1

Тема: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

Открываю эту тему в надежде понимания и помощи в восстановлении истории развития "москитного флота" России.
Коментарии типа Viktora на теме "Боевые службы РКА и МРК..." прошу не оставлять, УВАЖАЙТЕ СЕБЯ кому не безразличен флот и его история. Кто хочет бессмысленого бодания пусть открывает тему "Бодание на форуме" и кому это интересно пусть там бодается, культурно, Виктор сюда не заходи!!! Тебе это не интересно.

26 июля 1714 года у мыса Гангут (Балтика) шведская эскадра из 10 линкоров и фрегатов была атакована сотней русских галер, на…

…которых сидели добрых две дивизии пехоты (15 тысяч бойцов). При всем превосходстве в артиллерии, противостоять налету орды юрких суденышек, которые просто заполонили фьорд, шведы не смогли. Эта была не просто первая крупная виктория молодой Российской империи - это была первая победа русского «москитного флота».

Но этот термин появился только спустя два столетия - во время Первой мировой войны. За это время абордажные схватки окончательно ушли в прошлое, а победу обеспечивала огневая мощь и скорость.
Молодой лейтенант Степан Осипович Макаров, впоследствии знаменитый адмирал, за год до начала русско-турецкой войны 1877—1878 годов предложил применить против кораблей турецкого флота минные катера. Их перевозили на быстроходных пароходах, а при подходе к противнику спускали на воду. Сначала катера вооружали шестовыми минами, а затем, по совету С. О. Макарова, стали использовать самодвижущиеся мины-торпеды.

14 января 1878 года ночью минные катера «Чесма» и «Синоп», вооруженные торпедами, под командованием С. О. Макарова атаковали турецкий военный пароход «Интибах», стоявший на батумском рейде, и потопили его. В истории военно-морского флота это первое боевое применение торпеды (мины Уайтхеда). Тем самым было положено начало развитию торпедных катеров как самостоятельного класса боевых кораблей. В годы первой мировой войны применялось уже несколько разновидностей представителей будущего «москитного флота». Однако по-настоящему совершенные конструкции были спущены на воду только в тридцатые годы, когда появились высокооборотные легкие авиационные двигатели большой мощности.

После нескольких крупных сражений, линейные и крейсерские эскадры воюющих стран начали больше простаивать в защищенных гаванях – ими предпочитали не рисковать. Инициатива все больше переходила к небольшим, а главное – дешевым эсминцам, подводным лодкам и катерам. Гибель которых обходилась военным бюджетам не столь накладно, но зато один торпедный катер мог пустить на дно целый крейсер.

Что и случилось, к примеру, 16 июня 1919 года, когда пятитонный английский катер, вооруженный одной-единственной торпедой, удачно запустил ее прямо в борт революционного крейсера «Олег». Спустя месяц, во время атаки английских торпедных катеров на Кронштадт, погиб крейсер «Память Азова» и получил серьезные повреждения линкор «Андрей Первозванный».

Катера (торпедные, сторожевые и пр.) действовали часто большими группами, а «кусались» весьма больно – за что и получили название «москитного флота». Они эффективно защищали собственные прибрежные воды и порты и атаковали соседские. В годы Второй мировой катера активно использовали все ведущие морские державы: США, Британия, Япония, Германия, СССР. Даже появление морской авиации не отправило их в отставку.

Поделиться

2

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

(продолжение)
По программе 1882 года наряду с броненосцами и броненосными крейсерами было построено на российских и иностранных заводах 142 минных корабля различного назначения, которые значительно усилили наш флот того времени. Практические плавания русских миноносцев «Взрыв» и «Батум» показали необзодимость постройки подобных кораблей.
   В период с 1881 года строились как на русских, так и на иностранных заводах минононосцы водоизмещением 70-100 тонн, со скоростью хода 18-20 узлов. В 1883 г. заводу Норманна во Франции был заказан  миноносец «Поти», водоизмещением 63 т. Скорость хода 18,5 узла, вооружение: две 37 мм скорострельные пушки и два торпедных аппарата. По этому типу  построили «Лахту», «Лугу», «Нарву», «Котлин», «Измаил».
   В 1886 г. во  Франции заказали миноносцы «Свеаборг», «Ревель»: водоимещением 102,6 т. Длина 46,8 м. ширина 3,7 м. со скоростью более 19 уз. По вооружению они ни чем не отличались от предшественников. В том же году на заводе Шихау в Германии для нашего флота построили миноносцы «Або», «Виндау», «Либаву», «Кондор», «Килию», «Рении», «Чардак», «Ялту»,  и «Новороссийск».
   В 1890 г. были приобретены в Германии миноносцы «Анакрия» и «Адлер» первый одновинтовой водоизмещением 87,5 т. А второй двухвинтовой 164,2 т. Хотя «Адлер» оказался значительно быстроходнее, тем не менее в ввиду прекрасных мореходных качеств предпочтение отдали «Анакрии» и заказали десять таких миноносцев. Из них №268 и №269 построили на Николаевском Адмирательстве, «Тосму» и «Домеснес»- на Путиловском заводе, «Аспе»,» «Трапезунд», «Нарген», «Гогланд», № 131 и № 132-на Ижорском заводе.
   В 1892 г. во Франции приобрели миноносец «Пернов» водоизмещением 120 т. Давший на испытаниях 26 уз. Он послужил прототипом для  большого количества  миноносцев русского флота, в ходе интенсивного развития которого в дальнейшем прослеживалась тенденция увеличения скорости и мореходности.
   Столь бурное развитие миноносцев вызвало появление и кораблей, предназначенных для борьбы с ними. В иностранных флотах их называли контрминоносцы, а в русском – истребители. Стремление к увеличению скорости до 30 уз. и усилению артиллерийского вооружения привело к росту водоизмещения таких кораблей. У нас первым истребителем был «Сокол», спущенный на воду в 1895 г. Он строился на заводе Ярроу в Англии и вызвал большой интерес в кругах морских специалистов. Корпус впервые построили целиком из никилиевой стали, за счет чего получили значительный выигрыш в весе. Водоизмещение «Сокола» составляло 200 т., а скорость 29,6 уз. вооружение: одно 75 мм., три 47 мм. орудия и два однотрубных торпедных аппарата. По анологичному проекту было построено 26 истребителей.
    В дальнейшем  развитие малого флота Царским правительством свелось к закупкам истребителей у иностранных фирм в основном Французским и США. Первые быстроходные катера появились на Черноморском флоте в 1916 г. которые царское правительство закупило у США специально для борьбы с немецкими подводными лодками в количестве 32 едениц. Тактико-технические данные истребителей построенных фирмой «Гринпорт» С-40 («Шоссер») были следующие: корпус катера был деревянный, водоизмещение 36 т., три мотора марки «Вамблерки» по 150 л.с. или марки  «Стерлинга» по 200 л.с. обеспечивали скорость хода 27-28 узлов, вооружение:- две пушки 47 и 37 мм. с боеприпасом по 50 снарядов на ствол, два пулемёта 4 винтовки и 4 револьвера. Экипаж катера состоял из 8 человек: командир-унтер-офицер, рулевой, 2 комендора, 4 моториста, радиус действия 300 миль.

