Тема: 14/04/19 - "Супер 30". Жива ли программа?

14 апреля на форуме bharat-rakshak.com вспомнили статью Russia's Sukhoi Super 30: The Outlook for India’s Ultra-Advanced Flanker Upgrade под авторством известного российского военного эксперта Константина Макиенко, опубликованного несколько лет назад в рамках Валдайского клуба.

...Последние месяцы свидетельствуют о том, что программа модернизации индийского флота истребителей Су-30МКИ, наконец, набирает обороты. ВВС Индии (ВВС) на сегодняшний день разместили заказы на 272 самолета, из которых 50 были поставлены Россией в 2002-2004 и 2007 годах. Еще 222 должны быть поставлены корпорацией HAL; производство по российской лицензии началось на индийских предприятиях HAL в 2004 году. На сегодняшний день уже поставлено более 200 самолетов, а Су-30МКИ это самый многочисленный из многоцелевых истребителей, находящихся на вооружении ВВС.

Несмотря на то, что Су-30МКИ является одним из самых передовых истребителей поколения 4+ на вооружении ВВС, необходимость его модернизации становится все более очевидной. Первые самолеты, построенные по нынешним спецификациям, были поставлены в Индию еще в 2004 году. С тех пор в России, Индии и на других рынках появилось много новых технологий, в том числе усовершенствованные новые радары, ракеты воздушного базирования и бомбы. Переоборудование самолета с помощью этого нового оборудования может сделать его гораздо более способным.На самом деле, сама платформа Су-30 чрезвычайно хорошо подходит для всех видов модернизации, от довольно консервативной до самой радикальной, потому что самолет имеет двухместную кабину и может вместить много громоздкого и тяжелого дополнительного оборудования.

Долгое время единственным, что мы знали о предлагаемой модернизации Су-30МКИ, было название программы: Sukhoi Super 30. Не было информации о технических характеристиках, сроках или расходах. Комментаторы часто путают Sukhoi Super 30 с другой программой модернизации, которая нацелена на интеграцию Су-30МКИ противокорабельной крылатой ракеты BrahMos. Фактически это два независимых и не связанных между собой проекта. "БраМос" будет установлена только на 40-42 самолетах.Программа уже достигла достаточно продвинутого этапа летных испытаний по выяснению механической совместимости "БраМоса" -ракеты воздушного базирования с усиленным корпусом Су-30МКИ. Запуски ракет в прямом эфире должны начаться в самое ближайшее время. Программа Sukhoi Super 30, с другой стороны, будет развернута на весь Индийский флот истребителей Су-30МКИ; она еще не началась всерьез, и до недавнего времени в открытом доступе было очень мало информации о ней.

Однако недавно влиятельная индийская газета The Hindu сообщила, что в июле 2016 года Россия и Индия провели консультации по Sukhoi Super 30, и что они надеются подписать сделку в самое ближайшее время. Другая хорошо информированная газета, The Economic Times, сообщила, что технические требования будут завершены к концу года, а контракт будет подписан в начале 2017 года. Ориентировочная стоимость программы составляет $7-8 млрд. Поэтому понятно, что программа находится еще на очень ранних стадиях, и что технические характеристики Sukhoi Super 30 еще не согласованы.Одним из центральных вопросов в предстоящих обсуждениях, безусловно, будет использование местных поставщиков в рамках политики индийского правительства "Делай в Индии".

Особенности закупочной политики Индии

Российский военный аналитик, эксперт ЦАСТ Константин Макиенко считает, что программа модернизации Су-30МКИ, известной как Super 30, продвигается "вполне нормально" для индийской системы оборонных закупок. После того как Россия представила первоначальное предложение по Су-30МКИ, потребовалось всего три года, чтобы подписать первый контракт. Предложение было представлено в декабре 1993 года во время визита в Индию представителей Иркутского авиазавода и конструкторского бюро Сухого, контракт был подписан в ноябре 1996 года. Кстати, окончательные технические характеристики Су-30МКИ сильно отличались от базового российского Су-30, которую изначально пытались продать Индии. Различия касались не только авионики, но и самой платформы.

Программа Су-30МКИ по-прежнему остается беспрецедентной по времени ее реализации. Большинство индийских аэрокосмических программ работают очень медленно. К ним относятся, например, программы Mirage 2000 и МиГ-29. Однако такая модернизация, как представляется, является наилучшим способом укрепления боеспособности ВВС, особенно с учетом бюджетных ограничений и продолжающегося паралича тендерных процедур, которые не позволяют ВВС увеличить число своих эскадрилий до требуемых 45. Модернизация существующих самолетов устраняет необходимость увеличения и без того избыточного количества различных моделей самолетов, находящихся на вооружении ВВС. Программы модернизации также дешевле, чем покупка новых самолетов, и они полностью соответствуют политике правительства Make in India.

