Тема: Сколько стелса дает форма самолета?

На известном пакистанском военном форуме defence.pk говорится, что 80% малозаметности дает форма самолета (внешние очертания)

80% of stealth is aircraft shape.

Помните, всегда были смешки что вот де по внешнему виду определяют, какой у кого ЭПР. Да, именно по внешнему виду можно сказать, есть стелс у самолета или нет. У F-22 есть стелс, у ПАКФА стелса, увы, нет. 

Там же приводится известное заявление одного из австралийских пилотов (участник учений Red Flag), что «одним из самых сильных разочарований его жизни было то, что он видел глазами F-22, но его ЭПР была настолько мала, что на экране радара отметка от самолета отсутствовала, и я не мог применить по нему оружие».

Мне вот видится, что стелс не делает самолет полностью невидимым, но играет громадную роль в его выживаемости. Очень малая ЭПР заставляет истребитель противника все время терять его из виду (срыв сопровождения), что делает невозможным применение оружия. Это все равно, что выставить - один на один - двух стрелков, из которых один обладает нормальным зрением и прекрасно видит противника, а второй страдает близорукостью -5 диоптрий и уйму времени теряет на то, чтобы хотя бы обнаружить своего визави. Конечно, исход такой дуэли очевиден.

Поэтому даже маленькое преимущество по стелсу дает воздушному бойцу неоценимое тактическое превосходство

Ну что, закатим еще один холивар по стелсам? ))

Поделиться

2

Re: Сколько стелса дает форма самолета?

Леонид пишет:

Очень малая ЭПР заставляет истребитель противника все время терять его из виду (срыв сопровождения), что делает невозможным применение оружия.

- Неверная аналогия: малая ЭПР резко уменьшает дальность обнаружения стелс-самолёта посредством БРЛС, - в 5-10-20 раз.  То есть: стелс-самолёт видит и может пустить ракету/ракеты по самолёту 4-го поколения до того, как сам будет обнаружен самолётом 4-го поколения, причём тут Су-35С сделан ещё огромный комплимент, на самом деле возможности его БРЛС много слабее, - F-22/F-35 успеют выпустить по нему несколько ракет, проверяя результат после пуска каждой, не входя в зону обнаружения Су-35С:

http://aviationweek.com/site-files/aviationweek.com/files/uploads/2016/06/13/F-Stealth_diagram1.jpg

"Я не червонец, чтобы всем нравиться."   В.В. Маяковский
Хоббиhttp://www.sentido.ru/senteam.php?id_user=20

Поделиться

3

Re: Сколько стелса дает форма самолета?

про срывы сопровождения F-35 на учениях Ред Флэг с большим удовлетворением сообщал генерал Крис Богдан (тоглашний руководитель программы)

самолет то появляется, то исчезает - очень неприятное чувство для противника ))

Поделиться

4

Re: Сколько стелса дает форма самолета?

Леонид пишет:

про срывы сопровождения F-35 на учениях Ред Флэг с большим удовлетворением сообщал генерал Крис Богдан (тоглашний руководитель программы)

самолет то появляется, то исчезает - очень неприятное чувство для противника ))

- ""Он то появляется, то исчезается" - как раз на границе его обнаружения. Если он дальше - ЕГО НЕТ СОВСЕМ. И НЕИЗВЕСТНО ГДЕ ОН И БЫЛ ЛИ ВООБЩЕ.

То есть: фронтальная ЭПР F-22 ~0.0001 м². С переднего сектора Су-27 сможет его увидеть на дальности 7.6 км.  Вот в районе этой дальности +/-5 км он и будет то появляться, то исчезать.   А если он будет на дальности, например, 12+ км, то он не появляться, ни исчезать не будет.  ОН НЕ БУДЕТ ОБНАРУЖЕН ВООБЩЕ.

"Я не червонец, чтобы всем нравиться."   В.В. Маяковский
Хоббиhttp://www.sentido.ru/senteam.php?id_user=20

Поделиться

5

Re: Сколько стелса дает форма самолета?

