1

Тема: Боевые службы РКА, МРК в Средиземном и Южно-Китайком морях

Предлогается восстановить важный этап деятельности ракетных катеров и малых ракетных кораблей-боевая служба.
Флот ВМФ СССР-как инструмент политики Руководства СССР прочно обосновался на ближне-восточном ТВД в Средиземном море с 50-х годов. Постояное присутствие флота позволяло активно проводить внешнию политику СССР в развивающихся странах средиземноморья. Создание и деятельность 5 ОПЭСК ВМФ т.н. Средиземноморской эскадре, отражена в ряде публикаций-воспоминаний по истории флота, НО. но нигде нет упоминаний о РКА и МРК выполняющих задачи боевой службы. Видимо с высоких мостиков гордых кораблей, не разглядели болтаюшихся под бортом представителей "москитного флота"
ИТАК! Что удалось мне восставить.
                              41 БрРКА  Черноморского флота

Впервые командование КЧФ на основе опыта использования ракетных катеров на флоте, задумалось о расширении операционной зоны их боевого применения в 1969 году. На этот год одной из задач 41 БрРКА ставится: - готовить ракетные катера к длительному базированию и несению боевой службы в отдаленных районах. К выполнению этой задачи командование и штаб готовились долго и кропотливо.  В ходе боевой подготовки основной упор делался на отработку организации несения боевой службы ракетными катерами в Средиземном море и участия их в первом ударе по АУГ с началом боевых действий во взаимодействии с ракетными кораблями находящимися на БС. С этой целью был проведён  штурманский поход командного состава РКА и 349 ДРКА в Средиземное море на ПРТБ-33, совместные тренировки  с кораблями 150 БрКА со средствами связи, совместные учения, завершающим этапом подготовки стала совместная ракетная стрельба РКА с РКР «Грозный». В результате сложной и напряженной подготовки бригада подготовлена к слежению и нанесению ракетных ударов по АУГ противника совместно с ракетными кораблями и МРА флота. Подготовка к несению боевых служб РКА в Средиземном море продолжалась и в 1970 г. В августе ПРТБ-33 выходит в Средиземное море для изучения условий базирования РКА в Мерса-Матрухе, Египет. ПМТО Мерса-Матрух начали  создавать в 1968 году, гавань оборудовали 5-ю плавпричалами, подвели электропитание. В 70-м году обстановка была спокойной, база уже функционировала. Обследовав условия стоянки, командир ПРТБ-33 кап 2 ранга Шмарыга доложил о готовности базы к стоянки катеров с определенными ограничениями.                                                                                 В августе 1972 года РКА «Р-83» командир кап 3 ранга Школин Н.К. «Р-84»  командир кап 3 ранга Мазин И.Н. командир КУГ, командир 349 ДРКА кап 2 ранга Гуревич В.М. и ПРТБ-13 командир кап 2 ранга Красниченко В.П.  вышли из Севастополя для выполнения задач боевой службы в Средиземном море. НАЧАЛАСЬ ЭРА БОЕВЫХ СЛУЖБ кораблями 41 БрРКА. В ходе выполнения задач боевой службы проведено учение «Нанесение ракетного удара тактической группы катеров по АУГ по данным наведения с КП 5 ОПЭСК». Катерами пройдено 3056 миль. 25 апреля 1973 г под руководством командира 41 БрРКА  проведён контрольный выход в море РКА «Р-84», «Р-169» и ПРТБ-13 для проверки готовности к выходу на боевую службу в Средиземное море. Проведены учения по буксировки катеров и организации ППДО на рейде. Вывод катера готовы к выполнению задач боевой службы.
11 мая 1973 г РКА года КУГ РКА проекта «205», командир КУГ командир 349 ДнРКА кап 2 ранга Гуревич В.М., «Р-83» командир кап 3 ранга Школин Н.К.на буксире у «МБ-123» и «Р-84» командир кап 3 ранга Мазин И.Н. на буксире у «ПРТБ-13» командир кап 2 ранга Красниченко В.П. вышли из Севастополя для решения задач боевой службы в Средиземное море. В период выполнения задач боевой службы было проведено тактическое учение «Нанесение ракетного удара ТГ РКА по 503 оперативному соеденению из положения слежения» силы обозначения фактически находящиеся на театре, АВУ «Индепенденс» ЭМ УРО «Ричард Е. Берк», СКР  «Вриленд». Катерами пройдено 2362 мили. С боевой службы отозваны в связи  с готовившейся встечей президента США Д. Бушем и генеральным секретарём ЦК КПСС Л.И. Брежневым во Владивостоке.
(Продолжение следует)

Поделиться

2

Re: Боевые службы РКА, МРК в Средиземном и Южно-Китайком морях

( продолжение )