Медленные темпы принятия решений по программам модернизации ВВС Индии (IAF) могут быть отражением фундаментальных культурных образцов Индии и дополнительной бюрократии, введенной механизмом закупок. В 2000-х годах ВВС Индии имели явное превосходство над ВВС Пакистана (PAF) по всем возможным показателям, и это компенсировало большую численность ВВС Китая превосходящими технологиями (в первую очередь благодаря быстрой реализации программы Су-30МКИ). Поэтому неторопливое и обдуманное принятие решений не создает каких-либо серьезных военно-политических рисков, и это помогает держать расходы под контролем. При существующем в то время балансе военной мощи и технологий не было никакой настоятельной необходимости для индийского МО спешить с приобретением новых самолетов или модернизацией существующих, поэтому ее расслабленный подход был полностью рациональным.

Сейчас, однако, ситуация совершенно иная. Пакистан получил современные версии американских истребителей F-16 и десятки китайско-пакистанских самолетов FC-1. То, что когда-то было тотальным господством Индии над пакистанскими ВВС, стало просто превосходством, которое тает. На самом деле, Пакистан вполне может достичь почти паритета со временем, если он получит истребители J-10 из Китая (а также J-31, квази-истребитель пятого поколения, который сейчас разрабатывается китайцами). Такой почти паритет между IAF и PAF был бы совершенно беспрецедентным.

Баланс сил с ВВС НОАК еще больше беспокоит Индию. В 1990-х и начале 2000-х Китай закупил у России 76 истребителей Су-27СК/УБК и 100 Су-30МКК/МК2. Пекин быстро построил еще 105 самолетов Су-27СК по российской лицензии, а затем запустил производство собственных клонов этих самолетов, не заморачиваясь с лицензией. Все эти самолеты представляли собой технологию начала 1980-х годов, но сейчас Китай вот-вот начнет получать новейшие российские истребители Су-35. Он также работает над собственными программами истребителей 5-го поколения.В результате китайские ВВС догонят индийские ВВС в технологическом плане, сохранив при этом свое внушительное численное превосходство. Старая индийская модель оборонных закупок, при которой требуется от семи до десяти лет только для подготовки контракта, поэтому устарела и стала неустойчивой.

Для восстановления технологического превосходства индийских ВВС над китайскими необходимо ускорить выполнение программы Су-30МКИ. По сути, Индии нужно проделать тот же трюк, что и в середине 1990-х, когда она ответила на массовые закупки Китаем истребителей Су-27/30 лицензионной программой Su-30MKI. Два десятилетия спустя Индия должна ответить на китайские самолеты Су-35 и J-31 самолетами Sukhoi Super 30.

Параметры обновления

Выбор конкретного варианта обновления будет представлять собой некий компромисс между ценой, временными рамками и возможностями обновленного самолета. Теоретически, это оставляет широкий спектр технологических решений на столе. Самым консервативным решением, которое также является самым дешевым и быстрым, было бы внедрение на весь парк Су-30МКИ усовершенствований, уже заложенных в последние версии самолета. Су-30МКИ является старейшим членом семейства, в которое также входят малайзийский Су-30МКМ (модель 2007 года) и российский Су-30СМ (модель 2011 года). Консервативный вариант модернизации включал бы ограниченное количество дополнительных систем самообороны (аналогичных используемым в малазийской модели), а также многочисленные новые ракеты и "умные" бомбы, которые сейчас разрабатываются в рамках госпрограммы вооружения России до 2020 года для Су-30СМ. Консервативный подход позволит обновить Су-30МКИ до уровня Су-30СМ.

Между тем, наиболее радикальным вариантом обновления будет разработка эквивалента американского истребителя F-15 Silent Eagle. Этот вариант предусматривает замену большинства систем самолета. Самое важное, что радар с пассивной фазированной антенной решеткой будет заменен активным радаром с электронным сканированием (AESA). Будут также внесены изменения в планер самолета для уменьшения его ЭПР. Очевидным недостатком этого варианта является высокая стоимость и длительный срок его реализации.

И наконец, самый реалистичный вариант, который мог бы обеспечить большую отдачу с точки зрения возможностей самолета, не стОя слишком много или не занимая слишком много времени, находится где-то посередине. Он включает в себя глубокую модернизацию радиолокатора N-011M Bars и интеграцию новейших систем электроники, оптики и инфракрасных систем российского и индийского производства без внесения изменений в планер.