"то появляется, то исчезает"

на определенном расстоянии во фронтальной проекции он невидим на радаре

а вот с этого ракурса он появился

и снова исчез

Поделиться

6

Re: Сколько стелса дает форма самолета?

Леонид пишет:

"то появляется, то исчезает"

на определенном расстоянии во фронтальной проекции он невидим на радаре

а вот с этого ракурса он появился

и снова исчез

- Все верно, только разница между между дальностью обнаружения стелс под ракурсом 0/4 и 3/4 будет отличаться лишь раза в полтора-два, но не в 10-20... Корень 4-ой степени из ЭПР, это надо всегда помнить.

"Я не червонец, чтобы всем нравиться."   В.В. Маяковский
Хоббиhttp://www.sentido.ru/senteam.php?id_user=20

Поделиться

7

Re: Сколько стелса дает форма самолета?

Вуду пишет:
Леонид пишет:

Очень малая ЭПР заставляет истребитель противника все время терять его из виду (срыв сопровождения), что делает невозможным применение оружия.

- Неверная аналогия: малая ЭПР резко уменьшает дальность обнаружения стелс-самолёта посредством БРЛС, - в 5-10-20 раз.  То есть: стелс-самолёт видит и может пустить ракету/ракеты по самолёту 4-го поколения до того, как сам будет обнаружен самолётом 4-го поколения, причём тут Су-35С сделан ещё огромный комплимент, на самом деле возможности его БРЛС много слабее, - F-22/F-35 успеют выпустить по нему несколько ракет, проверяя результат после пуска каждой, не входя в зону обнаружения Су-35С:

http://aviationweek.com/site-files/aviationweek.com/files/uploads/2016/06/13/F-Stealth_diagram1.jpg

Есть странности. ЭПР у F-16, без сомнения меньше чем у Су-35, а у F-15 меньше чем у Су-27

Поделиться

Re: Сколько стелса дает форма самолета?

Леонид пишет:

На известном пакистанском военном форуме defence.pk говорится, что 80% малозаметности дает форма самолета (внешние очертания)

80% of stealth is aircraft shape.

Там же приводится известное заявление одного из австралийских пилотов (участник учений Red Flag), что «одним из самых сильных разочарований его жизни было то, что он видел глазами F-22, но его ЭПР была настолько мала, что на экране радара отметка от самолета отсутствовала, и я не мог применить по нему оружие».

Маркетинговые страшилки...
Я тоже частенько вижу суслика. Или не вижу. Всё зависит от желания

Леонид пишет:

Помните, всегда были смешки что вот де по внешнему виду определяют, какой у кого ЭПР. Да, именно по внешнему виду можно сказать, есть стелс у самолета или нет. У F-22 есть стелс, у ПАКФА стелса, увы, нет.

Внешний вид - один из множества компонентов технологии снижения заметности. Обоснуйте, если не трудно, откуда такой вывод?

Леонид пишет:

Мне вот видится, что стелс не делает самолет полностью невидимым, но играет громадную роль в его выживаемости. Очень малая ЭПР заставляет истребитель противника все время терять его из виду (срыв сопровождения), что делает невозможным применение оружия. Это все равно, что выставить - один на один - двух стрелков, из которых один обладает нормальным зрением и прекрасно видит противника, а второй страдает близорукостью -5 диоптрий и уйму времени теряет на то, чтобы хотя бы обнаружить своего визави. Конечно, исход такой дуэли очевиден.

Поэтому даже маленькое преимущество по стелсу дает воздушному бойцу неоценимое тактическое превосходство

Насчет громадной роли и "неоценимое превосходство" - это Вы загнули. Дополнительная возможность нанести удар первым, я бы так сказал. Кстати, весьма даже оценимая. Тысячи научных статей достаточно полно описывают основы технологии
И сравнение стрелков очень похоже на сравнение "Т-72 - М60". Тут уж холивар как есть

Леонид пишет:

Ну что, закатим еще один холивар по стелсам? ))

Благодарю за расширение кругозора ab Луркоморье мне в помощь

Поделиться

9

Re: Сколько стелса дает форма самолета?

