Тема: БЛА. Конец истории :)

http://www.militaryparitet.com/perevodn … vodnie/44/

Сегодня на сайте defpro.com опубликована статья сингапурских экспертов в области обороны, в которой анализируется современное состояние и перспективы развития беспилотных летательных аппаратов.

Как пишут эксперты, увеличение спроса на БЛА при ведении боевых операций по поддержанию мира в разных региона планеты удвоило темп технических и технологических разработок в этой области. Современные БЛА уже способны решать широкий круг вопросов, особенно в разведывательной области и боевых действиях в условиях города, минимизируя при этом побочный ущерб.

В настоящее время существуют три направления повышения боевой эффективности БЛА. Первое, это рост продолжительности полета и полезной нагрузки стратегических БЛА, второе – снижение размеров БЛА тактического назначения, и третье – повышение ударного потенциала БЛА.

Будущее «безчеловечное» поле боя

Роль беспилотных аппаратов в современных войнах эволюционировала с каждым новым военным конфликтом, начиная от решения корректировки артиллерийского огня во время войны в Персидском заливе (1991), отображения боевой обстановки в видеорежиме с помощью спутниковых систем в Косово (1999) до уничтожения мобильных групп боевиков «Аль-Каиды» в Афганистане (2002/2003), которое продолжается и сегодня. В Афганистане состоялся дебют БЛА Predator, оснащенного противотанковыми ракетами Hellfire, что может продемонстрировать примерный план возможностей, которые могут нам завтра предоставить перспективные ударные БЛА (UCAV - Unmanned Combat Air Vehicles ).

Вооруженные силы всех стран мира интенсивно изучают возможности БЛА -  как разведывательных систем, так и боевых платформ. Автономные, весьма живучие и лишенные страха эти аппараты уже выходят за рамки просто как технических средств для минимизации гибели пилотов боевых самолетов.

БЛА будут играть важнейшую роль в реализации сетецентрических концепций ведения войны, интегрируя в себе все три ключевых военные возможности – обнаружение, поражение и управление боевыми действиями. БЛА позволят командирам реализовать концепцию «увидел первым, понял первым, первым начал действовать и нанес поражение противнику».

В операции «Несокрушимая свобода» мы впервые видели успешную интеграцию различных бортовых систем и оружия, размещенных на БЛА и пилотируемых самолетах, таких как БЛА RQ-9 Predator, cамолет радиоэлектронной разведки RC-135В / W Rivet Joint, высотный разведывательный самолет U-2, самолет дальнего обнаружения и целеуказания E-8 Joint STARS и стратегический БЛА c большой продолжительностью полета RQ-4A Global Hawk.

Эволюция БЛА

Ошибкой было бы думать, что основным достоинством БЛА по сравнению с пилотируемыми самолетами является их относительная дешевизна. Не все классы БЛА будут дешевыми в приобретении. Например, БЛА стратегического назначения имеют оборудование не меньшей сложности, чем на разведывательных самолетах, но имеют аналогичные возможности, и, следовательно, будут иметь высокую стоимость.

БЛА традиционно разрабатывались в первую очередь как разведывательные платформы, аппараты для оценки нанесенного ущерба и радиоэлектронной разведки. Появление высокоточного оружия придало БЛА и чисто боевые (ударные) функции. БЛА приобрели возможность в автономном режиме сами выбирать и атаковать вражеские цели, и командиры начинают видеть в них необходимые средства ведения войны.

Дальнейшая разработка стратегических и тактических БЛА ведется в реализации концепции многоразовой разведывательно-ударной платформы. Стратегические БЛА будут и дальше претерпевать непрерывный рост геометрических размеров, грузоподъемности и продолжительности полета, а мини- и микро-БЛА будут все меньше и легче, а продолжительность полета будет все время возрастать. БЛА тактического звена будут более универсальными, многоразовыми и многоцелевыми.

Стратегические БЛА

Как сказано выше, эволюция БЛА этого назначения будет развиваться в наращивании размеров, грузоподъемности, надежности и продолжительности полета. В настоящее время такие пилотируемые системы как самолеты ДРЛО Е-3 системы AWACS и Е-8 системы JSTARS обладают большой дальностью полета, всепогодностью и всеракурсностью наблюдения за воздушной, наземной и морской обстановкой. Однако их технические возможности напрямую связаны с физиологией человека, в результате чего их продолжительность полета ограничена. Стратегические БЛА могут находиться в воздухе в течение нескольких дней, недель и даже месяцев, представляя из себя «немигающий воздушный глаз».

