Тема: Нашли время. Полтавченко: ОСК возвращается в Петербург

ОСОБОЕ МНЕНИЕ / ГЕОРГИЙ ПОЛТАВЧЕНКО

21.05.2020 17:31

Георгий Полтавченко: «ОСК возвращается в Петровскую гавань»

Близится День города. Любимый всеми нами и родной для меня Санкт-Петербург скоро отметит 317-ю годовщину со дня основания. На день рождения принято дарить подарки. Думаю, что сегодня, когда вокруг так много плохих новостей, подарком вполне может стать хорошая новость, не связанная с коронавирусом. Хочу выразить благодарность интернет-изданию «Фонтанка» за предоставленную мне возможность такой новостью поделиться.

Головной офис Объединенной судостроительной корпорации переезжает в Петербург, возвращается в родную Петровскую гавань. Сегодня это не досужие домыслы, а реальный факт, за которым — план конкретных и последовательных действий. Сегодня я, как председатель совета директоров корпорации, официально подтверждаю: переезд состоится, сколько бы ни длилась эпидемия и как бы ни складывалась экономическая ситуация. Наоборот, ОСК будет только рада помочь городу в трудную минуту.

Это не только возвращение к истокам и восстановление исторической справедливости. Это продолжение государственной политики по возрождению морской столицы России. Напомню, что решение о переезде ОСК в Санкт-Петербург было принято президентом нашей страны Владимиром Путиным. И оно стало абсолютно логичным в череде предшествующих решений по российскому флоту за последние десять с небольшим лет.

Начало было положено передислокацией Главкомата Военно-морского флота страны. Немало копий было сломано, судьбоносный проект шел достаточно долго. Но сегодня флотское командование работает там, где ему исторически и было предопределено, — в комплексе зданий Адмиралтейства. Все страхи из-за невозможности наладить оперативное управление флотами и соединениями кораблей из Петербурга оказались напрасны. Прорывное развитие информационных технологий, в том числе и военно-прикладного назначения, дает возможность руководить ВМФ России как из Москвы, так и из Петербурга.

Но здесь, на Кронштадтском рейде, флотское командование получило важное преимущество — короткое плечо для постоянного взаимодействия с петербургскими верфями и проектными институтами. Ежедневная работа Главкомата ВМФ как государственного заказчика и основных подрядчиков по исполнению гособоронзаказа, максимально оперативное решение всех вопросов принесли огромную пользу городу и стране. Оборонная промышленность Петербурга стала для городской экономики точкой опоры в 2014–2016 годах. А сегодня Россия имеет мощный и современный надводный и подводный военно-морской флот, отлично себя показавший в ходе антитеррористической операции в Сирии.

Львиная доля новых кораблей и подводных лодок, переданных ВМФ России за последние годы, построены силами предприятий ОСК. Любуясь ими сегодня, понимаешь важность следующего, не менее исторического, решения президента России — возобновление полномасштабных военно-морских парадов на День ВМФ. Это веха в новейшей истории нашего государства. И наглядная демонстрация того, что российский флот был, есть и будет. Хочу напомнить в этой связи великие в своей простоте слова Петра Великого: «Все наши дела ниспровергнутся, ежели флот истратится…»

Строительство флота — это продолжение «дела Петрова». Санкт-Петербург — детище Петра. С учетом двух предыдущих, третье решение президента России Владимира Путина по флоту не выглядит чем-то удивительным или спонтанным. Перевод в Санкт-Петербург головного офиса ОСК, как крупнейшей военной и гражданской судостроительной корпорации, обусловлен логикой исторического процесса и текущими государственными задачами. Верховный главнокомандующий сосредоточивает в морской столице России военный, инженерный, интеллектуальный, производственный и человеческий потенциал российского флота. Работая рядом, офицеры и корабелы, ученые и судостроители наполнят отрасль новыми прорывными идеями, проектами, максимально быстро превращая инженерные замыслы в реальность металла или современных наноматериалов.