Поделиться

3

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

(продолжение)
В 1919 г. на Чёрном море появились английские торпедные катера «Тринскорфт» захваченные на Каспийском море в порту Энзели
Их ТТД: водоизмещение -5 т. Один бензомотор мщностью 250 л.с. скорость хода 37-45 узлов, экипаж 3-4 чел., вооружение один кормовой желобный 450 мм. ТА, 2 ручных пулемёта 7,62 мм.
  Свой «москитный флот» Советская Россия начала создавать практически с нуля. После революции у Советской власти осталось 11 катеров-истребителей с укомплектованными экипажами. Одной из первых операций, в которой они приняли участие, было затопление 18 июня 1918 г. в Новороссийской бухте кораблей Черноморской эскадры, чтобы они не стали трофеями немцев. Затем катера были погружены на железнодорожные платформы и направлены на Волгу - в Царицын. Здесь они вели бои с белой гвардией. 20 августа 1919 г. истребители провели смелую и успешную операцию по разгрому в г. Камышине опорного пункта врага. С тех пор 20 августа 1919 г. считается днем рождения советских катерников.
Было очевидно, что интересы безопасности страны требуют принятия мер по созданию как отечественных торпедных катеров, так и заводов по их серийному выпуску. В 1921 г. было организовано Остехбюро, специализировавшееся по разработке морского оружия, в том числе - торпед и мин. В феврале 1923 г. Главмортехупр предложило Комиссии по металлическому самолетостроению при ЦАГИ , председателем которой был А. Н. Туполев, начать разработку и строительство четырехместного двухмоторного торпедного катера. Таким образом, предложение-приказ обязывал Туполева взяться за эту работу и довести ее до конца. Выбор Главмортехупр пал на Андрея Николаевича не случайно. Было известно, что им уже построен и успешно испытан глиссер ГАНТ-1 и разработан цельнометаллический глиссер ГАНТ-2.
   
Первым советским торпедным катером стал ГАНТ-3, (Г-3, «АНТ-3»,  П-4,  «Первенец») 9 февраля 1923 г, ЦАГИ получает задание на постройку первого отечественного торпедного катера. И ложится эта работа на плечи Туполева и его коллектива. Морское ведомство, не имевшее опыта строительства таких судов, не могло сразу предъявить четких требований ни к обводам катера, ни к его компоновке и оборудованию. ЦАГИ вообще впервые столкнулся, хотя и с маленьким, но все же морским кораблем. В феврале 1925 г. Наморси сообщил ЦАГИ тактико-технические требования, предъявляемые к катеру, Одно из главных состояло в том, чтобы скорость проектируемого катера превышала скорость трофейных, имевшихся в распоряжении ВМФ. В марте 1927 г. катер, получивший название "Первенец", был отправлен на созданный к этому времени под Севастополем гидродром. Вместе с катером отправился и формуляр, из которого можно было узнать, что: "...Название корабля..... ЦАГИ АНТ-3 Тип корабля ........ торпедный катер (глиссер) Ранг ............. III Заложен........... Москва, 1925 г Спущен на воду....... 14.03.1927..." И далее: "... особенности корпуса корабля: 1. Редан. 2. Стабилизитор, позволяющий на ходу менять угол атаки днищи в некоторых пределах. 3. Двойной руль. 4. Кингстон, отсасывающий воду..."
Кроме того, катер был оснащен ночным прицелом, приемо-передающей радиостанцией. Были предусмотрены приспособления, позволяющие осуществлять погрузку катера с помощью стрелы на палубу корабля. Интересно отметить, что в технических условиях оговаривался пункт о том, что корпус катера должен выдерживать соленость морской воды, соответствующую Средиземному морю.
В июле 1927 г. закончились испытания, а 12 августа того же года первый советский торпедный катер "Первенец" поступил в дивизион сторожевых и торпедных катеров Черноморского флота. Отзывы приемной комиссии ВМФ были положительными. Но все же были отмечены три серьезных недостатка: коррозия кольчугалюминия, заливание рубки, плохое качество покрытия краской. Если два последних не вызывали беспокойства, то первый требовал оперативного развертывания большой научно-исследовательской работы.
.

Поделиться

4

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

(продолжение)
Началась эра Советского кораблестроения, малых катеров торпедоносцев Его ТТД:      водоизмещение 8,9 т., два бензомотора «Райт-тайфун» по 600 л.с., два винта,
Скорость полного хода 54 узла, дальностьплавания -340 миль, экипаж -3 чел. Вооружение -450 мм. Желобный ТА,- 2 ручных пулемёта -7,62 мм. 2-мины. Катер послужил праобразом последующей серии торпедных катеров создаваемых по разработанным проектам А.Н.Туполева.  Г-4, «ГАНТ-4» АНТ-4, «Туполев» построенный в 1927 г. (на флоте они получили наименование «Ш-4») с увеличенным водоихмещением до 9,8 т. Имеющим на вооружении 2 - 450 мм. Желобных ТА скорость полного хода за счёт увеличения водоизмещения и установки второго ТА снизилась до 50 узлов.
Торпедный катер «Ш-4» «Шарпи» что означало- остроскулый  был заложен в декабре 1927 г на Ленинградском заводе А.Марти под реководством инженера В.В.Разумова 30 катеров этой серии в 1932-1933 г. были перевезены  на Дальний Восток и образовали первые боевые соеденения  из катеров Советской постройки на Тхоокеанском флоте. Основные ТТД: - водоизмещение -10 т., два бензомотора «Райт-тайфун» по 600 л.с., скороть полного хода 50.5 узлов, дальность плавания-300 миль, экипаж -5 чел., вооружение 2-450 мм. желобных  ТА 1-7.62 мм. Пулемёт, 2-мины.Интересной особенностью катеров этого проекта была разработка серии «катеров волнового управления» в которых использовался метод управления маневрами катера по радио и как следствие вывод катеров в атаку на противника без экипажа. Разработку вело ОСТЕХБЮРО руководимое В.И.Бекаури. 5 августа 1932 г. Постановлением Реввоенсовета были сформированы два отряда из серийных катеров «Ш-4» с включением в них самолётов наведения «МБР-2» с аппаратурой ЦЛПС (Центральной лабараторией проводной связи) Катера «ВУ» применялись в годы Великой Отечественной войны без существенного боевого успеха. Но опыт волнового управления катеров был востребован для обеспечения Боевой подготовки флота в последующие годы для выполнения артиллерийских и ракетных стрельб с применением катеров-целей ,  катеров –мишений и катеров водителей мишений проектов «183» и «206»
   18 июня 1928 г. в ЦАГИ было получено письмо начальника Мортехупра. В нем сообщалось о том, что Техупр УВМС будет "... в порядке дальней шей эволюции глиссера ежегодно давать ЦАГИ задание на проектирование и постройку военно-морских конструкций и в частности в 1928 - 1929 гг. ЦАГИ должен построить третий катер". Далее в письме предлагалось выполнить проект катера в двух вариантах: под две 533-мм торпеды и под три 450-мм торпеды. Предполагалось третью торпеду разместить посередине корпуса над двумя торпедными лотками. Текст письма не оставляет сомнения в том, что руководство ВМС признает ЦАГИ, а точнее АГОС , руководимый А. Н. Туполевым, лидером строительства отечественного москитного флота.

