1

Тема: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

Открываю эту тему в надежде понимания и помощи в восстановлении истории развития "москитного флота" России.
Коментарии типа Viktora на теме "Боевые службы РКА и МРК..." прошу не оставлять, УВАЖАЙТЕ СЕБЯ кому не безразличен флот и его история. Кто хочет бессмысленого бодания пусть открывает тему "Бодание на форуме" и кому это интересно пусть там бодается, культурно, Виктор сюда не заходи!!! Тебе это не интересно.

26 июля 1714 года у мыса Гангут (Балтика) шведская эскадра из 10 линкоров и фрегатов была атакована сотней русских галер, на…

…которых сидели добрых две дивизии пехоты (15 тысяч бойцов). При всем превосходстве в артиллерии, противостоять налету орды юрких суденышек, которые просто заполонили фьорд, шведы не смогли. Эта была не просто первая крупная виктория молодой Российской империи - это была первая победа русского «москитного флота».

Но этот термин появился только спустя два столетия - во время Первой мировой войны. За это время абордажные схватки окончательно ушли в прошлое, а победу обеспечивала огневая мощь и скорость.
Молодой лейтенант Степан Осипович Макаров, впоследствии знаменитый адмирал, за год до начала русско-турецкой войны 1877—1878 годов предложил применить против кораблей турецкого флота минные катера. Их перевозили на быстроходных пароходах, а при подходе к противнику спускали на воду. Сначала катера вооружали шестовыми минами, а затем, по совету С. О. Макарова, стали использовать самодвижущиеся мины-торпеды.

14 января 1878 года ночью минные катера «Чесма» и «Синоп», вооруженные торпедами, под командованием С. О. Макарова атаковали турецкий военный пароход «Интибах», стоявший на батумском рейде, и потопили его. В истории военно-морского флота это первое боевое применение торпеды (мины Уайтхеда). Тем самым было положено начало развитию торпедных катеров как самостоятельного класса боевых кораблей. В годы первой мировой войны применялось уже несколько разновидностей представителей будущего «москитного флота». Однако по-настоящему совершенные конструкции были спущены на воду только в тридцатые годы, когда появились высокооборотные легкие авиационные двигатели большой мощности.

После нескольких крупных сражений, линейные и крейсерские эскадры воюющих стран начали больше простаивать в защищенных гаванях – ими предпочитали не рисковать. Инициатива все больше переходила к небольшим, а главное – дешевым эсминцам, подводным лодкам и катерам. Гибель которых обходилась военным бюджетам не столь накладно, но зато один торпедный катер мог пустить на дно целый крейсер.

Что и случилось, к примеру, 16 июня 1919 года, когда пятитонный английский катер, вооруженный одной-единственной торпедой, удачно запустил ее прямо в борт революционного крейсера «Олег». Спустя месяц, во время атаки английских торпедных катеров на Кронштадт, погиб крейсер «Память Азова» и получил серьезные повреждения линкор «Андрей Первозванный».

Катера (торпедные, сторожевые и пр.) действовали часто большими группами, а «кусались» весьма больно – за что и получили название «москитного флота». Они эффективно защищали собственные прибрежные воды и порты и атаковали соседские. В годы Второй мировой катера активно использовали все ведущие морские державы: США, Британия, Япония, Германия, СССР. Даже появление морской авиации не отправило их в отставку.

Поделиться

2

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

(продолжение)
По программе 1882 года наряду с броненосцами и броненосными крейсерами было построено на российских и иностранных заводах 142 минных корабля различного назначения, которые значительно усилили наш флот того времени. Практические плавания русских миноносцев «Взрыв» и «Батум» показали необзодимость постройки подобных кораблей.
   В период с 1881 года строились как на русских, так и на иностранных заводах минононосцы водоизмещением 70-100 тонн, со скоростью хода 18-20 узлов. В 1883 г. заводу Норманна во Франции был заказан  миноносец «Поти», водоизмещением 63 т. Скорость хода 18,5 узла, вооружение: две 37 мм скорострельные пушки и два торпедных аппарата. По этому типу  построили «Лахту», «Лугу», «Нарву», «Котлин», «Измаил».
   В 1886 г. во  Франции заказали миноносцы «Свеаборг», «Ревель»: водоимещением 102,6 т. Длина 46,8 м. ширина 3,7 м. со скоростью более 19 уз. По вооружению они ни чем не отличались от предшественников. В том же году на заводе Шихау в Германии для нашего флота построили миноносцы «Або», «Виндау», «Либаву», «Кондор», «Килию», «Рении», «Чардак», «Ялту»,  и «Новороссийск».
   В 1890 г. были приобретены в Германии миноносцы «Анакрия» и «Адлер» первый одновинтовой водоизмещением 87,5 т. А второй двухвинтовой 164,2 т. Хотя «Адлер» оказался значительно быстроходнее, тем не менее в ввиду прекрасных мореходных качеств предпочтение отдали «Анакрии» и заказали десять таких миноносцев. Из них №268 и №269 построили на Николаевском Адмирательстве, «Тосму» и «Домеснес»- на Путиловском заводе, «Аспе»,» «Трапезунд», «Нарген», «Гогланд», № 131 и № 132-на Ижорском заводе.
   В 1892 г. во Франции приобрели миноносец «Пернов» водоизмещением 120 т. Давший на испытаниях 26 уз. Он послужил прототипом для  большого количества  миноносцев русского флота, в ходе интенсивного развития которого в дальнейшем прослеживалась тенденция увеличения скорости и мореходности.
   Столь бурное развитие миноносцев вызвало появление и кораблей, предназначенных для борьбы с ними. В иностранных флотах их называли контрминоносцы, а в русском – истребители. Стремление к увеличению скорости до 30 уз. и усилению артиллерийского вооружения привело к росту водоизмещения таких кораблей. У нас первым истребителем был «Сокол», спущенный на воду в 1895 г. Он строился на заводе Ярроу в Англии и вызвал большой интерес в кругах морских специалистов. Корпус впервые построили целиком из никилиевой стали, за счет чего получили значительный выигрыш в весе. Водоизмещение «Сокола» составляло 200 т., а скорость 29,6 уз. вооружение: одно 75 мм., три 47 мм. орудия и два однотрубных торпедных аппарата. По анологичному проекту было построено 26 истребителей.
    В дальнейшем  развитие малого флота Царским правительством свелось к закупкам истребителей у иностранных фирм в основном Французским и США. Первые быстроходные катера появились на Черноморском флоте в 1916 г. которые царское правительство закупило у США специально для борьбы с немецкими подводными лодками в количестве 32 едениц. Тактико-технические данные истребителей построенных фирмой «Гринпорт» С-40 («Шоссер») были следующие: корпус катера был деревянный, водоизмещение 36 т., три мотора марки «Вамблерки» по 150 л.с. или марки  «Стерлинга» по 200 л.с. обеспечивали скорость хода 27-28 узлов, вооружение:- две пушки 47 и 37 мм. с боеприпасом по 50 снарядов на ствол, два пулемёта 4 винтовки и 4 револьвера. Экипаж катера состоял из 8 человек: командир-унтер-офицер, рулевой, 2 комендора, 4 моториста, радиус действия 300 миль.