30 октября 1973 года КУГ МРК «Гроза» командир кап 3 ранга Данильченко В.Н. «Бриз» командир кап 3 ранга Завьялов Б.И. командир КУГ кап 2 ранга Пруцков Д.Г. ПРТБ-13 командир кап 2 ранга Красниченко В.П. вышли в Средиземное море для решения задач боевой службы. Во время решения задач 9-11 октября было проведено учение «Нанесение ракетного удара ТГ МРК по АУГ из положения слежения по данным собственных средств» силы обозначения фактические на театре АВУ «Д. Кеннеди» ЭМ УРО «Коннегхем», «Ричард Е. Берк», СКР  «Вриленд», «Ван Вурс». Кораблями пройдено 2700 миль
1 ноября 1974 года КУГ МРК «Бриз» командир кап-л-т Гайтов Ц.Б. «Вихрь» камандир кап-л-т Ивантеев Д.Ф. командир КУГ кап 2 ранга Пруцков Д.Г. и ПРТБ-33 командир кап 2 ранга Шмарыга ? вышли на боевую службу в Средиземное море. При выполнении задач осуществляли слежение оружием за КРУ «Литтел Рок» и провели учение по нанесению ракетного удара по АВУ «Форрестол» и КРА УРО «Лонг бич». Вернулись в базу 17 ноября. Кораблями пройдено 2040 миль.
3 июня 1975 года на боевую службу в Средиземное море вышел КУГ МРК «Гром» командир кап 3 ранга Бондаренко А.И. «Зарница» командир кап 3 ранга Парыгин А.Н, командир КУГ кап 2 ранга Пруцков Д.Г. и ПРТБ-33 камандир кап 2 ранга Шмарыга ?. Задачи на БС типовые 1. Быть  готовым к слежению за АУГ ВМС США и стран НАТО находясь в готовности к их уничтожении с началом боевых действий. 2. Обеспечить безопасность плавания советских торговых и промысловых судов. 3. Быть готовым к деловым заходам в иностранные порты.
11 июля КУГу поставлена задача осуществить разведку, слежение и нанесение условного ракетного удара по АВУ «Форрестол» с проходом им меридиана 22 градуса. Задача успешно решена 12 июля. С 19 по 24 июля корабли осуществили деловой заход в порт Тартус  САР. Возвратились в базу 8 августа. Кораблями пройдено 4100 миль.
2 июня 1976 года на боевую службу в Средиземное море вышел КУГ МРК «Гроза» командир кап-л-т Гречухин М.Д., «Зарница» командир кап 3 ранга Парыгин А.Н., командир КУГ кап 2 ранга Пруцков Д.Г. и ПРТБ-13 командир кап 2 ранга Красниченко В.П. С 19 июня осуществляли слежение оружием за АВУ  «Америка».КР УРО «Ярнел», ФР «Водж» в районе 100 миль юго-восточнее острова Крит в течении 3-х суток. Участие в учениях «Крым-76».  Деловой заход в порт Тартус на рейде острова Руад. Возвращение в базу 12 июля. Кораблями пройдено 3880 миль.
25 июня 1977 года КУГ МРК «Бриз» командир кап 3 ранга Гайтов Ц.Б. «Зарница» камандир кап 3 ранга Парыгин А.Н., командир КУГ кап 2 ранга Пруцков Д.Г. и ПРТБ-13 командир кап 2 ранга Красниченко В.П. вышли на боевую службу в Средиземное море. При решении задач Б.С. проведено опытовое учение по погрузки КР «П-120» с военного транспорта «Вилюй» в 52 точки залива Мерса-Матрух МРК «Бриз» и «Зарница» загрузили по одной КР. Южнее острова Крит корабли загрузили от ПРТБ-13 по 2 ЗУР 9м33. В течении 2 суток МРК «Зарница» выполнял задачу КНС, а МРК «Бриз» задачу слежения оружием за АВУ «Америка», КРА УРО «Лонг бич» и кораблём комплексного снабжения ВМС США в 100 милях севернее Бейрута Ливии.  Деловой заход в порт Тартус САР, Возвращение в базу 1 августа. Кораблями пройдено 6796 миль.
(продолжение следует)

Поделиться

3

Re: Боевые службы РКА, МРК в Средиземном и Южно-Китайком морях

Кстати Катерник, в России есть разработки новых МРК и ракетных катеров с использованием технологии "стелс"(малозаметности)

В мире есть две невозможные штуки,
Что ты не делай и как ни крути...Это,
Двигатель вечный в строгой науке
И правовое устройство в Руси.