Поделиться

5

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

(продолжение)
Наиболее удачной массовой серией Туполевской разработки был торпедный катер «Г-5» построенный в марте 1933 г. на базе опытного катера «АНТ-5» («ГАНТ-5») с итальянскими моторами «Изотто-Фраскини» мощностью по 1000 л.с. развивавший полный ход 65,3 узла.
23 января 1934 г. Комиссия, назначенная Начальником ВМС РККА, составила предварительный акт приемки катера № 140. В акте отмечалось, что:
"...1. Максимальная скорость при полной боевой нагрузке на исправленных винтах ЦАГИ - 51,4 узла.
2. Корпус на ходу не имеет вибраций и устойчив по курсу. 3. Инерция катера, после уменьшения газа до малого, значительно меньше, чем у опытного с моторами АSSО.
Считать ходовые испытания... выполненными удовлетворительно и катер передать для дальнейших испытаний...".
. Больше всего приходилось заниматься усилением отдельных мест корпуса и улучшением винтов. Эти работы проводились с участием ЦАГИ. В дальнейшем Г-5 строились серийно на ряде судостроительных заводов. Было несколько модификаций катера, отличавшихся друг от друга водоизмещением, мощностью двигательных установок, вооружением. В зависимости от этого скорость колебалась от 48 до 59,8 узлов. Катера вооружались, помимо торпед, пулеметом калибра 7,62 мм (на головном катере стояли 2 пулемета), аппаратурой для постановки дымовых завес, а в противолодочном варианте - глубинными бомбами. Торпеды имели значительно большую скорость и дальность хода, нежели прежние. Кроме того, они несли в три раза больше взрывчатого вещества.

На Ленинградском заводе им. А.Марти под руководством инженера В.М. Бурлакова началось строительсво серии катеров «Г-5», всего было построено 150 едениц. Основным достоинством катера считалась высока скорость и маневренность, наряду с рядом серьёзных недостатков, малая мореходность, высокая пожароопасность, коррозийность дюралевого корпуса, сильная вибрация и высокие угловые нагрузки

Поделиться

6

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

(продолжение)
ТТД торпедного катера «Г-5»: - водоизмещение 17,8 т.,- два бензомотора «ГАМ-34» по 1000 л.с.(первые отечественные),- два винта, -скорость полного хода-52 узла,-дальность плавания-230 миль, численность экипажа-6 чел, -вооружение -2-533 мм. желобных ТА, -1-2-7,62 мм. пулемёта.
Пролжение Туполевской серии стали катера «Г-6», ГАНТ-6, АНТ-6, которые создавались как «лидеры торпедных катеров». Работы по созданию катеров водоизмещением 10 - 15 т шли успешно. Можно было считать, что фундамент под отечественный москитный флот заложен хороший. Следующим шагом должно было стать строительство крупных, водоизмещением в 70 - 75 т, торпедных катеров-лидеров. Такие катера, имеющие большую скорость, хорошую мореходность, мощное торпедно-артиллерийское вооружение, могли дать достойный отпор морским и воздушным силам противника.
Именно такой катер и был заказан ЦАГИ. По заданию Главмортехупра катер Г-6 должен был иметь водоизмещение 70 т, скорость не менее 43 узлов, мореходность до 8 баллов, дальность плавания для полного хода 250 миль, для экономического - 600. В состав вооружения должен был входить поворотный трехтрубный торпедный аппарат.
В начале 1929 г. после окончания испытаний катера "Туполев" в бригаде АГОС, руководимой Н. С. Некрасовым, приступили к подготовке эскизного проекта Г-6. Небольшой коллектив был буквально захлестнут все возраставшим объемом работ: в цехах шла постройка опытного Г-5, завод им. Марти нуждался в помощи при серийной постройке катеров Г-4. А тут - очередное задание, ставившее новые проблемы: как передать мощность восьми моторов на два гребных винта, каким образом управлять поворотной торпедной установкой.
Сложность расчетных задач, связанных с гидродинамикой и прочностью большого скоростного морского корабля, состояла в том, что у конструкторов не было экспериментально замеренных нагрузок, действующих на катер при волнении. К такой работе готовились, разрабатывали методику измерений и аппаратуру. На это ушло пять лет. К экспериментальному определению нагрузок на катер Г-5 приступили в 1934 г. Но к этому времени корпус Г-6 был уже собран.
В мае 1931 г. ЦАГИ направил эскизный проект катера в Главмортехупр. Строительство катера началось в здании АГОС, но затем, в мае 1933 г., еще незавершенный корпус был перевезен в ЗОК. В начале 1934 г. состоялось заседание макетной комиссии. После внесения некоторых поправок макет был принят. Обшивка катера была закончена в начале марта 1935 г.
Но это не доставило особой радости. Смежники не выполняли своих обязательств. Примером этому служат торпедные аппараты: трехтрубный поворотный и трехжелобной. По договору ЦАГИ должен был их получить к 1 января 1935 г. Но к этому сроку завод-изготовитель еще даже не приступил к их производству. 8 июля 1935 г. все работы по корпусу и рубке были выполнены, но в ЦАГИ все еще ждали гребные валы, четыре мотора, реверсы, редукторы и целый ряд оборудования. В середине августа Г-6 был отправлен в Севастополь без торпедных аппаратов и с неукомплектованным оборудованием.