Поделиться

3

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

(продолжение)
В 1919 г. на Чёрном море появились английские торпедные катера «Тринскорфт» захваченные на Каспийском море в порту Энзели
Их ТТД: водоизмещение -5 т. Один бензомотор мщностью 250 л.с. скорость хода 37-45 узлов, экипаж 3-4 чел., вооружение один кормовой желобный 450 мм. ТА, 2 ручных пулемёта 7,62 мм.
  Свой «москитный флот» Советская Россия начала создавать практически с нуля. После революции у Советской власти осталось 11 катеров-истребителей с укомплектованными экипажами. Одной из первых операций, в которой они приняли участие, было затопление 18 июня 1918 г. в Новороссийской бухте кораблей Черноморской эскадры, чтобы они не стали трофеями немцев. Затем катера были погружены на железнодорожные платформы и направлены на Волгу - в Царицын. Здесь они вели бои с белой гвардией. 20 августа 1919 г. истребители провели смелую и успешную операцию по разгрому в г. Камышине опорного пункта врага. С тех пор 20 августа 1919 г. считается днем рождения советских катерников.
Было очевидно, что интересы безопасности страны требуют принятия мер по созданию как отечественных торпедных катеров, так и заводов по их серийному выпуску. В 1921 г. было организовано Остехбюро, специализировавшееся по разработке морского оружия, в том числе - торпед и мин. В феврале 1923 г. Главмортехупр предложило Комиссии по металлическому самолетостроению при ЦАГИ , председателем которой был А. Н. Туполев, начать разработку и строительство четырехместного двухмоторного торпедного катера. Таким образом, предложение-приказ обязывал Туполева взяться за эту работу и довести ее до конца. Выбор Главмортехупр пал на Андрея Николаевича не случайно. Было известно, что им уже построен и успешно испытан глиссер ГАНТ-1 и разработан цельнометаллический глиссер ГАНТ-2.
   
Первым советским торпедным катером стал ГАНТ-3, (Г-3, «АНТ-3»,  П-4,  «Первенец») 9 февраля 1923 г, ЦАГИ получает задание на постройку первого отечественного торпедного катера. И ложится эта работа на плечи Туполева и его коллектива. Морское ведомство, не имевшее опыта строительства таких судов, не могло сразу предъявить четких требований ни к обводам катера, ни к его компоновке и оборудованию. ЦАГИ вообще впервые столкнулся, хотя и с маленьким, но все же морским кораблем. В феврале 1925 г. Наморси сообщил ЦАГИ тактико-технические требования, предъявляемые к катеру, Одно из главных состояло в том, чтобы скорость проектируемого катера превышала скорость трофейных, имевшихся в распоряжении ВМФ. В марте 1927 г. катер, получивший название "Первенец", был отправлен на созданный к этому времени под Севастополем гидродром. Вместе с катером отправился и формуляр, из которого можно было узнать, что: "...Название корабля..... ЦАГИ АНТ-3 Тип корабля ........ торпедный катер (глиссер) Ранг ............. III Заложен........... Москва, 1925 г Спущен на воду....... 14.03.1927..." И далее: "... особенности корпуса корабля: 1. Редан. 2. Стабилизитор, позволяющий на ходу менять угол атаки днищи в некоторых пределах. 3. Двойной руль. 4. Кингстон, отсасывающий воду..."
Кроме того, катер был оснащен ночным прицелом, приемо-передающей радиостанцией. Были предусмотрены приспособления, позволяющие осуществлять погрузку катера с помощью стрелы на палубу корабля. Интересно отметить, что в технических условиях оговаривался пункт о том, что корпус катера должен выдерживать соленость морской воды, соответствующую Средиземному морю.
В июле 1927 г. закончились испытания, а 12 августа того же года первый советский торпедный катер "Первенец" поступил в дивизион сторожевых и торпедных катеров Черноморского флота. Отзывы приемной комиссии ВМФ были положительными. Но все же были отмечены три серьезных недостатка: коррозия кольчугалюминия, заливание рубки, плохое качество покрытия краской. Если два последних не вызывали беспокойства, то первый требовал оперативного развертывания большой научно-исследовательской работы.
.

Поделиться

4

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

(продолжение)
Началась эра Советского кораблестроения, малых катеров торпедоносцев Его ТТД:      водоизмещение 8,9 т., два бензомотора «Райт-тайфун» по 600 л.с., два винта,
Скорость полного хода 54 узла, дальностьплавания -340 миль, экипаж -3 чел. Вооружение -450 мм. Желобный ТА,- 2 ручных пулемёта -7,62 мм. 2-мины. Катер послужил праобразом последующей серии торпедных катеров создаваемых по разработанным проектам А.Н.Туполева.  Г-4, «ГАНТ-4» АНТ-4, «Туполев» построенный в 1927 г. (на флоте они получили наименование «Ш-4») с увеличенным водоихмещением до 9,8 т. Имеющим на вооружении 2 - 450 мм. Желобных ТА скорость полного хода за счёт увеличения водоизмещения и установки второго ТА снизилась до 50 узлов.
Торпедный катер «Ш-4» «Шарпи» что означало- остроскулый  был заложен в декабре 1927 г на Ленинградском заводе А.Марти под реководством инженера В.В.Разумова 30 катеров этой серии в 1932-1933 г. были перевезены  на Дальний Восток и образовали первые боевые соеденения  из катеров Советской постройки на Тхоокеанском флоте. Основные ТТД: - водоизмещение -10 т., два бензомотора «Райт-тайфун» по 600 л.с., скороть полного хода 50.5 узлов, дальность плавания-300 миль, экипаж -5 чел., вооружение 2-450 мм. желобных  ТА 1-7.62 мм. Пулемёт, 2-мины.Интересной особенностью катеров этого проекта была разработка серии «катеров волнового управления» в которых использовался метод управления маневрами катера по радио и как следствие вывод катеров в атаку на противника без экипажа. Разработку вело ОСТЕХБЮРО руководимое В.И.Бекаури. 5 августа 1932 г. Постановлением Реввоенсовета были сформированы два отряда из серийных катеров «Ш-4» с включением в них самолётов наведения «МБР-2» с аппаратурой ЦЛПС (Центральной лабараторией проводной связи) Катера «ВУ» применялись в годы Великой Отечественной войны без существенного боевого успеха. Но опыт волнового управления катеров был востребован для обеспечения Боевой подготовки флота в последующие годы для выполнения артиллерийских и ракетных стрельб с применением катеров-целей ,  катеров –мишений и катеров водителей мишений проектов «183» и «206»
   18 июня 1928 г. в ЦАГИ было получено письмо начальника Мортехупра. В нем сообщалось о том, что Техупр УВМС будет "... в порядке дальней шей эволюции глиссера ежегодно давать ЦАГИ задание на проектирование и постройку военно-морских конструкций и в частности в 1928 - 1929 гг. ЦАГИ должен построить третий катер". Далее в письме предлагалось выполнить проект катера в двух вариантах: под две 533-мм торпеды и под три 450-мм торпеды. Предполагалось третью торпеду разместить посередине корпуса над двумя торпедными лотками. Текст письма не оставляет сомнения в том, что руководство ВМС признает ЦАГИ, а точнее АГОС , руководимый А. Н. Туполевым, лидером строительства отечественного москитного флота.

Поделиться

5

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

(продолжение)
Наиболее удачной массовой серией Туполевской разработки был торпедный катер «Г-5» построенный в марте 1933 г. на базе опытного катера «АНТ-5» («ГАНТ-5») с итальянскими моторами «Изотто-Фраскини» мощностью по 1000 л.с. развивавший полный ход 65,3 узла.
23 января 1934 г. Комиссия, назначенная Начальником ВМС РККА, составила предварительный акт приемки катера № 140. В акте отмечалось, что:
"...1. Максимальная скорость при полной боевой нагрузке на исправленных винтах ЦАГИ - 51,4 узла.
2. Корпус на ходу не имеет вибраций и устойчив по курсу. 3. Инерция катера, после уменьшения газа до малого, значительно меньше, чем у опытного с моторами АSSО.
Считать ходовые испытания... выполненными удовлетворительно и катер передать для дальнейших испытаний...".
. Больше всего приходилось заниматься усилением отдельных мест корпуса и улучшением винтов. Эти работы проводились с участием ЦАГИ. В дальнейшем Г-5 строились серийно на ряде судостроительных заводов. Было несколько модификаций катера, отличавшихся друг от друга водоизмещением, мощностью двигательных установок, вооружением. В зависимости от этого скорость колебалась от 48 до 59,8 узлов. Катера вооружались, помимо торпед, пулеметом калибра 7,62 мм (на головном катере стояли 2 пулемета), аппаратурой для постановки дымовых завес, а в противолодочном варианте - глубинными бомбами. Торпеды имели значительно большую скорость и дальность хода, нежели прежние. Кроме того, они несли в три раза больше взрывчатого вещества.