Тактические БЛА

Аппараты этого типа (TUAV) будут развиваться в направлении создания многоцелевых многоразовых платформ. Они все больше становятся рентабельными, так как начинают выполнять множество миссий. Максимальная взлетная масса этих аппаратов будет расти медленно, упор будет сделан на выполнение максимально широкого спектра операций. Помимо разведки, наблюдения и обнаружения спектр возможностей тактических БЛА будет расширяться за счет включения функций целеуказания, ударного потенциала, мониторинга воздушного пространства на предмет наличия химических и биологических компонентов, тактической ПРО, РЭБ и информационной войны.

Микро-БЛА

Несмотря на малые размеры, эти аппараты (MAV) имеют значительные военные и правоохранительные возможности в силу низкой заметности, дешевизны производства, длительности использования и могут эффективно действовать в городских условиях, снижая риск потерь среди персонала.

Микро-БЛА будут становиться все меньше и меньше за счет успехов в области миниатюризации силовых установок и оборудования. Хотя их эффективность будет менее впечатляюща, чем их более крупных собратьев,  малые размеры, вес и энергопотребление позволяют использовать их с борта огромного количества транспортных средств, что позволяет создать весьма обширное пространство для наблюдения за обстановкой.

Современные исследования по созданию «машущих крыльев», реактивных двигателей микроскопического размера и авионики на уровне молекул (нанотехнологии) позволят создать аппараты с высокой маневренностью и лучшими аэродинамическими характеристиками.

[БЛА вертикального взлета и посадки/b]

История создания самолетов с вертикальной взлетом и посадкой была довольно мрачной. Несмотря на сложность создания таких аппаратов, все еще существует рынок для разработки и производства БЛА с вертикальным взлетом, особенно для использования в условиях ограниченного пространства, например, на кораблях и в городской среде.

Дальнейший технический прогресс в таких областях как разработка спрятанных в корпус несущих роторов, композитных материалов и комбинированной схемы «утка» с несущим винтом откроет перед этими аппаратами большие перспективы.

[b]Боевые БЛА

БЛА боевого назначения (UCAV) имеют большие перспективы, так как конструктивно не ограничены  человеческой физилогией, и способны маневрировать с перегрузками 10 g весьма длительное время, не нуждаясь в управлении таким жизненно важными для пилота параметрами как температура, давление и наличие кислорода, кроме того, им неведом человеческий страх, они способны работать с несколькими источниками информации одновременно и решать в реальном масштабе времени несколько задач одновременно.

В военной операции в Косово бывали случаи, когда пилотируемые истребители, размещенные на аэродромах в Италии, не успевали наносить удары по вновь выявленным целям. Для устранения этого недостатка БЛА Predator были приспособлены для использования ракет Hellfire. Первый пуск УР с борта БЛА был успешно проведен в феврале 2001 года, когда был уничтожен стоявший неподвижно танк. Впоследствии аппараты этого типа показали свою эффективность в операциях «Несокрушимая свобода» и «Иракская свобода». В последней операции принимает участие БЛА MQ-9 Reaper в ударном варианте «Охотник-Убийца» (Hunter-Killer).

БЛА в сетецентрической войне

Концепция сетецентрических войн воплощает в себе уход от традиционного способа управления боевыми действиями, когда командиры получают информацию через централизованный информационный пункт, и переход к такой системе, когда командиры получают информацию напрямую, во времени, близком к реальному. Ключевые принципы сетецентрической концепции войны предусматривают широкое развертывание целого ряда БЛА с широкой интеграцией обмена информацией и управления датчиками.

В этом контексте БЛА будет служить в качестве бортового мобильного  узла связи. Эта функция высвободит пилотируемые аппараты от необходимости все время обеспечивать надежную связь. Тем не менее, военные стратеги признают, что это будет кошмаром управлять огромным массивом входящей и исходящей информации между датчиками с отображением гигантского количества изображений.

Помимо этого, БЛА, используемые в распределенной сетевой архитектуре, будут способны давать информацию пользователям, как настроить свои БЛА в зависимости от конкретных боевых условий и каким образом лучше их использовать. Таким образом, наличие стандартных интерфейсов БЛА разных типов позволит достичь повышения боевых характеристик без значительных расходов.

Материал подготовили Ванг Жон Чин (Wang Jong Chin) и Виктор Чуа Юн Серн  (Victor Chua Yung Sern)

http://www.defpro.com/daily/details/412/

Отредактировано Леонид (29.09.2009 14:42:49)

Поделиться

Re: БЛА. Конец истории :)

Скорее начало! Какие БПЛА будут к 2020?