Поделиться

7

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

(продолжение)
ТТД торпедного катера «Г-5»: - водоизмещение 17,8 т.,- два бензомотора «ГАМ-34» по 1000 л.с.(первые отечественные),- два винта, -скорость полного хода-52 узла,-дальность плавания-230 миль, численность экипажа-6 чел, -вооружение -2-533 мм. желобных ТА, -1-2-7,62 мм. пулемёта.
Пролжение Туполевской серии стали катера «Г-6», ГАНТ-6, АНТ-6, которые создавались как «лидеры торпедных катеров». Работы по созданию катеров водоизмещением 10 - 15 т шли успешно. Можно было считать, что фундамент под отечественный москитный флот заложен хороший. Следующим шагом должно было стать строительство крупных, водоизмещением в 70 - 75 т, торпедных катеров-лидеров. Такие катера, имеющие большую скорость, хорошую мореходность, мощное торпедно-артиллерийское вооружение, могли дать достойный отпор морским и воздушным силам противника.
Именно такой катер и был заказан ЦАГИ. По заданию Главмортехупра катер Г-6 должен был иметь водоизмещение 70 т, скорость не менее 43 узлов, мореходность до 8 баллов, дальность плавания для полного хода 250 миль, для экономического - 600. В состав вооружения должен был входить поворотный трехтрубный торпедный аппарат.
В начале 1929 г. после окончания испытаний катера "Туполев" в бригаде АГОС, руководимой Н. С. Некрасовым, приступили к подготовке эскизного проекта Г-6. Небольшой коллектив был буквально захлестнут все возраставшим объемом работ: в цехах шла постройка опытного Г-5, завод им. Марти нуждался в помощи при серийной постройке катеров Г-4. А тут - очередное задание, ставившее новые проблемы: как передать мощность восьми моторов на два гребных винта, каким образом управлять поворотной торпедной установкой.
Сложность расчетных задач, связанных с гидродинамикой и прочностью большого скоростного морского корабля, состояла в том, что у конструкторов не было экспериментально замеренных нагрузок, действующих на катер при волнении. К такой работе готовились, разрабатывали методику измерений и аппаратуру. На это ушло пять лет. К экспериментальному определению нагрузок на катер Г-5 приступили в 1934 г. Но к этому времени корпус Г-6 был уже собран.
В мае 1931 г. ЦАГИ направил эскизный проект катера в Главмортехупр. Строительство катера началось в здании АГОС, но затем, в мае 1933 г., еще незавершенный корпус был перевезен в ЗОК. В начале 1934 г. состоялось заседание макетной комиссии. После внесения некоторых поправок макет был принят. Обшивка катера была закончена в начале марта 1935 г.
Но это не доставило особой радости. Смежники не выполняли своих обязательств. Примером этому служат торпедные аппараты: трехтрубный поворотный и трехжелобной. По договору ЦАГИ должен был их получить к 1 января 1935 г. Но к этому сроку завод-изготовитель еще даже не приступил к их производству. 8 июля 1935 г. все работы по корпусу и рубке были выполнены, но в ЦАГИ все еще ждали гребные валы, четыре мотора, реверсы, редукторы и целый ряд оборудования. В середине августа Г-6 был отправлен в Севастополь без торпедных аппаратов и с неукомплектованным оборудованием.

Поделиться

8

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

(продолжение)
СМ-4. В 1935 г. на заводе им. Марти начались работы по серийному выпуску Г-8. Силами заводских конструкторов была проведена глубокая модернизация катера. Новый торпедоносец получил новые обводы, новую рубку, новое вооружение и новое название. Началась подготовка к выпуску головного изделия. Но, руководствуясь упомянутым приказом Н. Г. Кузнецова, все работы по СМ-4 были свернуты. В 1939 г., использовав задел деталей и узлов, заводчане сумели собрать один катер. В следующем году он был спущен на воду и проходил испытания, показав максимальную скорость в 30 узлов.
СМ-4 имел торпедные аппараты бортового сбрасывания и нес две 533-мм торпеды и 10 малых глубинных бомб. Его стрелковое вооружение состояло из трех крупнокалиберных пулеметов ДШК.
В августе 41-го СМ-4 был включен в состав Балтийского флота. Судьба катера сложилась непросто: в июне 1942 г. с него сняли торпедные аппараты и использовали в качестве малого охотника за подводными лодками и минного заградителя. В августе 1943 г. СМ-4 вновь стал торпедоносцем.
Г-9. Торпедный катер Г-9 задумывался заказчиком как улучшенная модификация Г-8. В конструкцию внесли некоторые изменения, заменив поперечный набор каркаса продольным. На катере предполагалось установить бугельные торпедные аппараты, новые для туполевских конструкций. Основной недостаток катеров с желобными торпедными аппаратами состоял в том, что при атаке они должны были развивать скорость не менее 18 узлов, с тем, чтобы своевременно отклониться от курса догоняющих их торпед.
Бугельные аппараты позволяли сбрасывать торпеды вдоль бортов, вне зависимости от скорости его хода, что исключало возможность подрыва катера на собственных торпедах.
В 1937 г. приступили к разработке эскизного проекта, который предусматривал установку на катере четырех моторов ГАМ-34 по 1250 л. с. Г-9 предполагалось вооружить двумя 533-мм торпедами и тремя пушками ШВАК. В перегрузочном варианте он должен был брать 10 малых глубинных бомб.
Помимо расчетных работ ЦАГИ получил задание на протаску моделей в гидроканале. Результаты испытаний позволили спроектировать новые обводы корпуса. Г-9 получил нехарактерный для туполевских глиссеров заостренный форштевень.
14 июня 1938 г, УК РККФ предложило "прекратить дальнейшие работы по торпедному катеру Г-9 и использовать накопленный опыт для проектирования малого торпедного катера Г-10".
Г-10. Задание на проектирование опытного катера пришло в том же письме, в котором решилась судьба Г-9. По заданию новый торпедоносец должен был стать катером ближнего действия с повышенными мореходными качествами. Он должен был заменить Г-5 10-й и 11-й серий.
Техническими требованиями предусматривалось:
"1) Боевое водоизмещение не более 20 тонн.
2) Габариты катера должны обеспечить возможность перевозки по железной дороге,
3) При состоянии моря в 4 балла катер должен быть вполне боеспособным.
4) Полная скорость катера должна быть 50 узлов в течение 1 часа при 2 - 3 баллах состояния моря.
5) Дальность плавания 300 миль на повышенной экономической скорости.
6) Моторы - два ГАМ-34Ф с глушителями по 1250 л. с. каждый.
7) Экипаж 5 человек".
13 августа 1938 г. началось проектирование Г-10. С сентября ЦАГИ приступил к испытаниям моделей в гидроканале.
Г-10 предполагалось вооружить двумя бугельными торпедными аппаратами под 533-мм торпеды, двумя крупнокалиберными пулеметами ДШК и аппаратурой для постановки дымовой завесы. Предусматривалась возможность стрельбы 455-мм торпедами. В перегрузочном варианте катер мог брать 4 больших глубинных бомбы. 20 декабря 1938 г. завод направил УК РККФ эскизный проект.
Работы по Г-10 были остановлены в апреле 1939 г. Скорее всего это произошло потому, что к этому времени здание КОСОС, где шло проектирование Г-10, превратили в спецтюрьму ЦКБ-29 НКВД. Места для проектирования и постройки торпедных катеров в ней не предусматривалось.