На Ленинградском заводе им. А.Марти под руководством инженера В.М. Бурлакова началось строительсво серии катеров «Г-5», всего было построено 150 едениц. Основным достоинством катера считалась высока скорость и маневренность, наряду с рядом серьёзных недостатков, малая мореходность, высокая пожароопасность, коррозийность дюралевого корпуса, сильная вибрация и высокие угловые нагрузки

Поделиться

6

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

(продолжение)
ТТД торпедного катера «Г-5»: - водоизмещение 17,8 т.,- два бензомотора «ГАМ-34» по 1000 л.с.(первые отечественные),- два винта, -скорость полного хода-52 узла,-дальность плавания-230 миль, численность экипажа-6 чел, -вооружение -2-533 мм. желобных ТА, -1-2-7,62 мм. пулемёта.
Пролжение Туполевской серии стали катера «Г-6», ГАНТ-6, АНТ-6, которые создавались как «лидеры торпедных катеров». Работы по созданию катеров водоизмещением 10 - 15 т шли успешно. Можно было считать, что фундамент под отечественный москитный флот заложен хороший. Следующим шагом должно было стать строительство крупных, водоизмещением в 70 - 75 т, торпедных катеров-лидеров. Такие катера, имеющие большую скорость, хорошую мореходность, мощное торпедно-артиллерийское вооружение, могли дать достойный отпор морским и воздушным силам противника.
Именно такой катер и был заказан ЦАГИ. По заданию Главмортехупра катер Г-6 должен был иметь водоизмещение 70 т, скорость не менее 43 узлов, мореходность до 8 баллов, дальность плавания для полного хода 250 миль, для экономического - 600. В состав вооружения должен был входить поворотный трехтрубный торпедный аппарат.
В начале 1929 г. после окончания испытаний катера "Туполев" в бригаде АГОС, руководимой Н. С. Некрасовым, приступили к подготовке эскизного проекта Г-6. Небольшой коллектив был буквально захлестнут все возраставшим объемом работ: в цехах шла постройка опытного Г-5, завод им. Марти нуждался в помощи при серийной постройке катеров Г-4. А тут - очередное задание, ставившее новые проблемы: как передать мощность восьми моторов на два гребных винта, каким образом управлять поворотной торпедной установкой.
Сложность расчетных задач, связанных с гидродинамикой и прочностью большого скоростного морского корабля, состояла в том, что у конструкторов не было экспериментально замеренных нагрузок, действующих на катер при волнении. К такой работе готовились, разрабатывали методику измерений и аппаратуру. На это ушло пять лет. К экспериментальному определению нагрузок на катер Г-5 приступили в 1934 г. Но к этому времени корпус Г-6 был уже собран.
В мае 1931 г. ЦАГИ направил эскизный проект катера в Главмортехупр. Строительство катера началось в здании АГОС, но затем, в мае 1933 г., еще незавершенный корпус был перевезен в ЗОК. В начале 1934 г. состоялось заседание макетной комиссии. После внесения некоторых поправок макет был принят. Обшивка катера была закончена в начале марта 1935 г.
Но это не доставило особой радости. Смежники не выполняли своих обязательств. Примером этому служат торпедные аппараты: трехтрубный поворотный и трехжелобной. По договору ЦАГИ должен был их получить к 1 января 1935 г. Но к этому сроку завод-изготовитель еще даже не приступил к их производству. 8 июля 1935 г. все работы по корпусу и рубке были выполнены, но в ЦАГИ все еще ждали гребные валы, четыре мотора, реверсы, редукторы и целый ряд оборудования. В середине августа Г-6 был отправлен в Севастополь без торпедных аппаратов и с неукомплектованным оборудованием.

Поделиться

7

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

(продолжение)
ТТД торпедного катера «Г-5»: - водоизмещение 17,8 т.,- два бензомотора «ГАМ-34» по 1000 л.с.(первые отечественные),- два винта, -скорость полного хода-52 узла,-дальность плавания-230 миль, численность экипажа-6 чел, -вооружение -2-533 мм. желобных ТА, -1-2-7,62 мм. пулемёта.
Пролжение Туполевской серии стали катера «Г-6», ГАНТ-6, АНТ-6, которые создавались как «лидеры торпедных катеров». Работы по созданию катеров водоизмещением 10 - 15 т шли успешно. Можно было считать, что фундамент под отечественный москитный флот заложен хороший. Следующим шагом должно было стать строительство крупных, водоизмещением в 70 - 75 т, торпедных катеров-лидеров. Такие катера, имеющие большую скорость, хорошую мореходность, мощное торпедно-артиллерийское вооружение, могли дать достойный отпор морским и воздушным силам противника.
Именно такой катер и был заказан ЦАГИ. По заданию Главмортехупра катер Г-6 должен был иметь водоизмещение 70 т, скорость не менее 43 узлов, мореходность до 8 баллов, дальность плавания для полного хода 250 миль, для экономического - 600. В состав вооружения должен был входить поворотный трехтрубный торпедный аппарат.
В начале 1929 г. после окончания испытаний катера "Туполев" в бригаде АГОС, руководимой Н. С. Некрасовым, приступили к подготовке эскизного проекта Г-6. Небольшой коллектив был буквально захлестнут все возраставшим объемом работ: в цехах шла постройка опытного Г-5, завод им. Марти нуждался в помощи при серийной постройке катеров Г-4. А тут - очередное задание, ставившее новые проблемы: как передать мощность восьми моторов на два гребных винта, каким образом управлять поворотной торпедной установкой.
Сложность расчетных задач, связанных с гидродинамикой и прочностью большого скоростного морского корабля, состояла в том, что у конструкторов не было экспериментально замеренных нагрузок, действующих на катер при волнении. К такой работе готовились, разрабатывали методику измерений и аппаратуру. На это ушло пять лет. К экспериментальному определению нагрузок на катер Г-5 приступили в 1934 г. Но к этому времени корпус Г-6 был уже собран.
В мае 1931 г. ЦАГИ направил эскизный проект катера в Главмортехупр. Строительство катера началось в здании АГОС, но затем, в мае 1933 г., еще незавершенный корпус был перевезен в ЗОК. В начале 1934 г. состоялось заседание макетной комиссии. После внесения некоторых поправок макет был принят. Обшивка катера была закончена в начале марта 1935 г.
Но это не доставило особой радости. Смежники не выполняли своих обязательств. Примером этому служат торпедные аппараты: трехтрубный поворотный и трехжелобной. По договору ЦАГИ должен был их получить к 1 января 1935 г. Но к этому сроку завод-изготовитель еще даже не приступил к их производству. 8 июля 1935 г. все работы по корпусу и рубке были выполнены, но в ЦАГИ все еще ждали гребные валы, четыре мотора, реверсы, редукторы и целый ряд оборудования. В середине августа Г-6 был отправлен в Севастополь без торпедных аппаратов и с неукомплектованным оборудованием.