ОСК возвращается в Петровскую гавань не только с четкой программой дальнейшего развития военного флота. В ближайшие годы России предстоит осваивать арктические широты и развивать Северный морской путь. Строительство мощного ледокольного и ледового флота — вопрос безопасности государства, защиты наших национальных интересов и энергетической независимости. За последние годы совершен огромный рывок в отечественном коммерческом судостроении. В портфеле корпорации контракты на сумму свыше 320 миллиардов рублей по созданию гражданских и коммерческих судов.

Мы уже приступили к реализации еще двух не менее важных стратегических задач. Это создание нового, современного пассажирского флота — как морского, так и речного, и строительство флота рыболовного. Первые результаты уже есть — на первенца гражданского речного круизного флота страны, круизное судно «Мустай Карим», уже есть заказчик. В этом году оно должно начать свою первую навигацию по рекам России. Отечественный рынок речного туризма огромен и с нетерпением ждет появления современных круизных лайнеров. Корпорация уже начала удовлетворять этот спрос. А работа по возрождению рыболовного флота страны — задача настолько масштабная и многогранная, что заказов хватит всем.

Я убежден, что переезд головного офиса ОСК на берега Невы даст новый импульс к решению всех перечисленных выше задач. Исторически ОСК давно прописана в Петербурге, просто теперь сюда переедет инженерный и менеджерский персонал. Но мы ожидаем, что эффект «короткого плеча» между заказчиками и подрядчиками даст такой же положительный импульс, как и в военном кораблестроении. Кроме того, взор Петербурга исторически устремлен в морскую даль. Не случайно первые высокотехнологичные городские предприятия были связаны с морем. Мы рассчитываем найти большое число грамотных инженерных и управленческих кадров, готовых применить современные навыки и компетенции к флотской тематике.

Петербург — интеллектуальная и инновационная столица России. На предыдущей работе я много общался с представителями вузовской науки, программистами и представителями IT-сферы, интересными ребятами из «Клуба лидеров». Знаю, что в городе много уникальных стартапов и проектов. Нам есть что предложить их авторам. У ОСК есть средства на венчурные инвестиции, которые можно смело вкладывать в прорывные разработки и максимально быстро внедрять ноу-хау.

Конечно, возвращение ОСК внесет свою лепту в пополнение городской казны. Но будут и важные неналоговые последствия. Стимул к развитию получат многие отрасли, смежные с кораблестроением и судостроением, — электроника, электротехника, заводы по производству двигателей и силовых установок и другие. Глотнут свежего воздуха наши учреждения высшего, в том числе технического, образования, которое становится вновь очень популярным.

Петербург всегда был городом-моряком, открытым и продуваемым всеми ветрами. Именно поэтому русский философ Георгий Федотов говорил, что «здесь, в Петербурге, слышнее историческая задача». В самые трудные времена здесь, у нас, всегда можно выйти на набережную Невы. Почувствовать, как тянет влажный морской ветер, почти всегда западный, и для нас — встречный. Пройтись по последним линиям Васильевского острова или к устью Фонтанки, на Лоцманский островок и уловить отсвет моря. Посмотреть на Финский залив с одного из мостов Западного скоростного диаметра. Увидеть ошвартовавшиеся теплоходы, якоря и канаты…

Это то, чего больше всего не хватало в Москве сотрудникам Объединенной судостроительной корпорации. Трудно радеть о создании кораблей, не видя морского простора и не чувствуя его всей душой. Теперь мы — здесь, вместе с Невой, морем и Петербургом.

С днем рождения, любимый город Петра!

Авторская колонка для «Фонтанки»

Полтавченко Георгий Сергеевич,

председатель совета директоров АО ОСК

Согласны с автором?

Да


Нет
https://www.fontanka.ru/2020/05/21/69272464/

Поделиться