Поделиться

9

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

(продолжение)
До последнего времени считалось, что деятельность А. Н. Туполева и его КБ по созданию торпедных катеров закончилась в предвоенные годы. Однако это не так. Последняя работа по этой теме относится к пятидесятым годам, когда в стенах КБ был разработан торпедный катер на подводных крыльях.
В сжатые сроки были изготовлены модели для испытаний в гидроканале и в натурных условиях. Результаты испытаний моделей полностью подтвердили теоретические расчеты по гидродинамике подводных крыльев. Ходовые испытания натурной модели превзошли самые смелые ожидания и доказали правильность выбора компоновочных решений. Скоростные характеристики прототипа, полученные в процессе ходовых испытаний, его устойчивость и управляемость при различных режимах и эволюциях открыли путь к рабочему проектированию.
Но тут вмешались внешние факторы, не имеющие отношения к науке и технике. У заказчиков разыгрался аппетит. Полученные на испытаниях результаты, превышающие первоначальные технические требования, их не удовлетворили, и они потребовали увеличить скорость на 10 - 15 км/ч.
Когда разработчики попытались получить новые данные, требуемые заказчиком, то столкнулись с явлением кавитации на крыльях. При увеличении скорости происходило "вскипание жидкости", подьемная сила падала, а сопротивление увеличивалось. Такое явление можно расценивать как "гидравлический барьер", по аналогии со "звуковым барьером" в аэродинамике. С ним пытались бороться "авиационным" путем, придавая подводным крыльям стреловидность в плане, но должного эффекта от этого не получили.
Все материалы исследований и экспериментальных работ, казалось бы, должны были убедить военных остановиться на полученных результатах. Но заказчик отказался принять полученные результаты за основу для рабочего проектирования полноразмерного катера и соответствующей силовой установки. Поэтому работа КБ в этом направлении была прекращена.

Не пошел в серию и торпедный катер проекта «103» «СМ-3» - (стальной, мореходный, трёхмоторный) был построен на Лениградском заводе №194 в 1940 г. При проведении испытаний на мореходность стальной корпус толщиной 4 мм. Дал трещину  и он был не рекомендован к серийному производству
ТТД катера  «СМ-3»:- водоизмещение 26 т., 3-бензомотора по 1250 л.с.,-скорость полного хода -45 узлов, по факту -30, -дальностьплавания-380 миль, численостьэкипажа -8 чел. В т.ч. 1 оф., -вооружение – 2-533 ТА бугельного типа, 2-12.7 мм. пулемёта «ДШК», - 10 малых глубинных бомб.
Следующим серийным катером был «Д-3» (деревянный, трёхмоторный) построенный на заводе №5 НКВД под руководством инженера Л.Л.Ермаша. Деревянный корпу катера имел 2-х слойную обшивку и подразделялся на 6 отсеков ,он был высокомореходный до 6 баллов включительно на испытаниях катер показал хорошие  боевые качества и был запущен в серию.Всего для флотов было построено 70 катеров.

Поделиться

10

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

(продолжение)
ТТД торпедного катера «Д-3»: - водоизмещение -31.1 т., 3 бензомотора «ГАМ-34ФН» по 1200 л.с., три винта, -скорость полного хода- 47.9 узла,- дальность плавания -550 миль, численность экипажа-8 чел. В т.ч. 1 оф., -вооружение2-533 мм. ТА бугельного типа, 2-12.7 мм. Пулемёта «ДШК», 4 больших и 8 малых ГБ.
Катер «Д-3» в дальнейшем послужил основой для самой массовой, долговременной серии строительства ТКА пр. «183»
Нельзя обойти вниманием торпедные катера типа «А-1» «Воспер» и «А-2» «Хиггенс», «А-3» ЭЛКО поставляемые по ленд-лизу США в 1944 г. послужившие в дальнейшем  праобразом будующих новых проектов отечественного катеростроения, прежде всего принципиально новой конструкцией ТА и их размещением на катере. Всего в ВМФ СССР было поставлено 202 еденицы которые проходили службу на всех флотах.
Первые предложения союзников о поставке кораблей и катеров относятся к сентябрю 1941 г., когда глава советской военной миссии в Великобритании контр-адмирал Николай Харламов в письме начальнику управления кораблестроения ВМФ инженеру-контр-адмиралу Николаю Исаченкову сообщил, что "фирма "Канадиан пауэрс бот компани" предлагает изготовить для СССР 100 торпедных катеров, по 25 катеров ежемесячно. Это предложение стало предпосылкой для заказа и поставки в Советский Союз 202 торпедных катеров.
Третья серия строилась фирмой ЭЛКО в 1942 году .проект «А-3» У катеров было увеличено водоизмещение до 38 т, длина до 24,5 м, усилено вооружение: 533-мм торпеды вместо 456-мм и два 20-мм зенитных автомата вместо четырех пулеметов. Катера этой серии (РТ 103-196, 314-367, 372-383, 486-563, 565-622 и 731-760) оказались самыми многочисленными: в общей сложности их насчитывалось 326 единиц. Тем не менее необходимость в них была столь острой, что под них отдали все мало-мальски пригодные верфи. ЭЛКО предоставила чертежи в общее пользование. Приспособив их к своим производственным возможностям, еще две американские фирмы начали выпуск скотт-пейновских торпедных катеров. В 1942-1943 годах восемнадцать единиц (РТ 95-102 и 255-264) произвела фирма "Хаккинс", а в 1942- 1945 годах 203 катера выпустила фирма "Хиггинс" (PТ71-94, 197-254, 265-313, 450-485 и 625-660).
По английской лицензии американскими фирмами "Аннаполис яхт ярд" и "Хершов" в Бристоле и Комдене строились катера типа "Воспер" конструктора Скотт-Пейна. Они отправлялись в СССР в собранном виде. Фирма "Электрик бот компани" (ЭЛКО), не имевшая права продавать Советскому Союзу готовые катера, поставляла полные комплекты частей корпусов и механизмов, а также технические средства и необходимую документацию. В СССР на судостроительном заводе с участием американских специалистов производилась сборка катеров. Торпедные катера типа "Хиггинс" строились в Новом Орлеане. В Советском Союзе торпедные аппараты на этих катерах заменялись отечественными.
1943 года США поставляли по ленд-лизу в СССР только "восперы" и "хиггинсы" (соответственно 77 и 55 единиц). Этого числа советскому флоту было мало. Возникла мысль заказать катера ЭЛКО, однако наши представители получили отказ: фирме запретили продавать готовые катера в СССР. Но запрета на поставку катеров в разобранном виде не было. Тогда решили закупить у фирмы комплекты катеров, а сборку производить на советской территории.
"Однако... наши обращени в морское министерство и управление по ленд-лизу потерпели неудачу, - вспоминал Никитин. - Тогда представитель ЭЛКО посоветовал обратиться к одному из видных руководителей морского министерства, доверительно добавив, что он акционер их фирмы. Адмирал... принял в нашем деле самое горячее участие, и заказ был принят в кратчайший срок. Довольно скоро на одном из ленинградских заводов при участии американских специалистов приступили к сборке ЭЛКО. Бизнес есть бизнес!" Благодаря этой уловке советский флот пополнился 60 торпедными катерами ЭЛКО.