Поделиться

8

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

(продолжение)
СМ-4. В 1935 г. на заводе им. Марти начались работы по серийному выпуску Г-8. Силами заводских конструкторов была проведена глубокая модернизация катера. Новый торпедоносец получил новые обводы, новую рубку, новое вооружение и новое название. Началась подготовка к выпуску головного изделия. Но, руководствуясь упомянутым приказом Н. Г. Кузнецова, все работы по СМ-4 были свернуты. В 1939 г., использовав задел деталей и узлов, заводчане сумели собрать один катер. В следующем году он был спущен на воду и проходил испытания, показав максимальную скорость в 30 узлов.
СМ-4 имел торпедные аппараты бортового сбрасывания и нес две 533-мм торпеды и 10 малых глубинных бомб. Его стрелковое вооружение состояло из трех крупнокалиберных пулеметов ДШК.
В августе 41-го СМ-4 был включен в состав Балтийского флота. Судьба катера сложилась непросто: в июне 1942 г. с него сняли торпедные аппараты и использовали в качестве малого охотника за подводными лодками и минного заградителя. В августе 1943 г. СМ-4 вновь стал торпедоносцем.
Г-9. Торпедный катер Г-9 задумывался заказчиком как улучшенная модификация Г-8. В конструкцию внесли некоторые изменения, заменив поперечный набор каркаса продольным. На катере предполагалось установить бугельные торпедные аппараты, новые для туполевских конструкций. Основной недостаток катеров с желобными торпедными аппаратами состоял в том, что при атаке они должны были развивать скорость не менее 18 узлов, с тем, чтобы своевременно отклониться от курса догоняющих их торпед.
Бугельные аппараты позволяли сбрасывать торпеды вдоль бортов, вне зависимости от скорости его хода, что исключало возможность подрыва катера на собственных торпедах.
В 1937 г. приступили к разработке эскизного проекта, который предусматривал установку на катере четырех моторов ГАМ-34 по 1250 л. с. Г-9 предполагалось вооружить двумя 533-мм торпедами и тремя пушками ШВАК. В перегрузочном варианте он должен был брать 10 малых глубинных бомб.
Помимо расчетных работ ЦАГИ получил задание на протаску моделей в гидроканале. Результаты испытаний позволили спроектировать новые обводы корпуса. Г-9 получил нехарактерный для туполевских глиссеров заостренный форштевень.
14 июня 1938 г, УК РККФ предложило "прекратить дальнейшие работы по торпедному катеру Г-9 и использовать накопленный опыт для проектирования малого торпедного катера Г-10".
Г-10. Задание на проектирование опытного катера пришло в том же письме, в котором решилась судьба Г-9. По заданию новый торпедоносец должен был стать катером ближнего действия с повышенными мореходными качествами. Он должен был заменить Г-5 10-й и 11-й серий.
Техническими требованиями предусматривалось:
"1) Боевое водоизмещение не более 20 тонн.
2) Габариты катера должны обеспечить возможность перевозки по железной дороге,
3) При состоянии моря в 4 балла катер должен быть вполне боеспособным.
4) Полная скорость катера должна быть 50 узлов в течение 1 часа при 2 - 3 баллах состояния моря.
5) Дальность плавания 300 миль на повышенной экономической скорости.
6) Моторы - два ГАМ-34Ф с глушителями по 1250 л. с. каждый.
7) Экипаж 5 человек".
13 августа 1938 г. началось проектирование Г-10. С сентября ЦАГИ приступил к испытаниям моделей в гидроканале.
Г-10 предполагалось вооружить двумя бугельными торпедными аппаратами под 533-мм торпеды, двумя крупнокалиберными пулеметами ДШК и аппаратурой для постановки дымовой завесы. Предусматривалась возможность стрельбы 455-мм торпедами. В перегрузочном варианте катер мог брать 4 больших глубинных бомбы. 20 декабря 1938 г. завод направил УК РККФ эскизный проект.
Работы по Г-10 были остановлены в апреле 1939 г. Скорее всего это произошло потому, что к этому времени здание КОСОС, где шло проектирование Г-10, превратили в спецтюрьму ЦКБ-29 НКВД. Места для проектирования и постройки торпедных катеров в ней не предусматривалось.

Поделиться

9

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

(продолжение)
До последнего времени считалось, что деятельность А. Н. Туполева и его КБ по созданию торпедных катеров закончилась в предвоенные годы. Однако это не так. Последняя работа по этой теме относится к пятидесятым годам, когда в стенах КБ был разработан торпедный катер на подводных крыльях.
В сжатые сроки были изготовлены модели для испытаний в гидроканале и в натурных условиях. Результаты испытаний моделей полностью подтвердили теоретические расчеты по гидродинамике подводных крыльев. Ходовые испытания натурной модели превзошли самые смелые ожидания и доказали правильность выбора компоновочных решений. Скоростные характеристики прототипа, полученные в процессе ходовых испытаний, его устойчивость и управляемость при различных режимах и эволюциях открыли путь к рабочему проектированию.
Но тут вмешались внешние факторы, не имеющие отношения к науке и технике. У заказчиков разыгрался аппетит. Полученные на испытаниях результаты, превышающие первоначальные технические требования, их не удовлетворили, и они потребовали увеличить скорость на 10 - 15 км/ч.
Когда разработчики попытались получить новые данные, требуемые заказчиком, то столкнулись с явлением кавитации на крыльях. При увеличении скорости происходило "вскипание жидкости", подьемная сила падала, а сопротивление увеличивалось. Такое явление можно расценивать как "гидравлический барьер", по аналогии со "звуковым барьером" в аэродинамике. С ним пытались бороться "авиационным" путем, придавая подводным крыльям стреловидность в плане, но должного эффекта от этого не получили.
Все материалы исследований и экспериментальных работ, казалось бы, должны были убедить военных остановиться на полученных результатах. Но заказчик отказался принять полученные результаты за основу для рабочего проектирования полноразмерного катера и соответствующей силовой установки. Поэтому работа КБ в этом направлении была прекращена.

Не пошел в серию и торпедный катер проекта «103» «СМ-3» - (стальной, мореходный, трёхмоторный) был построен на Лениградском заводе №194 в 1940 г. При проведении испытаний на мореходность стальной корпус толщиной 4 мм. Дал трещину  и он был не рекомендован к серийному производству
ТТД катера  «СМ-3»:- водоизмещение 26 т., 3-бензомотора по 1250 л.с.,-скорость полного хода -45 узлов, по факту -30, -дальностьплавания-380 миль, численостьэкипажа -8 чел. В т.ч. 1 оф., -вооружение – 2-533 ТА бугельного типа, 2-12.7 мм. пулемёта «ДШК», - 10 малых глубинных бомб.
Следующим серийным катером был «Д-3» (деревянный, трёхмоторный) построенный на заводе №5 НКВД под руководством инженера Л.Л.Ермаша. Деревянный корпу катера имел 2-х слойную обшивку и подразделялся на 6 отсеков ,он был высокомореходный до 6 баллов включительно на испытаниях катер показал хорошие  боевые качества и был запущен в серию.Всего для флотов было построено 70 катеров.

