Тема: Трудности ремонта

03.01.14 ПОСТРАДАВШИЙ ОТ ПОЖАРА СТЕЛС-БОМБАРДИРОВЩИК В-2 ВЕРНУЛСЯ В СТРОЙ
http://www.militaryparitet.com/ttp/data/ic_ttp/6348/

Оказалось, композит резать труднее чем металл...

первый сгорел как картонный самолетик

нужно и в рамках программы Т-50 (ПАК ФА) озаботиться созданием необходимых инструментов для оперативной резки планера

Поделиться

2

Re: Трудности ремонта

Режут композиты твердосплавными резцами, по составу близкими к знакомому всем "победиту".
Проблема связана с перегревом режущего инструмента вызванная низкой теплопроводностью композита( в сотни раз меньше металла), а так же с наличием сверхтвердых углеродных/борных/оксидных волокон( твердость выше стали) вызывающих сильный механический износ.
При резке металла 90% тепла уходит к стружку, большая часть остального тепла в деталь, и совсем незначительная часть уходит в резец. У композита 95% тепла уходит в резец. Жидкие охлаждающие среды в резке композитов запрещены.
+ повышенная упругость композита приводит к сильному износу задней поверхности резца из-за релаксации ниже линии среза( т.е. изнашивается сторона обратная режущей). Если для металла эта составляющая невелика, то для композита сила воздействия на задней поверхности составляет 30-40% от всего усилия резания.

З.Ы.
Отдельная песня это резка конструкций сотовым заполнителем.

Поделиться

Re: Трудности ремонта

Hermes пишет:

Режут композиты твердосплавными резцами, по составу близкими к знакомому всем "победиту".

Вы подразумеваете резание композитов (кстати, какие чаще всего композиты в самолётостроении? полимеры? карбонаты? углерод-углеродные?) инструментом, изготовленным из ВК? Или близость этого самого ВК материалам типа эльбора/кубонита/гексанита?

Отредактировано romanmasyukov (04.01.2014 17:36:44)

Честь Родины отстаивают на борту крейсера, а не на палубе яхты.

Поделиться

4

Re: Трудности ремонта

romanmasyukov

Я имел ввиду волокнистые( как минимум) полимерные композиты(хотя в металлических волокнистым композитах я тоже понимаю и работал с ними). Это могу быть любые материалы на основе полимеров наполненные волокнами и частицами. Применяться они так же могут везде где возможно. Природа волокон наиболее сильно влияет на выбор резца и его заточку. Боропластик( на данный момент невероятная редкость) например можно всего 1 раз просверлить 1 резцом без его дополнительной заточки. Всего 1 операция сверления и резец затупляется. А все из-за очень высокой жесткости(модуля упругости) волокон, чем она выше тем жестче нужен резец.

Для резца важна механическая прочность и теплостокость. Применяют в основном вольфрамовые "сплавы" ВК. Хотя используют и двух- трех-карбидные "сплавы" типа ТК- и ТТК-. Характеристики зависят от доли металлической матрицы твердого "сплава", чем больше кобальта тем прочнее и тем менее износостойкий. Западные материалы обычно трехкарбидные, имеющие кобальтовую матрицу и керамику в составе TaC, WC, TiC. Существенное отличие западных аналогов это размер частиц керамики. Для немецких материалов это наноразмер и более чем в 7 раз увеличенная износостойкость, по сравнению с "ненано". В оптический микроскоп частицы керамики в таком сплаве не разглядеть.
Стеклопластики и некоторые виды органопластиков можно резать быстрорежущими сталями, но лучше с твердым покрытием.

З.Ы.

Касаемо  нитрида бора и его кристаллических модификаций. Я достаточно хорошо знаком с его гексогональной формой, которая используется как высокотемпературная твердая смазка и имеет очень низкий коэффициент трения и износостойкость. Кубическая кристаллическая форма используется как абразив, так же как алмаз. Отрезных кругов из нитрида бора я никогда не видел. Есть куча полировальных составов для ювелирки на основе кубического нитрида бора, по виду они напоминают пластилин. Но этот материал как абразив несколько более нежный( он менее твердый), чем карбид вольфрама. Их используют для финальной полировки.
Но! Мой личный опыт показывает что получить исключительно кубическую или исключительно гексогональную форму невозможно, так же как и невозможно их разделить. Поэтому сырье всегда содержит примеси( в виде других кристаллических форм), которые ухудшают свойства. И поэтому этот материал всегда будет иметь недостатки как твердая смазка( из-за включений абразивной фазы), так и как абразив( из-за примесей твердой смазки, которая снижает износостойкость).

Поделиться

Re: Трудности ремонта

Sorry, Hermes, то ли я не совсем ясно вопрос сформулировал, то ли Вы слишком уж академично стараетесь изложить ab
Скорее всего, у меня хреново сформулировано bk
О быстрорезе, твёрдых сплавах и СТСМ знаю не понаслышке. Не один год. И юзать приходилось как родные, так и немецкие, японские, шведские, израильские, швейцарские и т.д. фрезы/резцы.
В данном вопросе хотел уточнить именно:
1) какие КМ преимущественно используются в авиастроении;
2) что подразумевалось под "победитом" применительно к обработке КМ - собственно ли серия ВК, или же твёрдые сплавы в целом.
По второму пункту уяснил, а вот в первом понимания чего-то не возникло bn

Честь Родины отстаивают на борту крейсера, а не на палубе яхты.

Поделиться

Re: Трудности ремонта

Кстати!
Инструмент с напылением из нитрида бора (про форму без понятия, кубический ли он, гексагональный ли, вюрцитоподобный ли - АХЕЗ) я видел где-то с год назад. И как раз-таки круги. Круги маленькие, диаметром где-то 100 мм - 120 мм и толщиной примерно в 0,5 мм. Не знаю уж, за каким хером они понадобились, но тогдашнее моё начальство решило ими отовариться... Штук несколько приобрели.

Отредактировано romanmasyukov (04.01.2014 19:18:04)

Честь Родины отстаивают на борту крейсера, а не на палубе яхты.

Поделиться