Тема: Проблематика истребителя шестого поколения - польское видение

Ранний концепт Lockheed Martin

Lotnictwo Aviation International 5/2020

В последнее время программа разработки самолета-истребителя шестого поколения для ВВС США претерпела значительные метаморфозы. Вместо одной конструкции (самолета) ВВС США рассматривают возможность внедрения целого семейства новых передовых платформ в рамках быстрых производственных циклов. По мнению многих экспертов, это опасная концепция, которая может принести результаты, отличные от желаемых.

В 2016 году ВВС  США опубликовали исследование концептуальных проектов на тему самолета-истребителя 6-го поколения, который должен заменить истребители F‑22A Raptor. Исследование назвали "Air Superiority 2030", что намекает, что речь идет о истребителе завоевания превосходства в воздухе, который должен вступить в строй примерно к 2030 году. В соответствии с тогдашними предположениям это должен был быть труднообнаруживаемый радарами истребитель дальнего радиуса действия, способный проникать сквозь сильную ПВО противника.

Должен был быть построен самолет с использованием самых современных технологий, таких как двигатели с переменным циклом работы, технологии, снижающие возможности обнаружения радарами в режиме VHF, системы, активно уменьшающие тепловую сигнатуру, полный пакет сетецентрики, позволяющий контролировать в воздухе беспилотников и дронов, а также обмена данными о целях с другими различными платформами, и даже лазерные пушки. С самого начала отмечалось, что будущий истребитель может быть опционально пилотируемый с возможностью дистанционного пилотирования с земли. С постройкой самолета-истребителя 6-го поколения связано также программа "Ведомый" (Loyal Wingman), предусматривающий строительство малых беспилотных истребителей или дронов, которые управляются пилотами истребителей, в том числе для уничтожения наземных целей.

Это была очень амбициозная концепция, которая представляло собой видение невероятно сложной программы, которая по своим затратам может затмить программу F‑35 Lightning II (Joint Strike Fighter). Кажется, что уже в момент публикации исследование ВВС США дало понять, что страна стоит перед лицом огромных расходов, а ведь нужно финансировать и другие перспективные программы, например, стелс-бомбардировщика  B‑21A Raider или модернизацию ядерного арсенала.

Следовательно, создание нового истребителя должно быть реализована в рамках классической программы, как в Европе и Японии. В 2018 году началась англо-шведско-итальянская программа Tempest и французско-немецко-испанская FCAS (Future Combat Air System). Целью обеих программ является создание самолетов-истребителей 6-го поколения, которые должны заменить Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale. В 2019 года Япония запустила собственную программу строительства истребителя 6-го поколения NGF (Next Generation Fighter).

Между тем, ВВС США прекратили использование определения "истребитель шестого поколения", назвав свою программу NGAD (Next-Generation Air Dominance). Таким образом, это не только самолет, но и семейство сопутствующих пилотируемых и беспилотных систем.

В начале октября 2019 года Уилл Ропер (первый заместитель министра ВВС США по закупкам, технологиям и логистике), объявил об ускорении программы NGAD и радикальное изменение его концепции. 2 октября был создан также официальный офис программы строительства опытных самолетов (Advanced Aircraft PEO – Program Executive Office) со штаб-квартирой на базе ВВС Паттерсон (Огайо). Во главе программы был поставлен полковник Дейл Уайт, который ранее руководил программами, связанными с разведкой, наблюдением и рекогносцировкой (ISR). Уилл Ропер объявил начало серии программ строительства новых платформ истребителей, которые охарактеризовал как "цифровая сотой серии" (Digital Century Series). Это отсылка к так называемой "сотой серии", то есть американских истребителей времен холодной войны, содержащие в себе цифру 100 (от F‑100 до F‑110 и F‑111 и F‑117).