Поделиться

10

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

(продолжение)
ТТД торпедного катера «Д-3»: - водоизмещение -31.1 т., 3 бензомотора «ГАМ-34ФН» по 1200 л.с., три винта, -скорость полного хода- 47.9 узла,- дальность плавания -550 миль, численность экипажа-8 чел. В т.ч. 1 оф., -вооружение2-533 мм. ТА бугельного типа, 2-12.7 мм. Пулемёта «ДШК», 4 больших и 8 малых ГБ.
Катер «Д-3» в дальнейшем послужил основой для самой массовой, долговременной серии строительства ТКА пр. «183»
Нельзя обойти вниманием торпедные катера типа «А-1» «Воспер» и «А-2» «Хиггенс», «А-3» ЭЛКО поставляемые по ленд-лизу США в 1944 г. послужившие в дальнейшем  праобразом будующих новых проектов отечественного катеростроения, прежде всего принципиально новой конструкцией ТА и их размещением на катере. Всего в ВМФ СССР было поставлено 202 еденицы которые проходили службу на всех флотах.
Первые предложения союзников о поставке кораблей и катеров относятся к сентябрю 1941 г., когда глава советской военной миссии в Великобритании контр-адмирал Николай Харламов в письме начальнику управления кораблестроения ВМФ инженеру-контр-адмиралу Николаю Исаченкову сообщил, что "фирма "Канадиан пауэрс бот компани" предлагает изготовить для СССР 100 торпедных катеров, по 25 катеров ежемесячно. Это предложение стало предпосылкой для заказа и поставки в Советский Союз 202 торпедных катеров.
Третья серия строилась фирмой ЭЛКО в 1942 году .проект «А-3» У катеров было увеличено водоизмещение до 38 т, длина до 24,5 м, усилено вооружение: 533-мм торпеды вместо 456-мм и два 20-мм зенитных автомата вместо четырех пулеметов. Катера этой серии (РТ 103-196, 314-367, 372-383, 486-563, 565-622 и 731-760) оказались самыми многочисленными: в общей сложности их насчитывалось 326 единиц. Тем не менее необходимость в них была столь острой, что под них отдали все мало-мальски пригодные верфи. ЭЛКО предоставила чертежи в общее пользование. Приспособив их к своим производственным возможностям, еще две американские фирмы начали выпуск скотт-пейновских торпедных катеров. В 1942-1943 годах восемнадцать единиц (РТ 95-102 и 255-264) произвела фирма "Хаккинс", а в 1942- 1945 годах 203 катера выпустила фирма "Хиггинс" (PТ71-94, 197-254, 265-313, 450-485 и 625-660).
По английской лицензии американскими фирмами "Аннаполис яхт ярд" и "Хершов" в Бристоле и Комдене строились катера типа "Воспер" конструктора Скотт-Пейна. Они отправлялись в СССР в собранном виде. Фирма "Электрик бот компани" (ЭЛКО), не имевшая права продавать Советскому Союзу готовые катера, поставляла полные комплекты частей корпусов и механизмов, а также технические средства и необходимую документацию. В СССР на судостроительном заводе с участием американских специалистов производилась сборка катеров. Торпедные катера типа "Хиггинс" строились в Новом Орлеане. В Советском Союзе торпедные аппараты на этих катерах заменялись отечественными.
1943 года США поставляли по ленд-лизу в СССР только "восперы" и "хиггинсы" (соответственно 77 и 55 единиц). Этого числа советскому флоту было мало. Возникла мысль заказать катера ЭЛКО, однако наши представители получили отказ: фирме запретили продавать готовые катера в СССР. Но запрета на поставку катеров в разобранном виде не было. Тогда решили закупить у фирмы комплекты катеров, а сборку производить на советской территории.
"Однако... наши обращени в морское министерство и управление по ленд-лизу потерпели неудачу, - вспоминал Никитин. - Тогда представитель ЭЛКО посоветовал обратиться к одному из видных руководителей морского министерства, доверительно добавив, что он акционер их фирмы. Адмирал... принял в нашем деле самое горячее участие, и заказ был принят в кратчайший срок. Довольно скоро на одном из ленинградских заводов при участии американских специалистов приступили к сборке ЭЛКО. Бизнес есть бизнес!" Благодаря этой уловке советский флот пополнился 60 торпедными катерами ЭЛКО.

Поделиться

11

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

(продолжение)
Тактико-технические данные трех типов американских торпедных катеров были весьма близки: водоизмещение - 45-50 т, скорость полного хода - 36-39 узлов, дальность плавания - 420-450 миль; торпедное вооружение - два аппарата 533-мм калибра, артиллерийское - 20-мм зенитный автомат типа "Эрликон". Экипаж катера составлял 11-14 человек (по штату ВМФ СССР).
За счет поставок из США особенно пополнился Тихоокеанский флот. Это диктовалось обязательством СССР, данным на Ялтинской конференции трех держав, вступить в войну с Японией не позже трех месяцев после победы над Германией. С весны 1944 г. до сентября 1945 г. советскими командами на военно-морской базе Колд-Бей было принято 215 кораблей

Принятые там корабли несколькими группами переходили в Петропавловск-Камчатский, а оттуда - к местам постоянного базирования. Многие из них приняли участие в боевых действиях против Японии. Несколько импортных кораблей, отличившихся в боях, стали гвардейскими.
ТТД торпедного катера «А-1» «Воспер»: -водоизмещение- 43.5 т., 3 бензомотора по 1200 л.с., - скорость полного хода -40 узлов,- дальность плавания -450 миль, численность экипажа – 11 чел в т.ч. 1 оф., -вооружение 2х1 533 мм. ТА с обоих бортов, 1х1 20 мм. «Эрликон»,  ГБ или 2 мины, на 4 из 12 ТКА установлена РЛС.
ТТД катера «А-2» «Хиггинс»
Водоизмещение, т:   
полное     39,2
стандартное    49,0
Длина наибольшая, м     23,8
Ширина наибольшая, м    6,1
Осадка максимальная, м    1,75
3 мотора Паккард общей мощностью, л с    4050
Топливо, т бензина Б-87или Б-100     8,0
Скорость хода, узлов:   
наибольшая     36,3
экономическая    21,4
Дальность плавания экономическим ходом, миль    420
Экипаж, чел    11                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Артиллерийское вооружение: 2-20-мм Эрликон; 2 — спаренных пулемета Кольт-Браунинг.
   Торпедное вооружение: 2-53-см ТА (исключение представляют катера СФ ТК-211 и ТК-214,       имевшие по 2-45-см ТА бортового сбрасывания).
Минное вооружение: ТКА могли вместо торпед нести по 2 мины АМД-1000 в ТА.

30 июля 1939 г. был заложен головной катер пр. «123» «Комсомолец» зав.№ «С-505» тактический № «ТКА-13»

