевление эксплуатации, и значительно более оживленное улучшение, и повышение ресурса, и упрощение конструкции, и т д

F-15 и F-16 оснащались практически одним типом двигателя
авианосной авиации у нас не было, и появилась она от дури - люди просто не разбирались в экономических возможностях страны,и сейчас таких дуриков полно
вот так вот )

Поделиться

8

Re: Почему YF-17 проиграл YF-16?

Вуду пишет:
Леонид пишет:

нужен был вариант с одним двигателем, о котором я талдычу уже сколько лет...

- Так ведь был вариант с одним двигателем - МиГ-23.
Есть ещё один момент, весьма важный: надёжность этого одного двигателя.  Была потеряна куча F-16 только потому, что там был один двигатель, было бы два - самолёт не был бы потерян.
А надёжность советских/российских двигателей по сравнению с американскими была существенно меньше. 
Поэтому в СССР ставили два - и правильно делали...

1) % небоевых потерь F-16 не намного выше чем двух двигательных F-15, и намного ниже чем, например, у Ту-22.
2) Начиная с третьего поколения отечественные двигатели уступали по ресурсу, удельному расходу, но наработка на отказ была сопоставимой.  Я начинал службу техником МиГ-21, который был на год старше меня. За все время эксплуатации в полку не было ни одной потери МиГ-21 (при том что при отказе двигателя сесть на нем практически невозможно) и только одна катастрофа Як-28 (отказ одного из двигателей).

Поделиться

9

Re: Почему YF-17 проиграл YF-16?

Леонид пишет:

вообще меня интересовал один вопрос - во сколько обходится
а) эксплуатация двухдвигательных истребителей по сравнению с однодвигательными
б) разница между стоимостью потерянных двух- и однодвигательных машин
в) стоимость двиагностики, технического обслуживания, расхода человеко-часов на два двигателя вместо одного
г) и во сколько обходится стремление заменить парк однодвигательных истребителей двухдвигательными в масштабах обороны страны

полагаю, расчет покажет, что двухдвигательный МиГ-29 надо было сразу сжечь в топке, и нужно было формировать парк легких истребителей на достаточно современном двигателе АЛ-31Ф - была бы унификация с Су-27, и удешевление эксплуатации, и значительно более оживленное улучшение, и повышение ресурса, и упрощение конструкции, и т д

F-15 и F-16 оснащались практически одним типом двигателя
авианосной авиации у нас не было, и появилась она от дури - люди просто не разбирались в экономических возможностях страны,и сейчас таких дуриков полно
вот так вот )

Есть одно "но"! Совершенство конструкции планера и технологии производства. Наши самолеты по сравнению с американскими перетяжелены, кроме того, качество качество наружных поверхностей планера  заметно хуже (прибавка к лобовому сопротивлению). Конечно, это более ярко проявляется на больших самолетах (яркий пример Ту-160 и В-1В), но и на самолетах фронтовой авиации заметно.

Отредактировано HZ66 (31.08.2016 00:46:26)

Поделиться

Re: Почему YF-17 проиграл YF-16?

Леонид пишет:

вообще меня интересовал один вопрос - во сколько обходится
а) эксплуатация двухдвигательных истребителей по сравнению с однодвигательными
б) разница между стоимостью потерянных двух- и однодвигательных машин

Вроде бы есть данные по стоимости эксплуатации - стоимость лётного часа F-16 - 5900-7700$, F-15 - около 17000$, F/A-18 - 7400.
Разницу по стоимости потерянных дать сложно с учётом амортизации (налёта).

Поделиться

11

Re: Почему YF-17 проиграл YF-16?

Станичник77 пишет:
Леонид пишет:

вообще меня интересовал один вопрос - во сколько обходится
а) эксплуатация двухдвигательных истребителей по сравнению с однодвигательными
б) разница между стоимостью потерянных двух- и однодвигательных машин

Вроде бы есть данные по стоимости эксплуатации - стоимость лётного часа F-16 - 5900-7700$, F-15 - около 17000$, F/A-18 - 7400.
Разницу по стоимости потерянных дать сложно с учётом амортизации (налёта).

параметр "стоимость летного часа" вообще вылетела из головы ))

Поделиться

12

Re: Почему YF-17 проиграл YF-16?

Леонид пишет:

вообще меня интересовал один вопрос - во сколько обходится
а) эксплуатация двухдвигательных истребителей по сравнению с однодвигательными
б) разница между стоимостью потерянных двух- и однодвигательных машин
в) стоимость двиагностики, технического обслуживания, расхода человеко-часов на два двигателя вместо одного
г) и во сколько обходится стремление заменить парк однодвигательных истребителей двухдвигательными в масштабах обороны страны

полагаю, расчет покажет, что двухдвигательный МиГ-29 надо было сразу сжечь в топке, и нужно было формировать парк легких истребителей на достаточно современном двигателе АЛ-31Ф - была бы унификация с Су-27, и удешевление эксплуатации, и значительно более оживленное улучшение, и повышение ресурса, и упрощение конструкции, и т д

F-15 и F-16 оснащались практически одним типом двигателя
авианосной авиации у нас не было, и появилась она от дури - люди просто не разбирались в экономических возможностях страны,и сейчас таких дуриков полно
вот так вот )

А Мираж-2000 не надо было сжечь в топке с его стоимостью часа полета?

Поделиться

13

Re: Почему YF-17 проиграл YF-16?

Velizary пишет:
Леонид пишет:

вообще меня интересовал один вопрос - во сколько обходится
а) эксплуатация двухдвигательных истребителей по сравнению с однодвигательными
б) разница между стоимостью потерянных двух- и однодвигательных машин
в) стоимость двиагностики, технического обслуживания, расхода человеко-часов на два двигателя вместо одного
г) и во сколько обходится стремление заменить парк однодвигательных истребителей двухдвигательными в масштабах обороны страны

полагаю, расчет покажет, что двухдвигательный МиГ-29 надо было сразу сжечь в топке, и нужно было формировать парк легких истребителей на достаточно современном двигателе АЛ-31Ф - была бы унификация с Су-27, и удешевление эксплуатации, и значительно более оживленное улучшение, и повышение ресурса, и упрощение конструкции, и т д

F-15 и F-16 оснащались практически одним типом двигателя
авианосной авиации у нас не было, и появилась она от дури - люди просто не разбирались в экономических возможностях страны,и сейчас таких дуриков полно
вот так вот )

А Мираж-2000 не надо было сжечь в топке с его стоимостью часа полета?

это зависит от типа самолета ))
Грипен топки бы точно избежал ))

летный час

истребители ВВС Тайваня
1. F-16A/B Block 20: around 4,900 USDs per flight hours.

2. F-CK-1A/B: around 7,700 USDs per flight hours.

3. Mirage 2000-5 MK1: around 24,600 USDs per flight hours.
техники падали от усталости, обслуживая двигатель М53 - очень неудачный по техобслуживанию и логистике - по этой причине истребитель "Мираж-2000-5" ВВС Тайваня выполнял не больше 8 полетов в месяц
но сам самолет такой же как все

параметры летного часа американских транспортников

FY96/97 figures:

C-5: $11341 / $10729
C-17: $5694 / $5979
C-130: $3574 / $3381
C-141: $4813 / $4553
KC-10: $7316 / $6921
KC-135: $3654 / $3448

Поделиться