Внешний вид - один из множества компонентов технологии снижения заметности. Обоснуйте, если не трудно, откуда такой вывод?

"рваное днище"
Прямые практически мотогондолы
никакого экранирования сопел двигателей
никаких РПМ - в сапогах ходят по планеру

впрочем, все это уже освещалось в СМИ

Поделиться

10

Re: Сколько стелса дает форма самолета?

HZ66 пишет:
Вуду пишет:

http://aviationweek.com/site-files/aviationweek.com/files/uploads/2016/06/13/F-Stealth_diagram1.jpg

- Эта схема нарисована из рекламных предпосылок того, что дальность обнаружения "Ирбиса" цели с ЭПР-3 м² порядка 350-400 км. Это чрезвычайно завышенные данные.

Есть странности. ЭПР у F-16, без сомнения меньше чем у Су-35

- У F-16 фронтальная ЭПР~1 м² (без подвесок), у Су-35С - порядка 4-6 м² (без подвесок), "если повар нам не врёт" - самолёт цельнодюралевый...

... а у F-15 меньше чем у Су-27


- У "старого" F-15 примерно сопоставим с Су-27, - порядка 15 м² с подвесками УРВВ. Говорят, что у нового F-15E за счёт РПМ ЭПР резко уменьшили. Может врут...

"Я не червонец, чтобы всем нравиться."   В.В. Маяковский
Хоббиhttp://www.sentido.ru/senteam.php?id_user=20

Поделиться

11

Re: Сколько стелса дает форма самолета?

Леонид пишет:

На известном пакистанском военном форуме defence.pk говорится, что 80% малозаметности дает форма самолета (внешние очертания)

- Насчёт 80% - это, пожалуй, преувеличение.  Но изначальное соблюдение ВСЕХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПО СТЕЛС-ФОРМЕ - это чистая правда. 
Всё зависит от самого самолёта - у F-117 и B-2 чрезвычайно специфическая структура обшивки, играющая огромную роль в снижении ЭПР, там обшивка очень толстая, очень многослойная.   У F-22 и F-35 структура обшивки совершенно другая.  Во-первых, она полностью из углепластиков. Слои РПМ (минимум три) вовсе не такие толстые, как обшивка F-117 и B-2.

В общем, там проценты высчитывать, ИМХО, может всерьёз только тот, кто этот аппарат создаёт и промеряет многократно его ЭПР в процессе создания.
Со стороны можно очень сильно обсчитаться...
  bw  be

"Я не червонец, чтобы всем нравиться."   В.В. Маяковский
Хоббиhttp://www.sentido.ru/senteam.php?id_user=20

Поделиться

12

Re: Сколько стелса дает форма самолета?

Вуду пишет:
Леонид пишет:

На известном пакистанском военном форуме defence.pk говорится, что 80% малозаметности дает форма самолета (внешние очертания)

- Насчёт 80% - это, пожалуй, преувеличение.  Но изначальное соблюдение ВСЕХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПО СТЕЛС-ФОРМЕ - это чистая правда. 
Всё зависит от самого самолёта - у F-117 и B-2 чрезвычайно специфическая структура обшивки, играющая огромную роль в снижении ЭПР, там обшивка очень толстая, очень многослойная.   У F-22 и F-35 структура обшивки совершенно другая.  Во-первых, она полностью из углепластиков. Слои РПМ (минимум три) вовсе не такие толстые, как обшивка F-117 и B-2.

В общем, там проценты высчитывать, ИМХО, может всерьёз только тот, кто этот аппарат создаёт и промеряет многократно его ЭПР в процессе создания.
Со стороны можно очень сильно обсчитаться...
  bw  be

80% это наверняка слишком

но 50% наверняка будет, ибо неправильные с точки зрения стелс формы никакими РПМ не сможешь "залатать" - например, прямые мотогондолы - это уже родинка до гроба, никак не смоешь

Поделиться

13

Re: Сколько стелса дает форма самолета?