Поделиться

12

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

(продолжение)
25 октября 1940 г. принят от промышленности и вступил в строй. Чистый проект «123» послужил прототипом  последущих  модификаций большой серии этого проекта которые поставлялись на экспорт в Албанию, Румынию, Кубу, Китай, Болгарию, Корею, Сирию и другие страны Так же был разработан и проходил испытания торпедный катер «125» («Крылатый») с подводными крыльями но в серию он не пошел.
ТТД катера пр. «123»: - водоизмнщение-16.98 т., - два бензомотора по 1200 л.с.,- скорость полного хода- 51.6 узла,- дальность плавания- 650 миль, численность экипажа- 7 чел в т.ч. 1 оф., вооружение – 2 х1 533 мм. ТА. -1 12.7 мм. Пулемёт «ЦК»
В корабельно-строительной программе 40-50 г.г.  самой успешной была признана серия торпедных катеров проекта «123К», «М-123», «123бис» Главными конструкторами этой серии были в КБ Тюменского завода №639 Ф.Л.Ливенцев, в ЦКБ-19 В.М.Бурлаков, Впервые в отечественном кораблестроении на катерах были установлены бвстроходные морские 12-ти цилиндровые дизеля корпус катера выполнен из сплава АМГ61, реданного типа с 4-мя переборками, на катера этой серии установливались малопогруженные крылья по проекту конструктора Р.Е.Алексеева, что давало прибавку в скорости на 6 узлов. Всего чистого проекта «123К» для ВМФ СССР было построено 200 ед. с модификацией 350 ед. Впервые торпедные катера оснастили РЛС типа «Зарница»
ТТД катеров проекта «123К»: - водоизмещение- 19.6 т.,- двух вальная установка с дизелем «М-50» по 1000 л.с., - скорость полного хода- 5о узлов, -дальность плавания 450 миль, экипаж- 7чел. В т.ч. 1оф. – вооружение 2х1 450 мм. ТА, 1х2 12.7 пулемёт «ДШК», -6 ГБ «МГБ-20», РЛС «Зарница»
В 1942 году филиал ЦКБ-32 НКСП, организованный при заводе №640 в Сосновке на реке Вятка (Кировская обл.), закончили разработку технического проекта 200 (гл. конструктор Л.Л. Ермаш). Проектом предусматривалось создание торпедных катеров с одинаковыми ТТЭ, но с различным материалом корпуса: стальным (ТМ-200) и деревянным (ТД-200). Отличительными особенностями этих проектов, по сравнению с находившимися в серийной постройке торпедными катерами дальнего действия типа Д-3, являлись: вооружение торпедными аппаратами трубчатого типа; установка авторулевого («Янтарь-2»); местное бронирование боевого поста командира и пулеметных установок.
Строительство катеров проекта ТМ-200 организовали на заводе №341 в Рыбинске. Испытания головного катера, производившиеся в Батуми, выявили невозможность достижения спецификационной скорости хода (удалось достичь скорости только 34,6 уз вместо 38 уз) из-за неудовлетворительного качества сборки корпуса. Катер был принят ВМФ 30 сентября 1944 года. Позднее на серийных катерах в результате доводки винтов наибольшая скорость хода возросла до 37-38 уз.
Недостатки проекта ТМ-200, по сравнению с ТД-200, а также полученными по ленд-лизу иностранными торпедными катерами, привели к быстрому завершению его строительства. Всего в период с 1944 по 1946 год ВМФ получил 24 катера проекта ТМ-200, ставших первыми отечественными серийными торпедными катерами со стальным корпусом.   
Постройка этих катеров началась на заводе №5 в Ленинграде только в самом конце войны. Причиной задержки являлась потребность Балтийского флота в максимально возможном количестве торпедных катеров и малых охотников, что обеспечивалось строительством хорошо освоенных в производстве катеров по проектам ТК-Д3 и МО-Д3, соответственно. В результате головной катер проекта ТД-200 вступил в строй лишь 28 июля 1946 года, то есть на два года позднее стального варианта.
Катер при нормальном водоизмещении 43,8 т достиг скорости 38,1 уз. Остальные ТТЭ практически соответствовали проекту ТМ-200. Исключение составляла замена пулеметных установок МТУ-2 на 2УК.
Ввиду значительной задержки с вводом в строй головного катера проекта ТД-200, серийное производство развернуто не было, так как к тому времени назрела необходимость корректировки проекта.
В 1946 г. катер был переведен на Черное море, где на него установили опытный образец первой в СССР катерной РЛС «Зарница», испытания которой были успешно проведены в течение 1947-48 гг.
Корректировка проекта ТД-200 выполнялась ЦКБ-19 в 1946-47 годах (главный конструктор Л.Л. Ермаш). Доработка проекта предусматривала замену американских бензиновых моторов «Паккард» отечественными дизелями М-50, увеличение дальности плавания, снятие глубинных бомб и бронирования. Управление катером, впервые в отечественной практике, было вынесено из ходовой рубки на открытый мостик, с целью улучшения мореходных качеств увеличен развал носовых шпангоутов.
Головной катер, построенный заводом №5, вошел в состав ВМФ 22 октября 1947 года. При нормальном водоизмещении 42,3 т он достиг скорости 40,2 уз.
Опыт эксплуатации катеров проекта ТД-200бис выявил недостаточную прочность корпуса, что привело к необходимости проведения специальных мореходных испытаний четырех катеров этого проекта в 1949 году. В ходе испытаний замерялись напряжения и другие параметры, характеризующие прочность корпусных конструкций, что позволило получить необходимые данные для переработки проекта катера.
Дальнейшее строительство катеров велось по проекту 1950 года, а на ранее построенных выполнялись подкрепления. Проектом 1950 года предусматривалось также установка на катере РЛС обнаружения «Зарница» и РЛС опознавания «Факел-М» взамен одной пулеметной установки. На ранее сданных катерах установка РЛС производилась силами ВМФ.
Всего с 1947 по 1952 год завод №5 в Ленинграде построил 168 катеров (в том числе 48 - по проекту 1950 года).
Катера проекта ТД-200бис использовались для проведения различных испытаний. Так, в 1949 году на одном из серийных катеров провели испытания двух ускорителей, установленных на палубе в кормовой части взамен пулеметной установки. Ускорители представляли собой авиационные ракетные двигатели ТР-1. А в 1950 году один из катеров оборудовали носовым подводным крылом конструкции ЦАГИ. Результаты испытаний оказались неудачными. Во время первого выхода катер стал терять устойчивость и заваливаться на борт, что послужило причиной к прекращению дальнейших испытаний и демонтажу крыла.
В 1953 году ЦКБ-19 разработало проект создания катера управления радиоуправляемым катером-целью, путем переоборудования серийных катеров проекта ТД-200бис. Первоначально для этого предполагалось использование катеров управления проекта 384, создаваемых на основе серийных катеров БМО. Однако недостаточная скорость хода последних привела к решению использовать торпедные катера. Первые катера проекта ТД-200бисТ вступили в состав ВМФ в 1956 году. Всего по этому варианту переоборудовали 10 единиц.

Поделиться

13

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

(продолжение)
ТТД катера пр. «ТД-200бис»:  - водоизмещение -45.6 т.,- трёх вальная установка с дизелем «М-50» по 1000 л.с.
- скорость полного хода 41 узел, дальность плавания -600 миль, -Экипаж- 11 чел. В т.ч. 2 оф., - вооружение
2х1 533 мм.ТА,- 2х2 12.7 мм пелемёта «ДШК», 10- малых ГБ, РЛС «Зарница»
В 1949 г  в ОКБ-5 НКВД г. Ленинграда под руководством главного конструктора П.Г.Гойнкиса разработан проект торпедного катера «183» которые строились с 1949 по 1960 г.г. и стали основным типом ТКА для ВМФ СССР.Катера пр.»183» строили по лицензии в Китае . Для ВМФ СССР построено 120 ед. а всего с учетом модификации и лицензиционного строительства катеров пр. «183» построено около 600 ед. На базе проекта «183» строились катера пр. «183Т» с газотурбинной установкой, форсажная турбина мощностью 4000 л.с. позволяла развиватьход 50 узлов , на пр. «183ТК» устанавливались носовые подводные крылья. Проект «183Ц»
С радиоуправлением катер-цель обеспечивал боевую подготовку флотов, для пограничников строились патрульные катера пр. «199» . и в 60-х годах построен первы в мире ракетный катер проекта «183Р»
ТТД катера пр. «183»: - водоизмещение- 66.5 т.- четырёх вальная установка с дизелем «М-50Ф» по 1200 л.с
ДГ-100 мощностью 100 Квт, - скорость полного хода -44 узла, - двльность плавания 1000 миль, - экипаж 14 чел.в т.ч. 2 оф., - вооружение -2х1 533 мм ТА, - 2х2 25 мм АУ «2М-3М», 8 ГБ «ББ-1» РЛС «Зарница» на поздних проектах «Рея»

