Re: Big Dog
И почти бегает уже. Но всё равно - дорого и бессмысленно. На войне - всё своё ношу с собой. И боеприпасы, и сухпай, и шмотьё сменное. Если только палатку, да доп вооружение. Если эта хрень сломается - врят ли в ближайшем поселковом колхозе запчасти найдутся. Делали бы лучше на базе банальных снегоходов.
Первые самолеты тоже были сделаны из тряпок и реечек. И летали так же. И тем не менее - во что выросли. Представляю себе фирму Бостон Дайнамикс лет через 50. Лидером в производстве шагающих роботов.
Тут все кстати именно не в цене и даже не в применении. Все - в развитии алгоритмов для этих роботов. Ты помнишь историю квадрокоптеров? Вначале это тоже были поделки студентов, но активно кстати поддерживаемые DARPA. Сейчас алгоритмы поддержки устойчивости наработаны, известны и что? Можно купить дешевый летающий дрон за 300 баксов. Причем он даже будет уметь по gps летать. Я себе такого на следующее лето возму, чтобы лазил за меня во всякие развалины, куда я сам добраться не смогу.
А такая машинка пока еще имеет множество недостатков, однако по камням таки ходит, где не пройдут колеса. И через упавшие бревна умеет перебираться. Если она научится (о уже научили) еще и быстро бегать, то вполне будет смысл - например в доставке боеприпасов по пересеченной местности в автоматическом режиме.
Отредактировано Vlad (DarkTrooper) (04.10.2013 19:16:51)
Re: Big Dog
Согласен, значительная часть стоимости такой лошадки - ПО. Однако же, сравнив тот же квадрокоптер и данное изделие, ну например в одной весовой категории (полезная нагрузка в 1 кг), боюсь летающий дрон выиграет по всем статьям, включая стоимость работы в течении, скажем 1 часа. Он быстрее и, скорее всего дальше сможет доставить груз. Но ! Даже квадрокоптер не имеет никаких преимуществ перед обычными вертолётными схемами. И по мере возрастания веса квадрокоптер начинает приобретать одни лишь недостатки. Поэтому сфера применения этого изобретения навсегда останется в довольно узкой и специфичной области. А наибольшее распространение он, в итоге получит среди детских игрушек и никогда не станет серьёзной промышленной машиной.
Что до шагающего робота, так тут у него имеется один (но не единственный) серьёзный недостаток - его собственный вес. Честно признаться, у меня вызывает улыбку одна только мысль о передвижении этого конька-горбунка по снежной целине в середине февраля. Его на лыжи придётся ставить и приделывать подобие рук, что бы палками мог орудовать.
Так ведь помимо снега на планете хватает и других мест, где данный дрон работать не сможет из-за состояния грунта и вообще подстилающей поверхности. В топи его не пустишь, в болоте увязнет, в тайге ноги переломает.
Но и это ещё не всё. Климатическая уязвимость узлов и агрегатов будет на порядки выше традиционных схем движетелей. В зависимости от температуры по разному будут вести себя системы гидравлики, любые пружины и масса подшипников. Вы когда-нибудь пробовали открыть багажник не прогретой машины при -20С ? Не секрет, что сложность конструкции агрегата прямо связана с рисками выхода из строя того или иного узла. А узлов этих у шагающей машины - мама не горюй. Каждая нога должна быть подвижна по трём осям, да + "суставы".
Да вот взять хотя бы пассивно работающий узел - копыто. Я вот не знаю, каков должен быть комплект таких копыт и сколько это будет стоить в пустынно-каменистых условиях. У животины-то они сами отрастают... А тут? Из чего должны быть сделаны эти копыта и какой формы, что бы не вязнуть в песках и не уменьшать тем самым дальность пробега ? А как они должны крепиться к ногам, чтобы быть легко заменимыми и в тоже время не отваливаться от случайного попадания между камнями ? Над каждой мелочью надо думать.