Леонид пишет:

80% это наверняка слишком

но 50% наверняка будет, ибо неправильные с точки зрения стелс формы никакими РПМ не сможешь "залатать" - например, прямые мотогондолы - это уже родинка до гроба, никак не смоешь

- Конечно.  Соблюдение требований формы - обязательное условие создания стелс-самолёта. Условие совершенно необходимое, но не достаточное...

Разумеется входные устройства Су-57 - это просто "плевок в лицо" всем представлениям о стелс-технологиях.  Лютые враги для него такого бы нарочно не придумали...  bn И от "этого зоопарка" я лет семь уже просто "хуею", как та семилетняя девочка из анекдота, "в письме в редакцию", не могу никак понять ход мыслей Давиденко...  bw  bl  bn

"Я не червонец, чтобы всем нравиться."   В.В. Маяковский
Хоббиhttp://www.sentido.ru/senteam.php?id_user=20

Поделиться

14

Re: Сколько стелса дает форма самолета?

Леонид пишет:

Внешний вид - один из множества компонентов технологии снижения заметности. Обоснуйте, если не трудно, откуда такой вывод?

"рваное днище"
Прямые практически мотогондолы
никакого экранирования сопел двигателей
никаких РПМ - в сапогах ходят по планеру

впрочем, все это уже освещалось в СМИ

Я, грешным делом, подумал, что мы оцениваем проектную эффективность самолета, а оказалось - опытный отработчик технологий...

Поделиться

15

Re: Сколько стелса дает форма самолета?

Балабол пишет:
Леонид пишет:

Внешний вид - один из множества компонентов технологии снижения заметности. Обоснуйте, если не трудно, откуда такой вывод?

"рваное днище"
Прямые практически мотогондолы
никакого экранирования сопел двигателей
никаких РПМ - в сапогах ходят по планеру

впрочем, все это уже освещалось в СМИ

Я, грешным делом, подумал, что мы оцениваем проектную эффективность самолета, а оказалось - опытный отработчик технологий...

- А зачем "опытный отработчик технологий" создавать в нарушении всех мыслимых правил и норм?!  За каким хреном это было надо делать именно так, а не по-умному??

"Я не червонец, чтобы всем нравиться."   В.В. Маяковский
Хоббиhttp://www.sentido.ru/senteam.php?id_user=20

Поделиться

16

Re: Сколько стелса дает форма самолета?

Балабол пишет:
Леонид пишет:

Внешний вид - один из множества компонентов технологии снижения заметности. Обоснуйте, если не трудно, откуда такой вывод?

"рваное днище"
Прямые практически мотогондолы
никакого экранирования сопел двигателей
никаких РПМ - в сапогах ходят по планеру

впрочем, все это уже освещалось в СМИ

Я, грешным делом, подумал, что мы оцениваем проектную эффективность самолета, а оказалось - опытный отработчик технологий...

То есть, поступивший на войсковые испытания СУ-57, не правильной формы и с не правильными двигателями.....так что они там испытывают???

Поделиться

17

Re: Сколько стелса дает форма самолета?

S-воздухозаборники

Поделиться

18

Re: Сколько стелса дает форма самолета?

Вопрос, к знатокам, а разве включение БРЛС не демаскирует самолет?

Поделиться

19

Re: Сколько стелса дает форма самолета?

Danilov пишет:

Вопрос, к знатокам, а разве включение БРЛС не демаскирует самолет?

это к Вуду. В который уже раз прочтет лекцию. Преподаватель ))

Поделиться

20

Re: Сколько стелса дает форма самолета?

Вуду пишет:
Балабол пишет:
Леонид пишет:

"рваное днище"
Прямые практически мотогондолы
никакого экранирования сопел двигателей
никаких РПМ - в сапогах ходят по планеру

впрочем, все это уже освещалось в СМИ

Я, грешным делом, подумал, что мы оцениваем проектную эффективность самолета, а оказалось - опытный отработчик технологий...

- А зачем "опытный отработчик технологий" создавать в нарушении всех мыслимых правил и норм?!  За каким хреном это было надо делать именно так, а не по-умному??

"Ы!!! Операция Ы!!!
А почему Ы?
Чтобы никто не догадался!"

Поделиться