Поделиться

11

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

(продолжение)
Тактико-технические данные трех типов американских торпедных катеров были весьма близки: водоизмещение - 45-50 т, скорость полного хода - 36-39 узлов, дальность плавания - 420-450 миль; торпедное вооружение - два аппарата 533-мм калибра, артиллерийское - 20-мм зенитный автомат типа "Эрликон". Экипаж катера составлял 11-14 человек (по штату ВМФ СССР).
За счет поставок из США особенно пополнился Тихоокеанский флот. Это диктовалось обязательством СССР, данным на Ялтинской конференции трех держав, вступить в войну с Японией не позже трех месяцев после победы над Германией. С весны 1944 г. до сентября 1945 г. советскими командами на военно-морской базе Колд-Бей было принято 215 кораблей

Принятые там корабли несколькими группами переходили в Петропавловск-Камчатский, а оттуда - к местам постоянного базирования. Многие из них приняли участие в боевых действиях против Японии. Несколько импортных кораблей, отличившихся в боях, стали гвардейскими.
ТТД торпедного катера «А-1» «Воспер»: -водоизмещение- 43.5 т., 3 бензомотора по 1200 л.с., - скорость полного хода -40 узлов,- дальность плавания -450 миль, численность экипажа – 11 чел в т.ч. 1 оф., -вооружение 2х1 533 мм. ТА с обоих бортов, 1х1 20 мм. «Эрликон»,  ГБ или 2 мины, на 4 из 12 ТКА установлена РЛС.
ТТД катера «А-2» «Хиггинс»
Водоизмещение, т:   
полное     39,2
стандартное    49,0
Длина наибольшая, м     23,8
Ширина наибольшая, м    6,1
Осадка максимальная, м    1,75
3 мотора Паккард общей мощностью, л с    4050
Топливо, т бензина Б-87или Б-100     8,0
Скорость хода, узлов:   
наибольшая     36,3
экономическая    21,4
Дальность плавания экономическим ходом, миль    420
Экипаж, чел    11                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Артиллерийское вооружение: 2-20-мм Эрликон; 2 — спаренных пулемета Кольт-Браунинг.
   Торпедное вооружение: 2-53-см ТА (исключение представляют катера СФ ТК-211 и ТК-214,       имевшие по 2-45-см ТА бортового сбрасывания).
Минное вооружение: ТКА могли вместо торпед нести по 2 мины АМД-1000 в ТА.

30 июля 1939 г. был заложен головной катер пр. «123» «Комсомолец» зав.№ «С-505» тактический № «ТКА-13»