Члены Ног делают возвратно-поступательные эволюции с переменными нагрузками на суставы, а это означает больший износ подшипников. А сколько их там ? Ну что-то (управление ногами по 3-ём осям) можно осуществить с помощью шаровых соединений, что не факт. Карданные соединения в некоторых случаях предпочтительнее, а это - цена. Но подвижных соединений в итоге получается очень много. И каждое должно безупречно работать при любых погодных условиях. Не оледеневать, не клинить, не люфтить, не заедать и не срываться.
Лишь минимальные допуски и точнейшая подгонка всех этих узлов и агрегатов позволит написать стабильное и безотказное ПО.
А как быть с износом ? Что с надёжностью ?
Откажи хотя бы одна нога хотя бы в одной из трёх осей подвижности и весь аппарат становится инвалидом. Каракатица на монотраке типа "мото-собаки" требует безупречного и безотказного качества изготовления лишь одного (!) узла движетеля - привода на ведущую звёздочку. Никакие другие поломки не в состоянии повлиять на ходовые качества самого устройства пока двигатель в рабочем состоянии. И в этом главное достоинство мото-собаки и недостаток мото-лошадки - слишком сложное устройство у последней, требующее дорогих и сложных решений в конструкции для обеспечения сходных характеристик надёжности и функционала.
Кстати, наши местные Кулибины научили мото-собаку плавать, а вопрос передвижения по воде возимых грузов решается банальным увеличением длины волокуш с поднятием бортов (цепляются побортно к самой собаке, если сама "собака" без поплавков или катамараном за ней). Простая пластмассовая штамповка.
А как мото-лошадка преодолевает водные преграды ?
Вы поймите, мне очень нравится, что кто-то взялся за эту работу и у этих ребят, надо признаться - очень неплохо получается. Но экономическое обоснование для такого изделия никогда не сделает его широко распространённым. Сколько не думал - ну никак не мог себе представить сферу его применения не находя адекватных и более дешёвых альтернатив.
В конечном итоге выиграют те, кто смогут представить пускай такой же дорогой, но бесшумный аппарат, передвигающийся по воздуху. Без вариантов.
З.Ы. А моя идея заключается в создании дузхвенного дрона на монотраках. Он и дешевле, и проще, и проходимее, и с обслугой и ремонтом - проблем никаких, если использовать уже имеющиеся и широко распространённые узлы и агрегаты гидравлических систем маленьких тракторов, каров и погрузчиков. Такая штука (в не роботизированном варианте) и в гражданке определённо будет иметь спрос ввиду невысокой стоимости и отличных характеристик. А "лошадку" без автоматики - не сделать. Она хоть как сложна и дорога будет.
Отредактировано CeR (04.10.2013 23:05:04)
Re: Big Dog
Еще материал от Boston Dymamics
http://www.youtube.com/watch?v=SD6Okylclb8
Их двуногий тоже прирос новым ПО. Ходить по камням на двух ногах это качественно новый уровень. Японцы нервно курят в сторонке с их бесполезными гуманоидами. Можно с уверенностью говорить что дело лишь в источнике питания.
Так вот и не скажешь что математика и механика скучная.
З.Ы.
Там где снег полезную нагрузку можно везти на санках, а робот сделан специально для непроходимых для колесного транспорта ландшафтов. А вообще это же просто демонстратор. Причем на мой взгляд один из самых эффектных в мире( для тех кто понимает его техническую сложность, а не видит в нем неуклюжего железного оленя).
Re: Big Dog
Re: Big Dog
На вашем видео ссылка сюда:
И это было 10-ть лет назад!
Отредактировано VasYa (23.12.2015 13:39:21)
Re: Big Dog
А у Boston Dynamics вообще много интересного, и уже давно.
Re: Big Dog
И это было 10-ть лет назад!
А где самое интересное? Как его c дерева снимали? Судя по весу может залезть куда человек не доберется.
Re: Big Dog
Самое интересное - как он "хвостом" пользуется
Re: Big Dog
прыжок в конце впечатляет