Тема: 29 сент. АПЛ "Иркутск". Флот устал ждать

Российское агентство ТАСС сообщило, что атомная подводная лодка "Иркутск" должна вернуться на службу в Тихоокеанском флоте в 2023 году. В 2001 году судостроители обещали, что ремонт будет небольшим, но дело дошло до капитального 20-летнего (!) ремонта.

Это атомная подводная лодка проекта 949A "Антей" (код НАТО "Oscar II""). Из-за очень больших размеров (длина 154 м, ширина 18,2 м и подводное водоизмещение 23900 тонн) эти лодки классифицируются как "подводные крейсеры". АПЛ оснащена ПУ ракет, размещенных в легком корпусе (24 ракеты 3M45 комплекса 3K45/П-700 "Гранит").

Бункеры с ракетами наклонены вперед от вертикали на угол 40-45°. Однако, ракеты П-700 уже признаны устаревшими и слишком большими (их легко обнаружить и уничтожить), и поэтому в рамках модернизации их планируется заменить на 72 КР 3M14 системы "Калибр", ПКР П-800 "Оникс" и перспективные гиперзвуковые ракеты "Циркон".

Но это только планы. В свое время в СССР хотели построить 18 доок типа "Антей", но было построено 12, пять из которых остаются на вооружении ВМС России. Из остальных семи одна затонула ("Курск"), две утилизированы ("Краснодар" и "Красноярск"), одна переделана как лодка специального назначения ("Белгород"), одна находится в резерве ("Воронеж") и две в ремонте ("Иркутск" и "Челябинск").

"Челябинск" находится в ремонте и модернизации с августа 2014 года, а "Иркутск" с ноября 2001 года. Учитывая тот факт, что этот корабль вступил в ТОФ 30 декабря 1988 года, видно, что АПЛ находится в ремонте больше, чем в активном боевом статусе. Флот устал ждать, когда лодка вернется в строй, ибо в памяти прежние обещания оборонного ведомства, что "Иркутск" вернется во флот в 2017, потом отложили до 2019 года, сейчас обещают в 2022 году (лично пообещал заместитель министра обороны Алексей Криворучко).

Правда в том, что, несмотря на перевод лодки на верфь в 2001 году, ремонт начался только спустя семь лет, то есть в 2008 году. Тогдашний директор верфи Андрей Россомахин заявлял, что 6 миллиардов рублей (300 миллионов долларов), предназначенных на капитальный ремонт, слишком мало для завершения работ. И, как оказалось, он был прав, расходы росли и в 2013 году были установлены в размере 12 миллиардов рублей (600 миллионов долларов). Из-за длительных работ сумма стала еще больше. Стоит отметить, что строительство подобной лодки в России обойдется в 50 миллиардов рублей, или 2,5 миллиарда долларов (вероятно, имеется в виду курс рубля к доллару США до 2010 года - Л.Н.).

Кроме того, время работает не в пользу судостроителей и флота. В 2008 году были запланированы ремонт или модернизация радиолокационных, радиотехнических, гидроакустических и навигационных систем субмарины, однако оказалось, что это оборудование устарело и его надо менять полностью. Совершенно очевидно, что если АПЛ сдается в 2023 году, старое оборудование на ней будет выглядеть анахронизмом, лучше построить с нуля новую.

28 сентября 2020
https://www.defence24.pl/

Поделиться

2

Re: 29 сент. АПЛ "Иркутск". Флот устал ждать

Лет 10 назад в военной авиации было принято принципиальное решение, а именно: были снижены затраты на ремонт техники и соответственно увеличены на закупки новой. Сегодня в ВКС уже есть результаты этого решения - техника обновилась, старую списали. Такое же решение нужно принять и по ВМФ. Любому ремонту есть свои пределы. Ну не 20 же лет ремонтировать "Иркутск"? На эти деньги можно построить новую АПЛ с полным ресурсом.

Поделиться

3

Re: 29 сент. АПЛ "Иркутск". Флот устал ждать

Такую же уже не построить. А из приблизительно аналогичных - 885 - раз в шесть-восемь дороже обойдется.

Поделиться

4

Re: 29 сент. АПЛ "Иркутск". Флот устал ждать

Nit пишет:

Такую же уже не построить. А из приблизительно аналогичных - 885 - раз в шесть-восемь дороже обойдется.

Везде нужно считать. Это как автомобиль: покупаешь новый и лет пять-семь не знаешь проблем, либо покупаешь подержанный и каждый год тратишься на ремонт и запчасти.

Поделиться