Поделиться

12

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

(продолжение)
25 октября 1940 г. принят от промышленности и вступил в строй. Чистый проект «123» послужил прототипом  последущих  модификаций большой серии этого проекта которые поставлялись на экспорт в Албанию, Румынию, Кубу, Китай, Болгарию, Корею, Сирию и другие страны Так же был разработан и проходил испытания торпедный катер «125» («Крылатый») с подводными крыльями но в серию он не пошел.
ТТД катера пр. «123»: - водоизмнщение-16.98 т., - два бензомотора по 1200 л.с.,- скорость полного хода- 51.6 узла,- дальность плавания- 650 миль, численность экипажа- 7 чел в т.ч. 1 оф., вооружение – 2 х1 533 мм. ТА. -1 12.7 мм. Пулемёт «ЦК»
В корабельно-строительной программе 40-50 г.г.  самой успешной была признана серия торпедных катеров проекта «123К», «М-123», «123бис» Главными конструкторами этой серии были в КБ Тюменского завода №639 Ф.Л.Ливенцев, в ЦКБ-19 В.М.Бурлаков, Впервые в отечественном кораблестроении на катерах были установлены бвстроходные морские 12-ти цилиндровые дизеля корпус катера выполнен из сплава АМГ61, реданного типа с 4-мя переборками, на катера этой серии установливались малопогруженные крылья по проекту конструктора Р.Е.Алексеева, что давало прибавку в скорости на 6 узлов. Всего чистого проекта «123К» для ВМФ СССР было построено 200 ед. с модификацией 350 ед. Впервые торпедные катера оснастили РЛС типа «Зарница»
ТТД катеров проекта «123К»: - водоизмещение- 19.6 т.,- двух вальная установка с дизелем «М-50» по 1000 л.с., - скорость полного хода- 5о узлов, -дальность плавания 450 миль, экипаж- 7чел. В т.ч. 1оф. – вооружение 2х1 450 мм. ТА, 1х2 12.7 пулемёт «ДШК», -6 ГБ «МГБ-20», РЛС «Зарница»
В 1942 году филиал ЦКБ-32 НКСП, организованный при заводе №640 в Сосновке на реке Вятка (Кировская обл.), закончили разработку технического проекта 200 (гл. конструктор Л.Л. Ермаш). Проектом предусматривалось создание торпедных катеров с одинаковыми ТТЭ, но с различным материалом корпуса: стальным (ТМ-200) и деревянным (ТД-200). Отличительными особенностями этих проектов, по сравнению с находившимися в серийной постройке торпедными катерами дальнего действия типа Д-3, являлись: вооружение торпедными аппаратами трубчатого типа; установка авторулевого («Янтарь-2»); местное бронирование боевого поста командира и пулеметных установок.
Строительство катеров проекта ТМ-200 организовали на заводе №341 в Рыбинске. Испытания головного катера, производившиеся в Батуми, выявили невозможность достижения спецификационной скорости хода (удалось достичь скорости только 34,6 уз вместо 38 уз) из-за неудовлетворительного качества сборки корпуса. Катер был принят ВМФ 30 сентября 1944 года. Позднее на серийных катерах в результате доводки винтов наибольшая скорость хода возросла до 37-38 уз.
Недостатки проекта ТМ-200, по сравнению с ТД-200, а также полученными по ленд-лизу иностранными торпедными катерами, привели к быстрому завершению его строительства. Всего в период с 1944 по 1946 год ВМФ получил 24 катера проекта ТМ-200, ставших первыми отечественными серийными торпедными катерами со стальным корпусом.   
Постройка этих катеров началась на заводе №5 в Ленинграде только в самом конце войны. Причиной задержки являлась потребность Балтийского флота в максимально возможном количестве торпедных катеров и малых охотников, что обеспечивалось строительством хорошо освоенных в производстве катеров по проектам ТК-Д3 и МО-Д3, соответственно. В результате головной катер проекта ТД-200 вступил в строй лишь 28 июля 1946 года, то есть на два года позднее стального варианта.
Катер при нормальном водоизмещении 43,8 т достиг скорости 38,1 уз. Остальные ТТЭ практически соответствовали проекту ТМ-200. Исключение составляла замена пулеметных установок МТУ-2 на 2УК.
Ввиду значительной задержки с вводом в строй головного катера проекта ТД-200, серийное производство развернуто не было, так как к тому времени назрела необходимость корректировки проекта.
В 1946 г. катер был переведен на Черное море, где на него установили опытный образец первой в СССР катерной РЛС «Зарница», испытания которой были успешно проведены в течение 1947-48 гг.
Корректировка проекта ТД-200 выполнялась ЦКБ-19 в 1946-47 годах (главный конструктор Л.Л. Ермаш). Доработка проекта предусматривала замену американских бензиновых моторов «Паккард» отечественными дизелями М-50, увеличение дальности плавания, снятие глубинных бомб и бронирования. Управление катером, впервые в отечественной практике, было вынесено из ходовой рубки на открытый мостик, с целью улучшения мореходных качеств увеличен развал носовых шпангоутов.
Головной катер, построенный заводом №5, вошел в состав ВМФ 22 октября 1947 года. При нормальном водоизмещении 42,3 т он достиг скорости 40,2 уз.
Опыт эксплуатации катеров проекта ТД-200бис выявил недостаточную прочность корпуса, что привело к необходимости проведения специальных мореходных испытаний четырех катеров этого проекта в 1949 году. В ходе испытаний замерялись напряжения и другие параметры, характеризующие прочность корпусных конструкций, что позволило получить необходимые данные для переработки проекта катера.
Дальнейшее строительство катеров велось по проекту 1950 года, а на ранее построенных выполнялись подкрепления. Проектом 1950 года предусматривалось также установка на катере РЛС обнаружения «Зарница» и РЛС опознавания «Факел-М» взамен одной пулеметной установки. На ранее сданных катерах установка РЛС производилась силами ВМФ.
Всего с 1947 по 1952 год завод №5 в Ленинграде построил 168 катеров (в том числе 48 - по проекту 1950 года).
Катера проекта ТД-200бис использовались для проведения различных испытаний. Так, в 1949 году на одном из серийных катеров провели испытания двух ускорителей, установленных на палубе в кормовой части взамен пулеметной установки. Ускорители представляли собой авиационные ракетные двигатели ТР-1. А в 1950 году один из катеров оборудовали носовым подводным крылом конструкции ЦАГИ. Результаты испытаний оказались неудачными. Во время первого выхода катер стал терять устойчивость и заваливаться на борт, что послужило причиной к прекращению дальнейших испытаний и демонтажу крыла.
В 1953 году ЦКБ-19 разработало проект создания катера управления радиоуправляемым катером-целью, путем переоборудования серийных катеров проекта ТД-200бис. Первоначально для этого предполагалось использование катеров управления проекта 384, создаваемых на основе серийных катеров БМО. Однако недостаточная скорость хода последних привела к решению использовать торпедные катера. Первые катера проекта ТД-200бисТ вступили в состав ВМФ в 1956 году. Всего по этому варианту переоборудовали 10 единиц.

Поделиться

13

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

(продолжение)
ТТД катера пр. «ТД-200бис»:  - водоизмещение -45.6 т.,- трёх вальная установка с дизелем «М-50» по 1000 л.с.
- скорость полного хода 41 узел, дальность плавания -600 миль, -Экипаж- 11 чел. В т.ч. 2 оф., - вооружение
2х1 533 мм.ТА,- 2х2 12.7 мм пелемёта «ДШК», 10- малых ГБ, РЛС «Зарница»
В 1949 г  в ОКБ-5 НКВД г. Ленинграда под руководством главного конструктора П.Г.Гойнкиса разработан проект торпедного катера «183» которые строились с 1949 по 1960 г.г. и стали основным типом ТКА для ВМФ СССР.Катера пр.»183» строили по лицензии в Китае . Для ВМФ СССР построено 120 ед. а всего с учетом модификации и лицензиционного строительства катеров пр. «183» построено около 600 ед. На базе проекта «183» строились катера пр. «183Т» с газотурбинной установкой, форсажная турбина мощностью 4000 л.с. позволяла развиватьход 50 узлов , на пр. «183ТК» устанавливались носовые подводные крылья. Проект «183Ц»
С радиоуправлением катер-цель обеспечивал боевую подготовку флотов, для пограничников строились патрульные катера пр. «199» . и в 60-х годах построен первы в мире ракетный катер проекта «183Р»
ТТД катера пр. «183»: - водоизмещение- 66.5 т.- четырёх вальная установка с дизелем «М-50Ф» по 1200 л.с
ДГ-100 мощностью 100 Квт, - скорость полного хода -44 узла, - двльность плавания 1000 миль, - экипаж 14 чел.в т.ч. 2 оф., - вооружение -2х1 533 мм ТА, - 2х2 25 мм АУ «2М-3М», 8 ГБ «ББ-1» РЛС «Зарница» на поздних проектах «Рея»