Поделиться

3

Re: БЛА. Конец истории :)

Начало конца ad Какие будут БЛА к 2020? Это ж громаднейшая тема... Тут с наскока ничего невозможно сказать.

Ясно одно, что над полем боя-2020 будут роиться армады беспилотников самого разного назначения. Они и наблюдают, они и выслеживают, они и убивают... Кошмар.

Поделиться

4

Re: БЛА. Конец истории :)

В связи с тем, что в армиях стран вероятных противников в массовом
порядке принимаются на вооружение беспилотные аппараты тактического
звена, в Российской армии на вооружение были приняты двустволки.

Если бы вы смогли надрать задницу человеку, виновному в большинстве ваших бед,
вы бы как минимум неделю не смогли бы на ней сидеть.

Поделиться

5

Re: БЛА. Конец истории :)

Парни а такой вопрос а сколько сейчас вообще беспилотники стоят, хотя бы примерно????

Поделиться

6

Re: БЛА. Конец истории :)

разные стоят разно, конечно

вот здесь http://www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=360982 люди любопытствуют, "а в какую цену мне кустарно сбацать беспилотник". Считают - GPS-приемник стоит 60 долларов, автопилот с сервоприводами примерно 130 долл, планер с элеронами можно сработать за 100 долл. Итого примерно 200 долларов. Как видим, уже начинается народное творчество  ab

а вот здесь вообще руководство к действию как сделать БЛА с формулами, графиками и прочее http://www.aoe.vt.edu/~mason/Mason_f/CUAVFinalPres.pdf

а вот БЛА-форум http://www.uavforum.com/library/librarian.htm
пишет, что БЛА стоят от 1000 долларов до 26 млн долларов, а пилотируемые самолеты стоят от 20 тысяч долларов до 500 млн (ну, В-2 стоит больше 1 млрд). И, естественно, радикально низкие эксплуатационные расходы.

Отредактировано Леонид (30.09.2009 11:00:50)

Поделиться

7

Re: БЛА. Конец истории :)

MQ-1 PREDATOR Unit Cost: $30.5 million (fiscal 1997 dollars) (includes 4 aircraft, ground control stations, and Predator Primary Satellite Link)

MQ-9 REAPER Unit Cost: $53.5 million (includes four aircraft with sensors) (fiscal 2006 dollars)

RQ-11B RAVEN System Cost:  approximately $173,000 (2004 dollars)

RQ-4 GLOBAL HAWK Unit Cost: RQ-4A, $37.6 million; RQ-4B, $55-$81 million

SCAN EAGLE System Cost: approximately $3.2 million (2006 dollars)

WASP III System Cost: approximately $49,000 (2006 dollars)

Оснащение дурдомов компьютерной техникой идет семимильными шагами.
Это отлично видно по комментариям... (с)

Поделиться

8

Re: БЛА. Конец истории :)

Американские вертолеты Apache научаться управлять беспилотниками
Армия США намерена поставить на вооружение 250 ударных вертолетов Apache, оснащенных оборудованием для управления беспилотными летательными аппаратами. Сегодня они уже могут получать видеоинформацию в реальном режиме времени с БПЛА, что, по оценкам военных, помогает при ведении боевых действий.

вот это я понимаю, модернизация. раз все равно данные управления идут через компьютер, то не пофигу ли куда их посылать. а посылать можно и на беспилотник.

сделали бе еще подвесных стыковочных модулей с БПЛА, чтобы еще как носитель работать ab

Поделиться

9

Re: БЛА. Конец истории :)

мдя. летит впереди и вынюхивает цели и всякие опасности для вертолета. можно заблаговременно уклониться от встречи с ПВО или заранее подготовиться к запуску собственных ракет.

Поделиться

10

Re: БЛА. Конец истории :)

paladin9 пишет:

Американские вертолеты Apache научаться управлять беспилотниками
Армия США намерена поставить на вооружение 250 ударных вертолетов Apache, оснащенных оборудованием для управления беспилотными летательными аппаратами. Сегодня они уже могут получать видеоинформацию в реальном режиме времени с БПЛА, что, по оценкам военных, помогает при ведении боевых действий.

вот это я понимаю, модернизация. раз все равно данные управления идут через компьютер, то не пофигу ли куда их посылать. а посылать можно и на беспилотник.

сделали бе еще подвесных стыковочных модулей с БПЛА, чтобы еще как носитель работать ab

Да, с Апача взлетают БЛА-вертолетики... Так это ж вертолетоматка! ab

Поделиться