Тема: FCAS. Пилот будет "капитаном футбольной команды"
В конце ноября 2018 года в Париже (Франция) состоялась конференция Innovation Défense, где участники обсудили перспективы и возможности разрабатываемой европейской воздушной боевой системы по программе FCAS, сообщает The Restless Technophile (31 января 2019).
Пилотируемый демонстрант должен подняться в воздух в 2025 году, принятие на вооружение намечается на 2040 год. В отличие от программ Tornado или Eurofighter, проект FCAS не ограничится созданием только самолета. Это будет группа в виде боевого самолета, роя беспилотников и сетецентрики.
Проект возглавляет генерал ВВС Франции Бретон. Он считает, что огромное значение приобретут возможности обновления электронного оборудования и ПО. Сегодня можно двумя кликами обновить смартфон, но на истребителе это сделать невозможно, так как необходимо знать влияние обновления на другие бортовые системы. Однако в перспективном самолете обновления должны идти очень быстро.
Создание искусственного интеллекта будет очень важным для программы FCAS. Отдельные элементы ИИ будут апробироваться на истребителе Rafale с 2025 года. Перехват самолетов и воздушный бой будут выполняться пилотируемым истребителем. Пилот самолета будет выполнять роль капитана "футбольной команды", управляя приданными ему беспилотниками.
Самолет будет иметь более мощную силовую установку с большой генерацией электроэнергии, чем Rafale. Кроме того, есть требование обеспечить базирование на авианосцах.
Генерал считает, что до принятия не вооружение FСAS пройдет достаточно много времени, и поэтому концепт должен быть гибким, чтобы учитывать новые веяния и тенденции, которые будут появляться по ходу реализации проекта. Самолет должен быть стелс, в настоящее время машина мыслится в бесхвостой схеме, следовательно, надо решить проблемы управляемости без вертикального и горизонтального оперения. Возможно использование управления вектором тяги двигателей.
Вокруг самолета будет формироваться рой беспилотников самого разного назначения, массой от нескольких килограммов до одной тонны, это будут аппараты без повторного использования. Необходимо наличие высокоскоростной и надежной спутниковой связи. Кибербезопасность будет ключевым вопросом.
На вопрос о том, как FCAS будет взаимодействовать с истребителем F-35, Бретон ответил, что американский самолет работает как Iphone, то есть как замкнутая система. "Нам необходимо ввести более открытые системы обмена информацией на уровне НАТО или Европы", сказал он.
Л.Н.
5 февраля 2019
FCAS - Future Combat Air System. Самолет или беспилотник?
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=7482
"Матрешка" FCAS - в системе и NGF, и NGW
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=22736
Закат пятого поколения. Шестое может быть "удивительным"
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=23565