Тема: 19 март - МиГ-23 это "выдающееся произведение искусства"
На Западе принято считать МиГ-23 очень неудачным самолетом, грубым в управлении, и оттого чересчур падким, погубившем множество пилотов, в том числе двух американских, которые оценивали летные характеристики этого самолета в США.
Однако знаменитый коллекционист авиатехники Уилл "Псих" Уорд (Will “Psycho” Ward ) разбирается в советских истребителях лучше, чем большинство людей на Западе, и очень высоко оценивает МиГ-23, пишет источник thedrive.com 18 марта.
Ставшие притчей во языцех недостатки были на первых вариантах самолета МиГ-23С, М и МС, а вот МиГ-23МЛ, особенно МЛД это был уже достаточно доведенный боевой истребитель с радаром J-диапазона, известного в НАТО как High Lark 2. РЛС работает в диапазоне от 10000 до 20000 МГц и имеет дальность обнаружения до 53 миль.
На самом деле МиГ-23МЛД был очень "респектабельный самолет для своего времени, с возможностью поражать низколетящие цели, а также применять электронные контрмеры против вражеских помех".
Большого уважения достойно шасси самолета, которое может эксплуатироваться на "грубых и даже неосвоенных аэродромах" и взлетать с боевой нагрузкой до 6700 фунтов (3000 кг - Л.Н.). Тормоза на всех трех колесах вкупе с тормозным парашютом позволяют совершать "очень короткие посадки".
Уорд считает заблуждением, что советские конструкторы скопировали воздухозаборники F-4 Phantom 2 и установили на МиГ-23. По его словам, хотя форма и функции ВЗ похожи, МиГ-23 имеет устройство с другими габаритами.
"Искусно спроектированный воздухозаборник служит для управления воздушным потоком турбулентного пограничного слоя над планером, с разделительной пластиной и переменными рампами во впускном отверстии, обеспечивающими замедление воздушного потока до дозвуковой скорости перед подачей в двигатель, предотвращая попадание нестабильного сверхзвукового воздуха в турбину и поддерживая эффективность воздушного потока", пишет источник.
Что касается двигателя, то это впечатляюще эффективный титановый турбореактивный двигатель Р-35, выдающий 28 600 фунтов тяги на полном форсаже (до 13000 кг), разгоняющий Flogger-G (МиГ-23МЛ) до максимальной скорости 2,35 Маха. Семейство МиГ-23 оснащалось серией все более мощных и надежных силовых установок, начиная от ранних Р-27 до Р-29 и кончая Р-35.
В отличие от западных истребителей того же периода, которые в основном полагались на более эффективные турбовентиляторные двигатели, СССР предпочел и дальше развивать ТРДФ. Однако, по мнению Уорда, это был “вероятно, один из лучших турбореактивных двигателей, когда-либо сделанных, и потрясающе надежный". Преимущества турбореактивного двигателя включают не только его простоту, но и, для своего времени, более быструю реакцию дроссельной заслонки, то есть двигатель быстрее реагирует, когда пилот требует быстрого увеличения или уменьшения тяги.
Уорд относит Р-35 к той же категории, что и американский Pratt & Whitney J75, которым оснащались F-105 Thunderchief и F-106 Delta Dart, но отмечает, что советский двигатель производит ту же тягу, будучи на 1000 фунтов легче (454 кг). У Уорда не было никаких проблем с двигателем, и он также восхищен встроенным турбостартером ТС-21 мощностью 70 л.с., который позволяет двигателю включаться и работать за время от пяти до 15 секунд.
МиГ-23, объясняет Уорд, прошел через три разных поколения конструкции крыла. Первый из них имел простую прямую переднюю кромку с тремя закрылками. Затем появилась более чистая версия крыла с клыком на передней кромке для лучшей управляемости на больших углах атаки. Наконец, к моменту создания МиГ-23МЛ крыло третьего поколения сочетало в себе четыре закрылка и клык как часть общей конструкции планера, которая была приспособлена для маневрирования на высоте до 8,5 g.
В общем, Уорд делает очень хороший вывод в пользу того, что МиГ-23МЛ является "прекрасным произведением искусства" истребителя холодной войны. Конечно, он далек от грубых и жестоких стереотипов, часто встречающихся в западных изданиях.
... А что думаете вы?
Про аварийность МиГ-23 мы обсуждали в этой ветке
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=17519
Вообще многие специалисты и энтузиасты впадают в крайности - от полного восторга до полного негативизма, но восторгаться МиГ-23 действительно особого резона нет. Боевой рЕкорд этих самолетов весьма скромен - больше падали они от встречи с противником, чем их супостаты, возможно, даже на порядок больше. Так?