Было бы также целесообразно реализовать программу модернизации Су-30МКИ несколькими партиями по 50-55 самолетов, причем каждая последующая партия будет включать более сложную технологию. О таком подходе говорил и Юрий Белый, руководитель компании "НИИП им. Тихомирова", разработчика радара "Барс". В интервью Белый сказал, что первый этап программы может включать модернизацию радиолокатора "Барс" для придания ему большей дальности, более высокого разрешения, лучшей помехоустойчивости и поддержки новых систем вооружения.На более позднем этапе радар Bars может быть оснащен активной фазированной антенной решеткой. Самолеты, модернизированные в первой партии, впоследствии без особых трудностей могли быть доведены до технического уровня последних партий.

Такой подход позволит быстро запустить программу (тем самым обеспечив заказы для индийского концерна HAL и других местных поставщиков). Это улучшило бы возможности ВВС эволюционным путем, и это было бы легче для пилотов ВВС, которым не придется иметь дело с квантовым скачком в сложности систем модернизированного самолета. Такая поэтапная стратегия хорошо сработала в 2002-2004 годах, когда Россия поставила первые 32 самолета Су-30МКИ. Истребители поставлялись тремя партиями по 10, 12 и 10.Каждая последующая партия включала некоторые улучшения, которые позже были включены в предыдущие партии, поэтому все 32 самолета в конечном итоге были приведены к одному стандарту.

Когда разрабатывались технические характеристики Су-30МКИ, индийские военные выдвинули чрезвычайно сбалансированный набор требований к новому самолету. Эти требования в то время находились на переднем крае — но не за пределами — возможностей российской оборонной промышленности и могли быть реализованы при разумных затратах и в разумные сроки. Остается надеяться, что аналогичное сбалансированное решение будет найдено и для программы Sukhoi Super 30.

Л.Н.
14 апреля 2019

Поделиться

2

Re: 14/04/19 - "Супер 30". Жива ли программа?

на индийском форуме подсчитали количество Су-30МКИ (в общем, данные общеизвестны)

272 единицы

1) 50 первых  производства России
2) 140 производства HAL
3) 40 производства России
4) 42 производства HAL
5) новый заказ на 18 машин для возмещение потерянных в катастрофах 18 Су-30МКИ

мечтают о том, чтобы некоторая часть Су-30МКИ была модернизирована в вариант РЭБ aka EA-18 Growler

Поделиться

3

Re: 14/04/19 - "Супер 30". Жива ли программа?

Они уже 18 штук потеряли? ai

Есть сотни субъективных мнений и объективное моё (с)

Поделиться

4

Re: 14/04/19 - "Супер 30". Жива ли программа?

Леонид пишет:

на индийском форуме подсчитали количество Су-30МКИ (в общем, данные общеизвестны)

272 единицы

1) 50 первых  производства России
2) 140 производства HAL
3) 40 производства России
4) 42 производства HAL
5) новый заказ на 18 машин для возмещение потерянных в катастрофах 18 Су-30МКИ

мечтают о том, чтобы некоторая часть Су-30МКИ была модернизирована в вариант РЭБ aka EA-18 Growler

18 машин, потерянных, всего потеряно на сеголня 13 су-30 всех модификаций, во всех странах. От куда 18 машин то получилось?

Поделиться

5

Re: 14/04/19 - "Супер 30". Жива ли программа?

Danilov пишет:
Леонид пишет:

на индийском форуме подсчитали количество Су-30МКИ (в общем, данные общеизвестны)

272 единицы

1) 50 первых  производства России
2) 140 производства HAL
3) 40 производства России
4) 42 производства HAL
5) новый заказ на 18 машин для возмещение потерянных в катастрофах 18 Су-30МКИ

мечтают о том, чтобы некоторая часть Су-30МКИ была модернизирована в вариант РЭБ aka EA-18 Growler

18 машин, потерянных, всего потеряно на сеголня 13 су-30 всех модификаций, во всех странах. От куда 18 машин то получилось?

данные от индусов

Поделиться

6

Re: 14/04/19 - "Супер 30". Жива ли программа?

вики говорит о 9 потерянных

30 апреля 2009 года Су-30МКИ потерпел крушение в районе Раджастхана , в деревне Раджматхай , примерно в 170 км от Джайсалмера , после того как вылетел из Пуны в обычный боевой вылет, убив одного из двух своих пилотов.[95] министр обороны А. К. Антоний объявил, что вероятной причиной крушения стал "отказ системы fly-by-wire". Флот находился на Земле около трех недель.[16] Однако было установлено, что причиной крушения стало неправильное положение критических выключателей за спиной пилотов и вне их поля зрения. Самолет разбился, когда был включен критический переключатель, отключающий систему управления полетом. Критические переключатели, выявленные следователями, были заблокированы.[96] командир крыла П. С. Нара погиб в результате несчастного случая из-за отказа компонента катапультируемого кресла, который был ослаблен воздействием солнца.[97]