Отход от избитых схем

ВВС США ищут новый подход для проектирования и производства самолетов-истребителей. С 80-х годов XX века типичная американская программа приобретения и строительства самолетов (не только истребителей) проходит по такой схеме - объявляется тендер, который выигрывает более конкурентоспособное предложение (как правило, более дешевое). Производители, чтобы получить контракт, предлагают продукт по себестоимости, а все прибыли обеспечивает последующее многолетнее производство, так и заказы Пентагона на содержание парка, то есть ремонты и модернизацию. Кроме того, самолеты проектируются с очень длинным ресурсом. Для военно-воздушных сил также больше пользы приносит заказ многолетнего серийного производства, благодаря которой значительно снижается финальная цена продукта. Многолетнее производство и эксплуатация самолетов на руку как производителям, так и ВВС. Однако конкурс очень опасен для проигравших. Проигрыш в тендере часто означает, что проигравшая фирма надолго выпадает с рынка, может даже произойти сокращение или полная ликвидация службы НИОКР компании. 

Примером отрицательной, безусловно, программы является F‑35. Несмотря на то, что его удалось "вывести на прямую", а F‑35 Lightning II уже добился успеха в экспорте, программа создавала многолетние задержки и значительно превысила установленный бюджет. Через 20 лет после начала программы истребитель и бортовые системы все еще требуют доводки. Со времени победы компании Lockheed Martin в тендерах на строительство истребителя Advanced Tactical Fighter (F‑22) и Joint Strike Fighter (F‑35) с рынка истребителей практически исчезла компания Northrop Grumman. Boeing удержался только потому, что сохранил производство истребителей F/A‑18 Hornet, Super Hornet и F‑15 Eagle и Strike Eagle (поглощая компанию McDonnell Douglas) и имел свою долю в производстве истребителей F‑22 Raptor. Однако от времени участия в программе JSF компания "Боинг" с нуля не создала ни один тип истребителя.

ВВС США понимают, что начало следующей программы, аналогичной F‑35, "сократит" американскую производственную базу еще больше. Также нельзя не учитывать фактор времени. Сравнивая с программой F-35 JSF, можно сделать вывод, что истребитель 6-го поколения, учитывая степень его сложности, может поступить на вооружение только в конце 2040 - нач. 2050 годов. Слишком долгий срок разработки может привести к тому, что этот самолет будет уже устаревшим на фоне перспективных угроз, которые появятся в середине нашего века.

В такой же почти ситуации оказался истребитель F‑35, который поступил на вооружение, когда в России и Китае появились истребители нового поколения (соответственно Су-57 и Chengdu J‑20). Единственным моментом, в котором американские военно-воздушные силы превзошли своих конкурентов, это вступление в строй в 2005 году стелс-истребителя F‑22. Однако преждевременное прекращение серийного выпуска в 2012 году после изготовления всего 187 самолетов это преимущество смазало. По иронии судьбы Пентагон тогда предполагал, что меньшее количество истребителей F‑22 будет компенсировать массовое и быстрое внедрение на вооружение истребителей F‑35.

Ранний концепт Boeing

Поделиться

2

Re: Проблематика истребителя шестого поколения - польское видение

В такой же почти ситуации оказался истребитель F‑35, который поступил на вооружение, когда в России и Китае появились истребители нового поколения (соответственно Су-57 и Chengdu J‑20)

Сру 57 а где он и он 4++ с трудом

Сайт krumholzmax

Поделиться

3

Re: Проблематика истребителя шестого поколения - польское видение

krumholzmax пишет:

В такой же почти ситуации оказался истребитель F‑35, который поступил на вооружение, когда в России и Китае появились истребители нового поколения (соответственно Су-57 и Chengdu J‑20)

Сру 57 а где он и он 4++ с трудом

со статьей не согласен

1) прогресс не остановить - пилотируемый истребитель должен летать со стаей БЛА, или он может идти в ж.пу как дикарь с каменным топором

2) F-35 полностью переформатировал небо - имеющий их не боится никаких китайских и российских "стелсов"

3) самолет уже сегодня должен быть стелс, а ракеты иметь такие как как AIM-120D и Meteor

Поделиться

4

Re: Проблематика истребителя шестого поколения - польское видение

Ну поляки известные спецы по части истребителей пятого, а особенно шестого поколения. Это ж всем известно...

Поделиться

5

Re: Проблематика истребителя шестого поколения - польское видение

phantom пишет:

Ну поляки известные спецы по части истребителей пятого, а особенно шестого поколения. Это ж всем известно...

В России полно спецов и по 7 поколению но почему то даже не вылезают из 4-го

Поделиться