Поделиться

4

Re: Боевые службы РКА, МРК в Средиземном и Южно-Китайком морях

(продолжение)

17 июня 1978 г  КУГ МРК  «Бриз» командир кап-л-т Харлов В.В., «Гром» командир кап 3 ранга Бондаренко А.И. командир КУГ кап 2 ранга Пруцков Д.Г. и ПРТБ-33 командир кап 3 ранга Гайтов Ц.Б. вышли на боевую службу в Средиземное море. Выполняли задачу слежения оружием за АВУ «Кити хок». 22-27 июня МРК «Бриз» в составе группы кораблей РКР «Адмирал Головко», БПК «Очаков» совершили официальный визит в порт Латакия САР. МРК «Гром» деловой заход в порт Тартус. 8 августа возвращение в базу. Кораблями пройдено 3560 миль.
23 июля 1979 года КУГ МРК  «Бриз» командир кап-л-т Харлов В.В. «Гром» камандир кап 3 ранга Бондаренко А.И. командир КУГ кап 2 ранга Пруцков Д.Г. и ПРТБ-33 командир кап 2 ранга Гайтов Ц.Б. вышли на боевую службу в Средиземное море. 3 сентября в базу. Кораблями пройдено 3450 миль.
19 сентября 1980 г КУГ МРК «Бриз» командир кап-л-т Яворин В. К. «Зыбь» командир кап 3 ранга Кривцунов В.Д. командир КУГ кап 3 ранга Гречухин М.Д. и ПРТБ -13 командир кап 2 ранга Понаморёв В.А. вышли на боевую службу в Средиземное море. Деловой заход в порт Тартус САР. 20 октября возвращение в базу.Кораблями пройдено 3780 миль.
1981 год МРК «Зыбь» командир кап 3 ранга Кривцунов В.Д. и ПРТБ-13 командир кап 2 ранга Понамарёв В.А. 15 июля вышли на БС. Командир КУГ ?? Гречухин
КУГ МРК «Зарница» командир кап 3 ранга Гусейнов Ф.С.  «Бриз» командир кап 3 ранга Яворин В.К. вышли на БС 15 августа.  МРК возвратились 2 сентября, ПРТБ 15 сентября.
1982 год КУГ МРК «Буря» командир кап 3 ранга Понаморёв В.А «Гром» командир кап-л-т Бордзицкий В.В. командир КУГ кап 2 ранга Бондаренко А.И. и ПРТБ-33 командир  кап 2 ранга Гайтов Ц.Б. 15 апреля вышли на БС. Корабли  в базу 16 июня ПРТБ   31 декабря. 1982 г
1983 год КУГ МРК «Комсомолец Мордовии» командир кап 3 ранга Кривцунов В.Д. «Бриз» командир кап 3 ранга Яворин В.К  «Зарница» командир кап 3 ранга Михайлов В.С. командир КУГ кап 2 ранга Сиденко В.В. и ПРТБ-33 командир кап 2 ранга Гайтов Ц.Б. с 25 мая по 5 августа несли БС.
ПРТБ-13 командир кап 2 ранга Понаморёв В.А. выполняла задачи БС  с 14 января по 27 мая 1983 г
КУГ МРК  «Комсомолец Мордовии» командир кап 3 ранга Кривцунов В.Д. «Бриз» командир кап 3 ранга Яворин В.К командир КУГ кап 3 ранга Харлов В.В. и ПРТБ-33 командир кап 2 ранга Гайтов Ц.Б.  Выполняли задачи боевой службы с 20 ноября по 20 февраля 1984 г МРК «Бриз» вернулся в базу 5 января из-за обрыва лопасти среднего винта.
1984 год  КУГ МРК «Зарница» командир  кап 3 ранга Еранский А.Н. «Комсомолец Мордовии» командир кап 3 ранга Кривцунов В.Д.  Командир КУГ кап 2 ранга Седенко В.В  и ПРТБ-33 командир ??? выполняли задачи БС с  15 мая по 15 июня . В период с 27 мая по 29 мая ТГ МРК в составе КУГ-2 принимала участие в оперативно-тактическом учении 5 ОПЭСК  «Уничтожение АМГ противника ОС РУС во взаимодействии с МРА флота»
1986 год ПРТБ-33 командир ??  с 31 декабря 1985 по 22 июля 1986
ПРТБ-13  ?? с 5 декабря 1986 по 17 июля 1987 г
1989 год  ПРТБ-13 с 4 января по 15 апреля.  ПРТБ-33 с 1 июня по 27 ноября
1990 год ПРТБ-33 с 1 августа по 30 августа 

