Тема: 6 августа. В США обнародованы этапы создания нового истребителя

Испытания трехконтурного адаптивного двигателя компании Pratt & Whitney на объекте Arnold Engineering Development Complex в 2017 году

aviationweek.com, 31 июля

Подробности первой из двух в основном секретных инициатив, направленных на поддержку пятилетних работ ВВС США по программе NGAD (Next-Generation Air Dominance - воздушное превосходство нового поколения) для замены истребителя Lockheed Martin F-22, теперь обнародованы и показывают, что критическая технология может испытываться в воздухе к середине 2025 года.

GE Aviation и Pratt & Whitney ко второму кварталу 2022 года  планируют завершить отдельные конкурсные проекты по программе адаптивной двигательной установки нового поколения (NGAP -  Next-Generation Adaptive Propulsion) и завершить оценку полномасштабного двигателя через три года.

График и детали расходов на двигателю впервые появились в документах бюджета ВВС на 2021 финансовый год, они были представлены Конгрессу в феврале, но прошли незамеченными в течение нескольких месяцев. ВВС выдали компаниям GE и Pratt контракты на сумму 427 миллионов долларов для поддержки программы NGAP, но детали были скрыты в бюджетных документах.  Известно, что также реализуется программа адаптивного двигателя (AETP - Adaptive Engine Transition Program) для истребителя Lockheed F-35.

После того как сенатские уполномоченные ссылались на отсутствие прозрачности ВВС для обоснования сокращения бюджета программы AETP на 270 миллионов долларов в этом году, должностные лица ВВС решили разорвать финансирование NGAP в бюджетных документах.

Программа NGAP вновь появилась в бюджетных документах на 2021 финансовый год, то есть впервые за более чем шесть лет. Военно-воздушные силы держали все подробности о программе истреьителя нового поколения NGAD в строжайшем секрете начиная с 2016 года, но в 2014-15 годах было короткое двухлетнее окно, когда высокопоставленные чиновники обороны предоставили информацию об основных усилиях по разработке технологий для этого перспективного самолета.

Двигатель NGAP впервые упоминается в показаниях Алана Шаффера перед Комитетом по вооруженным силам Палаты представителей в марте 2014 года. Теперь Шаффер является заместителем заместителя министра обороны США по вопросам приобретения и обеспечения Эллен Лорд. Шесть лет назад он был главным заместителем директора по научно-техническим исследованиям. В этой роли Шаффер представил NGAP в качестве средства реализации программы NGAD наряду с другой, дополнительной инициативой, ориентированной на новые самолеты.

"Эта программа позволит разработать и запустить два прототипа X-plane, которые продемонстрируют передовые технологии для будущих самолетов", сказал Шаффер в 2014 году. "Команды будут соревноваться за производство прототипов X-plane, один из которых ориентирован на будущие оперативные возможности ВМС, а другой на будущие оперативные возможности ВВС", говорил он.

Год спустя Фрэнк Кендалл, в то время заместитель министра обороны по закупкам, технологиям и логистике, подробно остановился на аэрокосмической инновационной инициативе Aerospace Innovation Initiative (AII). По его словам, разработкой X-самолетов будет руководить DARPA.

“Чтобы быть конкурентоспособными, флот и ВВС будут иметь варианты, ориентированные на их задачи", сказал Кендалл. "Будет технологический период, ведущий к разработке прототипов. Это приведет к системам, которые в конечном счете придут после F-35", отметил он.

Результаты программы AII не были обнародованы или даже признаны официальными лицами ВВС или обороны с 2015 года, но инициатива предполагает, что один или два самолета X-plane могут быть испытаны уже сейчас.

Выступление Кендалла перед Конгрессом в 2015 году было сделано за год до того, как ВВС получили результаты совместной работы команды Enterprise Capability по плану полета Air Superior 2030, которая призвала разработать семейство систем для замены F-22. План побудил ВВС провести анализ альтернативных вариантов (АОА) в конце 2016 года. Результаты этого исследования первоначально планировалось опубликовать к концу 2017 года, но анализ продолжался до начала 2019 года.

Между тем, презентация Исследовательской лаборатории ВВС в 2015 году показала условный график программы NGAD; присуждение контракта на запуск этапа разработки инженерных и производственных разработок (EMD) запланировано на 2023 финансовый год. Уже в конце бюджетного запроса ВВС на 2019 финансовый год финансовые ресурсы, выделенные на программу нового истребителя, по-видимому, поддерживали этот график: значительное увеличение финансирования начинается в 2023 финансовом году, и в целом между 2019 и 2023 финансовыми годами выделяется 13 миллиардов долларов. Однако в прошлом году, когда стали известны результаты исследования альтернативных вариантов, ВВС, по-видимому, отложили запуск инженерных и производственных разработок по крайней мере на несколько лет. Бюджетный запрос на 2020 финансовый год включал только 6,6 миллиарда долларов для NGAD на 2020-24 финансовые годы.

Финансирование программ NGAD и NGAP учитывается отдельно в бюджетных документах ВВС. Документы обоснования бюджета на 2021 финансовый год показывают, что ВВС потратили 106 миллионов долларов на NGAP в 2019 финансовом году. Еще 224 миллиона долларов выделяются на NGAP в этом году. Но, как показывают бюджетные документы,  программа запросила дополнительные 403 миллиона долларов в 2021 финансовом году.

"Адаптивная двигательная установка нового поколения состоит из четырех этапов создания: предварительное проектирование, детальное проектирование, изготовление двигателя и оценка двигателя”, говорится в бюджетных документах ВВС.

"Результаты программы включают в себя детальные проектные параметры и модели военных адаптивных двигателей, аппаратное обеспечение двигателя (плюс запасные части), отработанные технологии, основные данные оценки органов управления, камеры сгорания и т. д., обзоры программ и исследования технологий, доступности и устойчивости для истребителей следующего поколения", говорится в документах.

Поделиться