В 1956-1960 г.г. в ЦКБ-5 г Ленинграда под руководством главного конструктора П.Г.Гойнкиса разработан проект торпедного катера «206» «Шторм» рубежный проект с существенно выросшим водоизмешением, улучшиными бытовыми условиями экипажа, большой энергонасыщенностью и автоматизацией механизмов и устройств, могущего длительное время находиться в море и совершать дальние походы, корпус выполнен из стали  «СХЛ-45» все механизмы унифицированы с проектом ракетного катера проекта «205»  впервые на катерах установлены безбашенные автоматические 30 мм АУ «АК-230» с системой управления АРЛС «Рысь» и специально разработанные семиблочные звездообразные 42-х цилиндровые дизели «М-503А» Головной и серийные катера пр.»206» строились в Ярославле, а позже в Сосновке и Ленинграде Всего для ВМФ СССР построено 50 катеров и 13 катеров построены по лицензии в Югославии. Торпедные катера поставлялись в Болгарию,Египет,Анголу, Гвинею, Гвинею- Биссау, Корею, Вьетнам, Конго и на острова Зелёного Мыса
ТТД катера проекта «206» «Шторм»:   
  -водоизмещение  стандартное                                               129 т.
                                полное                                                       161 т.
  -длина наибольшая                                                                 34.6 м.
  -ширина наибольшая                                                              6.74 м.
  - осадка по ватерлинии                                                          1.72 м.
  -главная энергетическа установка                                        трёх вальная с дизелем «М-503А» по 1200 л.с.
                                                                                                   ДГ-100, ДГ-75
  -скорость полного хода                                                         42-45 узлов
  -дальность плавания                                                             2000 миль при 14 узлах
                                                                                                  800 миль при 30 узлах
  -экипаж                                                                                  21 чел. В т. Ч. 2 оф.
  -вооружение                                                                          4х1 533 мм ТА, 2х2 30 мм АК-230, 12 ГБ или 6 мин
  -РЛС                                                                                       «Баклан». АРЛС «Рысь»
В 1965 г в ЦМКБ «Алмаз» г Ленинграда под руководством главного конструктора И.П.Пегова, а затем А.П.Городянко началась разработка торпедного катера с носовым малопогруженым крылом  проекта «206М» «ШТОРМ-М»  которая завершилась в 1967 г. Всего для ВМФ СССР было построено 24 катера, Впервые малые боевые катера смогли благодаря крыльям применять оружие на волнении моря до 5 баллов при скорости хода 35 узлов. Оснащенный опускаемой ГАС  «Бронза» катер получил возможность бороться с подводными лодками применением противолодочных торпед, установленная на катере 57 мм АУ «АК-725»  с АРЛС «Барс» существенно увеличила возможность борьбы с авиацией противника

Поделиться

14

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

( продолжение)
  ТТД катера пр. «206-М» «Шторм-М»:
  -водоизмещение  стандартное                                     218 т.
                                Полное                                             250 т.
  -длина наибольшая                                                      39.5 м.
  -ширина наибольшая                                                   7.6 м по крыльям 12.5 м.
  -осадка по ватерлинии                                                 2.01 м.по крыльям 3.24 м.
  -главная энергетическая установка                            трёх вальная с дизелем «М-504»  по 5000 л.с
  - скоростьполного хода                                               44-48 узлов
  -дальность плавания                                                   1450 миль при 14 узлах
                                                                                        600 миль при 37 узлах
  -экипаж                                                                        25 чел, в т,ч, 4 оф.
  -вооружение                                                               4х1 533 ТП «ОТА-53-206М», 1х2 57 мм «АК-725», 1х2 25 мм АУ «2М-3М», 6-10 ГБ
  -РЛС                                                                            «Баклан» АРЛС «Барс»
  -БИУС                                                                        «Дозор-1», опускаемая ГАС «Бронза»
В 1976 г для удолетворения требований зарубежных заказчиков, которым поставляли морально устаревшую технику  в г.Ленинграде на Средне-Невском заводе построен торпедный сторожевой катер проекта «206МЭ» на который в зависимости от заказа устанавливались как торпедное оружие так и артиллерийское. Всего их было построено18 ед После распада СССР их строительство было прекращено, Поставлялись в Эфиопию, Сомали, Южному  Йемену и в Республику Шри-Ланка (о.Цейлон)
ТТД катера пр. «206МЭ» «Шторм МЭ»:
  - водомзмещение стандартное                                   170 т.
                                Полное                                            220 т.
  -длина наибольшая                                                      38.5 м
  -ширина наибольшая                                                   7.7 м
  -осадка по ватерлинии                                                 1.8 м
  -главная энергетическая установка                            трёх вальная с дизелем «М-504» по 5000 л.с
  -скорость полного хода                                               41 узел
  -дальность плавания                                                   600 миль при 35 узлах
  -экипаж                                                                         25 чел в т,ч, 3 оф.
  -вооружение                                                                 4х1 533 мм ТА, 2х2 30 мм АУ «АК-230»
  -РЛС                                                                             «Баклан», АРЛС «Рысь»
В продолжении темы экспортного строительства нельзя не отметить опытный катер построенный в 1970 г. на базе карпуса ракетного катера проекта «205» на Приморском заводе г.Ленинграда по проекту «205ПЭ»
(патрульный, экспертный) Катер предназначался на экспорт в дружественные страны на из-за слабости вооружения в серию на пошел, хотя и послужыл праобразом для проекта «206МЭ»
ТТД  катера пр. «205ПЭ»:
  -водоизмещение стандартное                                    175 т
                               полное                                             210 т
  -длина наибольшая                                                    39 м
-ширина наибольшая                                                   8.1 м
  -осадка по ватерлинии                                                1.8 м
  - главная энергетическая установка                          трёх вальная с дизелем «М-504» по 5000 л.с.
-скорость полного хода                                               36 узлов
  -дальностьплавания                                                    1200 миль при 12 узлах
-экипаж                                                                          30 чел в,ч, 4 оф.
  -вооружение                                                                 1х2 57 мм АУ «АК-725».затем 1х1 57 мм АУ «АК-157»
                                                                                         1х6 30 мм АУ «АК-630»
  -средства РЭБ                                                               ПК-16
   - РЛС                                                                            «Дон», АРЛС «Барс» затем «Вымпел»
На этом эра кораблестроения торпедных катеров закончилась и наступила эра строительства ракетных катеров и малых ракетных кораблей. Торпедные катера продолжали свою службу в составе катерных соеденений всех флотов СССР им нашлось место в совместных боевых дествиях с ракетными катерами, Продоваемые на экспорт в разные страны они участвовали в боевых действиях при локальных конфликтах и на деле доказали, что являются грозной боевой силой с которой необходимо считатся.

Вот такие мои изыски по торпедным катерам, есть и по ракетным. Знатокам просьба откликнуться.

Поделиться

15

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

Открываю эту тему в надежде понимания и помощи в восстановлении истории развития "москитного флота" России.
Коментарии типа Viktora на теме "Боевые службы РКА и МРК..." прошу не оставлять, УВАЖАЙТЕ СЕБЯ кому не безразличен флот и его история. Кто хочет бессмысленого бодания пусть открывает тему "Бодание на форуме" и кому это интересно пусть там бодается, культурно, Виктор сюда не заходи!!! Тебе это не интересно.

Ну согласитесь, что после моего комента, Вы открыли новую тему и она написана поинтереснее.Любо, дорого почитать! Москитным флотом интересуюсь да и флотом вообще, и не только российским.Да и зачем мне с Вами бодатса, яж уважаю себя=).А заходить буду всё равно поскольку тема интересная, а не какой катер под каким номером куда поплыл, где плавал, и под каким командованием, поверте справочники врядли кому интересны=)С уважением к катернику :р...Мож что и нарою по этой теме)

В мире есть две невозможные штуки,
Что ты не делай и как ни крути...Это,
Двигатель вечный в строгой науке
И правовое устройство в Руси.

Поделиться

16

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

А как вы считаете, какие катера нужны России в настоящее время?
Да и понятие катер - растяжимое. Ракетный катер Молния покрупней дестроера русско-японской войны. По логике ракетный катер водоизмещением больше 400 тонн - корабль.

Поделиться

17

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

Ну согласитесь, что после моего комента, Вы открыли новую тему и она написана поинтереснее.Любо, дорого почитать! Москитным флотом интересуюсь да и флотом вообще, и не только российским.Да и зачем мне с Вами бодатса, яж уважаю себя=).А заходить буду всё равно поскольку тема интересная, а не какой катер под каким номером куда поплыл, где плавал, и под каким командованием, поверте справочники врядли кому интересны=)С уважением к катернику :р...Мож что и нарою по этой теме)

Просто всё дело в том, что каждый уважающий себя моряк выходит на форум с определёной целью. Моя цель написать книгу о малоизвестной странице истории флота. Любой моряк, кто был на РКА проекта 205, знает, что катер не преднозначен, длительное время находится в море. Автономность 2 суток, мест для экипажа не хватает, даже гальюна нет. А люди несли службу в Средиземном море в течении 3-х месяцев, достойно это в истории флота событие или нет? Потом я вам на адрес сбросил по последнему проекту РКА "Скорпион" Вы получили?


