Тема: Янв.18 - 1973 год, когда США и СССР чуть не начали ядерную войну
Global Military talk, 17 января
автор Moshe Yadid
В 1973 году чуть не случилось военное столкновение между двумя сверхдержавами - СССР и США.
Все знают о кубинском ракетном кризисе. Лишь небольшая часть людей знает о кризисе 1973 года, когда Советский Союз и Соединенные Штаты были близки к тотальной войне на море, суше и с ядерным оружием.
Подводя итог, можно сказать, что во время Шестидневной войны в 1967 году израильская армия ЦАХАЛ разбила три армии - Египта, Сирии и Иордании и удвоила территорию Израиля. Но обратная сторона заключалась в том, что у израильского руководства появилось острое и высокомерное чувство непобедимости.
Только шесть лет спустя это руководство оказалось в худшем кризисе в истории государства Израиль, когда министр обороны Израиля Моше Даян заявил о том, что идет разрушение еврейского государства.
За несколько месяцев до октября 1973 года в глаза и уши израильской разведки попало немало данных о том, что Египет и Сирия постепенно наращивали массовое военное присутствие у границ Израиля. Разведка дала ложный вывод о том, что это стандартные зимние учения арабских армий. Тем не менее, были люди, которые понимали эту информацию по-другому.
На вершине этого процесса король Иордании Хуссейн прибыл в Израиль на секретную встречу с премьер-министром Голдой Меир, где он предупредил ее, что Египет и Сирия близки к вторжению в Израиль. Израильское руководство отреагировало вежливым вниманием, но ничего не было сделано.
Итак, в самый святой день еврейского календаря Йом-Киппур, когда весь Израиль молился в синагогах, армии Египта с юга и Сирии с севера беспрепятственно вторглись в Израиль.
Дело в том, что оборона Израиля строится в основном на резервистах, и 6 октября 1973 года в 14:00 границы Израиля удерживала тонкая прослойка регулярной армии - большинство солдат постилось.
После двух дней непрекращающейся войны, когда танки сражались в масштабах, наблюдаемых только во время Второй мировой войны, на юге 2000 египетских танков и 100 тысяч солдат пересекли Суэцкий канал и вошли на Синайский полуостров.
Ничего серьезного не было между этой мощной египетской силой и Тель-Авивом. Потребовалось несколько часов, и две израильские дивизии в состоянии коллапса. Ситуация на сирийском фронте на севере была аналогичной. Израильские резервные войска достигли южного фронта и попытались организовать контратаку.
Эта атака попала в засаду египетских коммандос под руководством советских военных советников. Именно тогда министр обороны Израиля Даян кричал о том, что наступил конец государства Израиль.
На основании всех этих фактов Израиль впервые в своей истории и во второй раз за время этой войны объявил состояние ядерной боеготовности. Соответственно, несколько баллистических ракет "Иерихон" были активированы, что привлекло внимание как США, так и Советского Союза.
Значительной части американской общественности неизвестно, но именно президент Никсон активно вмешался, крича своим помощникам, чтобы они прошли через каждую американскую военную базу и отправили в Израиль все доступные танки и самолеты. Поступив так, президент Никсон спас Израиль.
Две недели спустя Израилю, наконец, удалось отразить атаку египетской и сирийской армий. Большая часть египетской армии находилась в состоянии коллапса, когда ЦАХАЛ окружил две египетские дивизии и пригрозил достичь столицы Египта Каира.
Увидев на своих глазах неудачу советской военной доктрины и угрозу Каиру, советский президент Брежнев пришел в ярость. Он приказал огромному советскому флоту продвигаться через Средиземное море, советской морской пехоте - вторгнуться в Израиль, а расчетам советских ядерных ракет, установленным на кораблях, готовиться нанести удар по Израилю. Были даже признаки того, что советские ядерные бомбардировщики "гудели" вокруг границ Израиля.
Президент Никсон отреагировал немедленно и агрессивно. Он приказал 82-й воздушно-десантной дивизии подготовиться к переходу на помощь ЦАХАЛ в случае советского вторжения в Израиль. Он объявил ядерную тревогу и приказал адмиралу Дэниелу Мерфи и Шестому флоту США заблокировать продвижение советских военно-морских сил к Израилю в Средиземном море.
Наконец, президент Никсон передал Брежневу очень ясное и простое сообщение о том, что любая попытка нанести вред Израилю будет рассматриваться США как нападение на американскую территорию. Советский лидер ясно понял сообщение и приказал своим войскам остановиться. Итак, война закончилась.
Личное замечание:
Во-первых, я приношу свои глубочайшие извинения за любые ошибки в грамматике или лингвистическом стиле из-за того, что, как и Христосу, английский не является моим родным разговорным языком, а иврит им является.
Во-вторых, я не специалист в военной стратегии, а человек с непредвзятым мнением.
В-третьих, мне было шесть месяцев во время войны 1973 года, и трое моих дядей были ранены в боях на египетском фронте.