30 ноября 2009 года Су-30МКИ разбился в Джатегаоне, примерно в 40 км от Джайсалмера после предупреждения о пожаре.Оба члена экипажа благополучно катапультировались. В результате весь флот Су-30мкис был заземлен, а причина проблемы исследована. Это было связано со случайным попаданием инородного вещества во впускной канал двигателя.[99][100][101]

13 декабря 2011 года разбился Су-30МКИ, оба пилота благополучно катапультировались. Самолет взлетел с индийской военно-воздушной базы Лохегаон близ Пуны и разбился в деревне Уэйд-Бхолай , в 20 километрах от Пуны. По предварительным данным, крушение произошло из-за неисправности системы fly-by-wire. Командир крыла Гуркират Сингх Сохал, пилот самолета, был награжден медалью Вайю Сена (доблесть).[102]

19 февраля 2013 года Су-30МКИ разбился на полигоне "Сохрань" во время репетиции учения "Железный Кулак". Сразу после завершения учебной миссии правое крыло самолета взорвалось, оба пилота благополучно катапультировались без ущерба для какого-либо имущества или жизни на земле. Для расследования авиакатастрофы был создан Следственный суд [103] [104], а позднее командир крыла ВСО Гаурав Бикрам Сингх Чаухан был награжден медалью Вайю сена (за проявленную отвагу).[105]

14 октября 2014 года самолет Су-30МКИ, выполнявший учебно-тренировочный полет, разбился в 20 км от авиабазы Пуна-Лохегаон. Оба пилота были резко выброшены перед посадкой.[106] [107] в начале ноября 2014 года группа российских экспертов прибыла в Индию для оценки флота Су-30 ВВС, который был заземлен после крушения.Главный маршал авиации Аруп Раха отрицал, что летчики катапультировались намеренно, но "Иркут" обвинил в этом ошибку пилота.[106] суд не стал приписывать крушение неисправным катапультируемым креслам или пилотам и закончилось безрезультатно.[109]

19 мая 2015 года индийский Су-30МКИ потерпел крушение в Лаохова в Нагаонском районе Ассама, причем пилот и второй пилот благополучно катапультировались.[101]

15 марта 2017 года в Бармерском районе Раджастхана разбился Су-30МКИ, ранив трех жителей деревни. Оба пилота благополучно катапультировались.[110]

23 мая 2017 года Су-30МКИ разбился примерно в 60 км от аэродрома Тезпур, два члена экипажа погибли.[111][112]

27 июня 2018 года Су-30МКИ потерпел крушение в районе Нашика, Индия, во время предварительных испытаний перед передачей ВВС Индии. Оба летчика-испытателя благополучно катапультировались перед крушением.[113]

Поделиться

7

Re: 14/04/19 - "Супер 30". Жива ли программа?

Danilov пишет:
Леонид пишет:

на индийском форуме подсчитали количество Су-30МКИ (в общем, данные общеизвестны)

272 единицы

1) 50 первых  производства России
2) 140 производства HAL
3) 40 производства России
4) 42 производства HAL
5) новый заказ на 18 машин для возмещение потерянных в катастрофах 18 Су-30МКИ

мечтают о том, чтобы некоторая часть Су-30МКИ была модернизирована в вариант РЭБ aka EA-18 Growler

18 машин, потерянных, всего потеряно на сеголня 13 су-30 всех модификаций, во всех странах. От куда 18 машин то получилось?

они знают, что не остановятся на 9 потерянных)

Поделиться

8

Re: 14/04/19 - "Супер 30". Жива ли программа?

netmag пишет:
Danilov пишет:
Леонид пишет:

на индийском форуме подсчитали количество Су-30МКИ (в общем, данные общеизвестны)

272 единицы

1) 50 первых  производства России
2) 140 производства HAL
3) 40 производства России
4) 42 производства HAL
5) новый заказ на 18 машин для возмещение потерянных в катастрофах 18 Су-30МКИ

мечтают о том, чтобы некоторая часть Су-30МКИ была модернизирована в вариант РЭБ aka EA-18 Growler

18 машин, потерянных, всего потеряно на сеголня 13 су-30 всех модификаций, во всех странах. От куда 18 машин то получилось?

они знают, что не остановятся на 9 потерянных)

все таки мудрый народ ))

Поделиться

9

Re: 14/04/19 - "Супер 30". Жива ли программа?

VasYa пишет:

Они уже 18 штук потеряли? ai

У них война со средневековым кастовым феодализмом!  ab  ab  ab  Потери огромные!  ab

Поделиться