Михаил 1  А как вы считаете, какие катера нужны России в настоящее время?
Да и понятие катер - растяжимое. Ракетный катер Молния покрупней дестроера русско-японской войны. По логике ракетный катер водоизмещением больше 400 тонн - корабль.

Когда руководство страны определится кто МЫ МОРСКАЯ ДЕРЖАВА или континентальная страна и под это создаст
концепсию развития ВС и как компанента ВМФ тогда я и скажу, что нам надо. Для справки янкерсы строют и вводят в состав ВМС как авианосцы, так и корабли прибрежной зоны. А мы??? А с построения нового облика ВС думаю нам ни чего не надо, кроме яхт Абрамовича.

Поделиться

18

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

Они из небольших кораблей строят корветы, это чтото вроде нашего МПК.

Поделиться

19

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

Вот какое интересное описание проэкта нового РК России дал мне катерник...
В июне2006 г. на рыбинских стапелях открытого акционерного судостроительного общества "Вымпел" состоялась церемония закладки ракетно-артиллерийского катера нового поколения проекта 12300 "Скорпион" . Современные ракетные катера, вооруженные противокорабельными ракетами, обладают ударной мощью, соответствующей кораблям классов корвет и даже фрегат при относительно умеренной (в 2-4 раза дешевле) стоимости строительства и эксплуатации. Именно поэтому в составе флотов многих европейских государств и более чем сорока стран Азии, Африки и Латинской Америки ракетные катера и малые ракетные корабли составляют основу ударных сил, а в мирное время они несут патрульную службу.
Катера проекта "Скорпион" предполагается строить в следующих модификациях: проект 12300 с комплексом "Яхонт" для экспорта, 12301 с комплексом "Оникс" для ВМФ РФ, проект 12302 с комплексом "Уран" для экспорта и модификация его для ВМФ РФ, проект 12301П - для Федеральной пограничной службы.

При разработке проекта 12300 "Скорпион" учтены и использованы новейшие отечественные и зарубежные разработки в области технологии "Стелс", гидродинамики, энергетики и вооружений. Ракетно-артиллерийский катер, заложенный в Рыбинске, является катером четвертого поколения, разработанным на смену известным ракетным катерам и малым ракетным кораблям проектов 205, 1234, 1241 (кодовые обозначения по классификации НАТО - проекты "Оса", "Нанучка" и "Тарантул").

В "Скорпионе" будут использованы ракетный комплекс "Яхонт" ("Оникс" для проекта 12301), зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Каштан", гидроакустическая станция "Анапа", артустановка АУ-190 с обводами башни по технологии "Стелс", новый газотурбинный агрегат мощностью 16 тыс. л.с., боевая информационно-управляющая система "Сигма". Этот набор оборудования и вооружения позволит ракетному катеру осуществлять дальнее обнаружение (в т.ч. загоризонтное) целей и обмен данными между катерами и кораблями в группе; использовать ракетное и артвооружение по береговым целям, повысить эффективность противовоздушной и противолодочной обороны, существенно увеличить дальность плавания. Наконец, дальность поражения целей крылатыми ракетами по сравнению с находящимися на вооружении существующими проектами катеров возросла вдвое.

Общая прогнозируемая потребность в катерах этого проекта 48 единиц (в том числе для ВМФ РФ - 10, для ФПС РФ - 10, на экспорт - 28 катеров).
В этой линейке катеров "Скорпион" является наиболее современным образцом военно-морского вооружения. Этот корабль четвертого поколения (по западной классификации относящийся к классу малый корвет) создан с использованием технологии снижения радиолокационной и тепловой заметности. По мнению главного конструктора ЦМКБ "Алмаз" Юрия Арсеньева, развитие ракетных катеров велось по двум основным направлениям - усиление вооружения и улучшение мореходных качеств. На сегодняшний день "Скорпион" - вершина эволюции в этом типе кораблей. Он вооружен противокорабельной ракетой "Яхонт" вертикального старта. Ее основным достоинством является сверхзвуковая скорость полета, делающая ракету малоуязвимой для средств ПВО противника. "Яхонт" имеет дальность стрельбы 300 км, массу боевой части - 200 кг.

Что касается корпуса, то он у "Скорпиона", по словам Юрия Арсеньева, очень экономичный. Если дальность плавания ракетного катера предыдущего поколения "Молния", имеющего на борту запас топлива 104 тонны, составляет 2200 миль, то "Скорпион" с 64 тоннами топлива имеет запас хода 2500 миль при движении с экономической скоростью 12 узлов. Кроме того, корпусу катера придана возможность самостабилизироваться на волне, он оснащен кормовыми интерцепторами, которые являются успокоителями качки. В результате уровень бортовой качки катера уменьшается в 5 раз.

Катер имеет комбинированную силовую установку, состоящую из двух дизельных двигателей для маршевых режимов плавания и газовой турбины ГТУ-12, предназначенную для выхода на скорость перехвата. ГТУ-12 приводит в движение вентилируемый водомет, разработанный в ЦМКБ "Алмаз". Он состоит из обечайки, в которой на больших оборотах работает полупогруженный винт.

Артиллерийское вооружение "Скорпиона" состоит из установки калибра 100 мм А-190-5П-10. Для воздушной обороны на ближнем рубеже, то есть на дальности 5-6 километров, служит зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Каштан-1". Корабль оснащен активной трехкоординатной РЛС общего обнаружения надводных и воздушных целей "Позитив-МЭ1". Она может обнаруживать на дальности до 150 км и сопровождать одновременно до 50 целей, обеспечивает их классификацию и выдачу целеуказания сопряженным системам управления огнем.

Управление ракетной стрельбой осуществляется РЛС "Гарпун-Б" 3Ц-25Э. Активный канал этой станции использует сложный модулированный сигнал, который имеет способность, работая в приводном слое, огибать поверхность земли. Тем самым дальность обнаружения в зависимости от условий радионаблюдаемости составляет до 250 км, а в ходе испытаний в Индийском океане, как рассказал Юрий Арсеньев, была получена дальность 400 км. Таким образом, "Скорпион" имеет возможность загоризонтного целеуказания прямо на борту, без привлечения каких-то внешних систем.

Большое Вам спасибо, думаю с этим все согласятса)

В мире есть две невозможные штуки,
Что ты не делай и как ни крути...Это,
Двигатель вечный в строгой науке
И правовое устройство в Руси.

Поделиться

20

Re: ЭВАЛЮЦИЯ-РАЗВИТИЕ "МОСКИТНОГО ФЛОТА" РОССИИ

Когда руководство страны определится кто МЫ МОРСКАЯ ДЕРЖАВА или континентальная страна и под это создаст
концепсию развития ВС и как компанента ВМФ тогда я и скажу, что нам надо. Для справки янкерсы строют и вводят в состав ВМС как авианосцы, так и корабли прибрежной зоны. А мы??? А с построения нового облика ВС думаю нам ни чего не надо, кроме яхт Абрамовича.

В любом случае, хоть Россия будет морской или континентальной державой, вам нужны РК и МРК, и не в таком позорном количестве как 10 шт для ВМФ, и 10 шт для ФПС РФ, а думаю значительно больше...Кстати на ваш взгляд , как Вы оцениваете потребности российских ВМФ в таких кораблях? Очень интересно узнать мнение специалиста в этой области...

В мире есть две невозможные штуки,
Что ты не делай и как ни крути...Это,
Двигатель вечный в строгой науке
И правовое устройство в Руси.

Поделиться