В 1956-1960 г.г. в ЦКБ-5 г Ленинграда под руководством главного конструктора П.Г.Гойнкиса разработан проект торпедного катера «206» «Шторм» рубежный проект с существенно выросшим водоизмешением, улучшиными бытовыми условиями экипажа, большой энергонасыщенностью и автоматизацией механизмов и устройств, могущего длительное время находиться в море и совершать дальние походы, корпус выполнен из стали  «СХЛ-45» все механизмы унифицированы с проектом ракетного катера проекта «205»  впервые на катерах установлены безбашенные автоматические 30 мм АУ «АК-230» с системой управления АРЛС «Рысь» и специально разработанные семиблочные звездообразные 42-х цилиндровые дизели «М-503А» Головной и серийные катера пр.»206» строились в Ярославле, а позже в Сосновке и Ленинграде Всего для ВМФ СССР построено 50 катеров и 13 катеров построены по лицензии в Югославии. Торпедные катера поставлялись в Болгарию,Египет,Анголу, Гвинею, Гвинею- Биссау, Корею, Вьетнам, Конго и на острова Зелёного Мыса
ТТД катера проекта «206» «Шторм»:   
  -водоизмещение  стандартное                                               129 т.
                                полное                                                       161 т.
  -длина наибольшая                                                                 34.6 м.
  -ширина наибольшая                                                              6.74 м.
  - осадка по ватерлинии                                                          1.72 м.
  -главная энергетическа установка                                        трёх вальная с дизелем «М-503А» по 1200 л.с.
                                                                                                   ДГ-100, ДГ-75
  -скорость полного хода                                                         42-45 узлов
  -дальность плавания                                                             2000 миль при 14 узлах
                                                                                                  800 миль при 30 узлах
  -экипаж                                                                                  21 чел. В т. Ч. 2 оф.
  -вооружение                                                                          4х1 533 мм ТА, 2х2 30 мм АК-230, 12 ГБ или 6 мин
  -РЛС                                                                                       «Баклан». АРЛС «Рысь»
В 1965 г в ЦМКБ «Алмаз» г Ленинграда под руководством главного конструктора И.П.Пегова, а затем А.П.Городянко началась разработка торпедного катера с носовым малопогруженым крылом  проекта «206М» «ШТОРМ-М»  которая завершилась в 1967 г. Всего для ВМФ СССР было построено 24 катера, Впервые малые боевые катера смогли благодаря крыльям применять оружие на волнении моря до 5 баллов при скорости хода 35 узлов. Оснащенный опускаемой ГАС  «Бронза» катер получил возможность бороться с подводными лодками применением противолодочных торпед, установленная на катере 57 мм АУ «АК-725»  с АРЛС «Барс» существенно увеличила возможность борьбы с авиацией противника

Поделиться

14

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

( продолжение)
  ТТД катера пр. «206-М» «Шторм-М»:
  -водоизмещение  стандартное                                     218 т.
                                Полное                                             250 т.
  -длина наибольшая                                                      39.5 м.
  -ширина наибольшая                                                   7.6 м по крыльям 12.5 м.
  -осадка по ватерлинии                                                 2.01 м.по крыльям 3.24 м.
  -главная энергетическая установка                            трёх вальная с дизелем «М-504»  по 5000 л.с
  - скоростьполного хода                                               44-48 узлов
  -дальность плавания                                                   1450 миль при 14 узлах
                                                                                        600 миль при 37 узлах
  -экипаж                                                                        25 чел, в т,ч, 4 оф.
  -вооружение                                                               4х1 533 ТП «ОТА-53-206М», 1х2 57 мм «АК-725», 1х2 25 мм АУ «2М-3М», 6-10 ГБ
  -РЛС                                                                            «Баклан» АРЛС «Барс»
  -БИУС                                                                        «Дозор-1», опускаемая ГАС «Бронза»
В 1976 г для удолетворения требований зарубежных заказчиков, которым поставляли морально устаревшую технику  в г.Ленинграде на Средне-Невском заводе построен торпедный сторожевой катер проекта «206МЭ» на который в зависимости от заказа устанавливались как торпедное оружие так и артиллерийское. Всего их было построено18 ед После распада СССР их строительство было прекращено, Поставлялись в Эфиопию, Сомали, Южному  Йемену и в Республику Шри-Ланка (о.Цейлон)
ТТД катера пр. «206МЭ» «Шторм МЭ»:
  - водомзмещение стандартное                                   170 т.
                                Полное                                            220 т.
  -длина наибольшая                                                      38.5 м
  -ширина наибольшая                                                   7.7 м
  -осадка по ватерлинии                                                 1.8 м
  -главная энергетическая установка                            трёх вальная с дизелем «М-504» по 5000 л.с
  -скорость полного хода                                               41 узел
  -дальность плавания                                                   600 миль при 35 узлах
  -экипаж                                                                         25 чел в т,ч, 3 оф.
  -вооружение                                                                 4х1 533 мм ТА, 2х2 30 мм АУ «АК-230»
  -РЛС                                                                             «Баклан», АРЛС «Рысь»
В продолжении темы экспортного строительства нельзя не отметить опытный катер построенный в 1970 г. на базе карпуса ракетного катера проекта «205» на Приморском заводе г.Ленинграда по проекту «205ПЭ»
(патрульный, экспертный) Катер предназначался на экспорт в дружественные страны на из-за слабости вооружения в серию на пошел, хотя и послужыл праобразом для проекта «206МЭ»
ТТД  катера пр. «205ПЭ»:
  -водоизмещение стандартное                                    175 т
                               полное                                             210 т
  -длина наибольшая                                                    39 м
-ширина наибольшая                                                   8.1 м
  -осадка по ватерлинии                                                1.8 м
  - главная энергетическая установка                          трёх вальная с дизелем «М-504» по 5000 л.с.
-скорость полного хода                                               36 узлов
  -дальностьплавания                                                    1200 миль при 12 узлах
-экипаж                                                                          30 чел в,ч, 4 оф.
  -вооружение                                                                 1х2 57 мм АУ «АК-725».затем 1х1 57 мм АУ «АК-157»
                                                                                         1х6 30 мм АУ «АК-630»
  -средства РЭБ                                                               ПК-16
   - РЛС                                                                            «Дон», АРЛС «Барс» затем «Вымпел»
На этом эра кораблестроения торпедных катеров закончилась и наступила эра строительства ракетных катеров и малых ракетных кораблей. Торпедные катера продолжали свою службу в составе катерных соеденений всех флотов СССР им нашлось место в совместных боевых дествиях с ракетными катерами, Продоваемые на экспорт в разные страны они участвовали в боевых действиях при локальных конфликтах и на деле доказали, что являются грозной боевой силой с которой необходимо считатся.

Вот такие мои изыски по торпедным катерам, есть и по ракетным. Знатокам просьба откликнуться.

Поделиться

15

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

Открываю эту тему в надежде понимания и помощи в восстановлении истории развития "москитного флота" России.
Коментарии типа Viktora на теме "Боевые службы РКА и МРК..." прошу не оставлять, УВАЖАЙТЕ СЕБЯ кому не безразличен флот и его история. Кто хочет бессмысленого бодания пусть открывает тему "Бодание на форуме" и кому это интересно пусть там бодается, культурно, Виктор сюда не заходи!!! Тебе это не интересно.

Ну согласитесь, что после моего комента, Вы открыли новую тему и она написана поинтереснее.Любо, дорого почитать! Москитным флотом интересуюсь да и флотом вообще, и не только российским.Да и зачем мне с Вами бодатса, яж уважаю себя=).А заходить буду всё равно поскольку тема интересная, а не какой катер под каким номером куда поплыл, где плавал, и под каким командованием, поверте справочники врядли кому интересны=)С уважением к катернику :р...Мож что и нарою по этой теме)

В мире есть две невозможные штуки,
Что ты не делай и как ни крути...Это,
Двигатель вечный в строгой науке
И правовое устройство в Руси.

Поделиться