165 БрРКА  Тихоокеанского флота

Историю начала боевых служб в Южно-Китайском море  ПМТО Камрань165 БрРКА ТОФ, В 1984 г положил МРК «Муссон» командир кап 3 ранга Филиппов В.В. В этом же году 22 июня в Камрань прибыл МРК «Бриз», командир кап 3 ранга Яворин В.К. совершающий переход из Севастополя во Владивосток, преданный из 41 БрРКА ЧФ в 165 БрРКА ТОФ, и задержался  там до 6 мая 1985 г. На ЧФ МРК «Бриз» был известный ходок на боевые службы в Средиземное море,отнёс он их в количестве восьми, во время последней службы с  21 ноября 1983 на 1984 год у корабля оторвалась лопасть среднего винта. ГК ВМФ адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков приказал провести опытовое учение по восстановлению боевой готовности корабля боевой службы и 5 января 1984 г МРК «Бриз» прибыл в Севастополь. На всё отводилось 10 суток, разгрузка, доковый ремонт, загрузка, выход на БС. Командование дивизиона, корабля с поставленной задачей справилось и 16 января он был готов к выходу. Выход отменили, пришла директива ГШ ВМФ подготовить его к передачи на ТОФ и несении боевой службы в ПМТО Камрань. С этой задачей то же справились, передали его в Севастополе комиссии 165 БрРКА под руководством кап 3 ранга Белого и 3 марта 1984 г корабль начал переход под буксиром  на ТОФ, через Суэцкий канал. По прибытию в Камрань вошёл в состав 119 БрНК 17 ОПЭСК.
С мая 1985 г по май 1986 г боевую службу в ПМТО Камрань несут МРК «Циклон» 165 БрРКА ТОФ, командир кап 3 ранга Чернов С.А. и МРК «Тайфун» 89 БрРКА КВФ ТОФ, командир кап 3 ранга Кузьмин А.П
В апреле 1986 г к ним на смену приходит МРК «Смерч» 165 БрРКА ТОФ, командир кап-л-т Калашников  М.З и выполняет задачи боевой службы до июля 1987 года.
10 мая 1987 г на смену МРК «Смерч» в Камрань приходит МРК «Бриз» 165 БрРКА ТОФ командир кап 3 ранга Гребенник Ю.С. и выполняет задачи боевой службы до 20 мая 1988 г.
В дальнейшем МРК боевые службы в Камрани не несли так как все были преданы в 89 БрРКА КВФ ТОФ на Камчатку.
НО! Но эстафету боевых служб 165 БрРКА ТОФ подхватывают РКА проекта 1241.1 «Молния». Поступившие на флот на замену РКА проекта 205 всех модификаций, РКА пр 1241.1 обладали мощными боевыми возможностями, а самое главное имели прекрасные условия обитаемости личного состава, что позволяло им длительное время находится в отрыве от основного соединения.
  Первой ласточкой был РКА  «Р-45» командир кап-л-т Ишмуратов Ф.М. задачи боевой службы выполнял 1988 -1989 годах                                                                                                                 Его меняет РКА    «Р-83» командир кап-л-т Кожунов Е.П. выполнял задачи БС  в Камрани 1989-1990 г
В 1990 г на боевую службу в Камрань уходит РКА «Р-76» командир кап-л-т Витко А.В.
Выполняет задачи по 1991 г
  В 1991 г выполнять задачи БС в Камрань выходит РКА «Р-261» командир кап –л-т Заолесский А.А. задачи выполнял по 1992 г в течении 8 месяцев
На этом  славный этап вклада в боевые службы исторической летописи 165 БрРКА ТОФ закончился. Несомненно, накопленный опыт несения боевых служб, когда-то при возрождении  Флота будет востребован, но самое грустное, что его уже не кому будет передавать

Поделиться

5

Re: Боевые службы РКА, МРК в Средиземном и Южно-Китайком морях

Спасибо за подробные сведения по биографиям РКА и МРК советского ВМФ. Собрать информацию ПО ВСЕМ советским  боевым катерам (артиллерийским, торпедным, ракетным) и МРК, наверное, будет сложновато - их в совокупности несколько тысяч. Это все равно что проследить за биографией, скажем, каждого самолета МиГ-23. Но, как говорится, дорогу осилит идущий.

Поделиться

6

Re: Боевые службы РКА, МРК в Средиземном и Южно-Китайком морях

Абсолютно неинтересная тема на мой взгляд, разве что кому кто служил на катерах, я спросил катерника про проэкты какие новые, а он как поп на проповеди-талдичит своё и хоть кол на голове теши...

В мире есть две невозможные штуки,
Что ты не делай и как ни крути...Это,
Двигатель вечный в строгой науке
И правовое устройство в Руси.

Поделиться

7

Re: Боевые службы РКА, МРК в Средиземном и Южно-Китайком морях

Абсолютно неинтересная тема на мой взгляд, разве что кому кто служил на катерах, я спросил катерника про проэкты какие новые, а он как поп на проповеди-талдичит своё и хоть кол на голове теши...


не интересна тема - кури бамбук и не лезь. Заведи новую ветку и  вперед по солнечным реям - "проЭкты какие новые". Человек хочет обсудить (восстановить) реальню тему -  применение ВМФ в мирное время в советские годы.

Поделиться