Тема: 23/окт/19 - Дозаправка. Сложности между A330 MRTT и F-15

Истребитель F-15SG ВВС Сингапура дозаправляется от самолета-заправщика A330 MRTT

defensenews.com, 22 октября

Компания Airbus разработала изменения в программное обеспечение, которое управляет стрелой танкера A330 MRTT специально для дозаправки в воздухе истребителя F-15 Eagle. Модификация, известная как "закон управления полетом стрелы", была закодирована в ответ на трудности, возникшие во время летных испытаний. Обновление добавляет еще один тип ЛА в список самолетов, сертифицированных для дозаправки от танкера.

Airbus сообщил Defense News, что необходимость в новом законе управления стрелой возникла во время летных испытаний между многоцелевым танкером A330 и истребителями F-15 ВВС США. Наблюдатели заметили, что дозаправка в воздухе между двумя самолетами была более сложной, чем у других пар, из-за асимметричной конструкции приемника F-15 и "связанных аэродинамических эффектов" вблизи топливоприемника.

Новый закон управления стрелой на A330 MRTT предоставляет оператору стрелы улучшенный и более плавный способ выполнения контакта,сообщил представитель Airbus Defence and Space News. Он добавил, что модификация программного обеспечения ARBS (aerial refueling boom system), называемая Update III Loop 6.1, была сертифицирована в 2018 году по результатам летных испытаний между MRTT и неопознанными операторами F-15 на этапах разработки и сертификации для оценки и проверки поведения новых законов управления телескопической штангой.

Способ заправки топливом "воздух-воздух" используется на таких самолетах, как истребители F-15, F-16 Fighting Falcon и бомбардировщики B-52 Stratofortress и B-1 Lancer, в которых оператор стрелы на борту танкера маневрирует и подключает заправочную стрелу в приемник (гнездо - Л.Н.), установленный на приемном самолете. Заправочное гнездо  обычно устанавливается вдоль продольной осевой линии самолета-приемника, хотя в некоторых самолетах, таких как F-15, гнездо смещено в сторону от осевой линии.

Этот метод дозаправки позволяет повысить скорость передачи топлива по сравнению с альтернативным подходом "шланг-штанга". Первый метод обычно используется ВВС США на более крупных самолетах-приемниках с более высоким бортовым запасом топлива. Как и многие современные самолеты-заправщики, MRTT способен поддерживать оба метода дозаправки.

Почему именно F-15?

Представитель Airbus не стал вдаваться в подробности о сложностях дозаправки самолета F-15 в воздухе. Однако в несекретном документе ВВС Республики Сингапур, опубликованном Defense News, отмечалось, что во время летных испытаний с F-15SG приемники испытали "тенденцию к левому крену в центре и правой стороне огибающей стрелы" и что, когда стрела вынималась из самолета-приемника, истребитель “может рыскать влево (примерно до 2 [градусов]) от стрелы, поскольку стрела взлетала вверх и удалялась от приемника".

В документе, касающемся стандартов, также говорится, что экипаж самолета "качественно оценил, что рабочая нагрузка была от минимальной до умеренной и была управляемой", добавив, что тенденция F-15 к качению означала, что для поддержания положения ей требовались "небольшие постоянные входные сигналы правого элерона и/или руля направления".

Это явление левого крена/рыскания соответствует тому, о чем ранее сообщали Defense News: во время испытаний дозаправки, проведенных австралийским MRTT в 2015 году с приемным самолетом ВВС США, стрела при определенных параметрах полета имела тенденцию двигаться слишком близко и угрожала задеть фонарь кабины F-15.

Сингапурские F-15SG получили разрешение категории 3 на дозаправку от MRTT, хотя некоторые ограничения все еще применяются, включая то, что дозаправляемый F-15SG не должен иметь внешние подвески на двух передних левых пилонах, известных как LC3 и LC6.

Кроме того, операции по дозаправке от MRTT должны выполняться только с ARBS в режиме закона управления полетом F-15. A330 МRТТ имеет два других закона управления: "легкий" и "тяжелый" в зависимости от массы дозаправляемого самолета. Эти законы управления стрелами используются современными заправочными стрелами с ЭДСУ (fly-by-wire) для улучшения характеристик управляемости на различных этапах дозаправки "воздух-воздух".

Категория 3 является самым высоким из трех уровней между самолетом-заправщиком и самолетом-приемником, и он считается зазором с низким риском из-за всестороннего испытания совместимости между обоими самолетами, которое включает в себя летные испытания по целому ряду эксплуатационных параметров.

Какие еще страны от этого страдают?

Сингапурский документ был размещен на веб-сайте совместного центра ВВС НАТО, а также на веб-сайте ряда других коалиционных и дружественных стран, таких как США, Великобритания, Австралия, Франция и Япония. Такие документы используются для облегчения многонациональной оперативной совместимости между танкером-заправщиком и дозаправляемыми самолетами.

Сингапур ожидает получения шести А330 MRTT. ВВС страны имеют парк многоцелевых истребителей F-15SG, используемых двумя эскадрильями. Эти самолеты являются частыми участниками совместных тренировок с ВВС США, Саудовской Аравии и Южной Кореи, имеющих на вооружении A330 MRTT и F-15.

Airbus описывает обновление Loop 6.1 в качестве базовой линии для всех новых серийных самолетов, и вполне вероятно, что Южная Корея и Франция, которые получили свои первые самолеты A330 MRTT после Сингапура, будут эксплуатировать танкеры с обновлением управления стрелой.

Airbus также сообщает, что обновление доступно для операторов MRTT по их запросу, и представитель министерства обороны Австралии сказал Defense News, что все австралийские MRTT, которые известны как KC-30A, "обновили законы управления полетом стрелы (версия Loop 5.2-6.1), которые лучше подходят для дозаправки F-15 Eagle".

Австралия была первой страной, которая эксплуатировала А330 MRTT и провела обширные испытания дозаправки с другими самолетами-приемниками коалиции. В дополнение к совместным ударным истребителям F-35A, F/A-18 Hornet и Super Hornet, австралийские MRTT также были сертифицированы для заправки самолетов коалиции, таких как бомбардировщик ВВС США B-1 и самолет непосредственной поддержки A-10, французский истребитель Rafale и индийский Su-30.

Австралия также хочет добавить F-15 в список дозаправляемых самолетов. В этом году на авиасалоне Avalon Airshow  австралийский летчик-испытатель рассказал журналистам, что планируется провести испытания с сингапурскими F-15SG, а также японскими истребителями F-15J и F-2.

A330 MRTT может заправлять все западные истребители
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=2877

A330 MRTT лучше покупать вскладчину
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=8341

Потенциал воздушной дозаправки. Им всё мало
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=23067

Л.Н.
23 октября 2019

Поделиться