11

Re: Российская космонавтика застряла на Королеве

Леонид пишет:

например, ответить на вопрос - почему после смерти Королева не дошли до нужных кондиций программы "Энергия", "Буран", малых космопланов - а ведь огромные деньги и усилия тратились - вероятно, это были просто направления неверные, неправильные

Потому, что нужно понимать принципиальное различие Бурана и Шатлла.
Хоть они и визуально похожи, но Шатл это и есть ракета прикрепленная к огромному бензобаку и паре ускорителей. Это была многоразовость.
А вот связка Буран+Энергия это два самостоятельных объекта, полноценная супертяж ракета и полезная нагрузка без движков прикрепленная сбоку.
СССР не смог создать компактных движков и потому их пришлось приделывать к Энергии.
Потому Буран в отличии от Шатлла - это просто планер за космоденьги, если позволите - его косплей.

Поделиться

12

Re: Российская космонавтика застряла на Королеве

arkadiyssk пишет:
Леонид пишет:

например, ответить на вопрос - почему после смерти Королева не дошли до нужных кондиций программы "Энергия", "Буран", малых космопланов - а ведь огромные деньги и усилия тратились - вероятно, это были просто направления неверные, неправильные

Потому, что нужно понимать принципиальное различие Бурана и Шатлла.
Хоть они и визуально похожи, но Шатл это и есть ракета прикрепленная к огромному бензобаку и паре ускорителей. Это была многоразовость.
А вот связка Буран+Энергия это два самостоятельных объекта, полноценная супертяж ракета и полезная нагрузка без движков прикрепленная сбоку.
СССР не смог создать компактных движков и потому их пришлось приделывать к Энергии.
Потому Буран в отличии от Шатлла - это просто планер за космоденьги, если позволите - его косплей.

Не совсем так. Ну во первых многоразовость Шаттла была относительной. Твердотопливные ускорители опускались на парашютах.  Они получали повреждения при ударе о воду, соленая вода разъедала горячие двигатели. Поэтому повторно использовались только элементы ускорителей. Во вторых Буран был не просто планер. Он имел собственную двигательную установку, с помощью которой доводился до заданной орбиты, и мог совершать манёвры на орбите.

Отредактировано Janos Hunyadi (04.10.2017 15:50:40)

Поделиться

13

Re: Российская космонавтика застряла на Королеве

Хорошо, что на Королеве, а не на Рогозине!

Поделиться

14

Re: Российская космонавтика застряла на Королеве

Janos Hunyadi пишет:

Не совсем так. Ну во первых многоразовость Шаттла была относительной. Твердотопливные ускорители опускались на парашютах.  Они получали повреждения при ударе о воду, соленая вода разъедала горячие двигатели. Поэтому повторно использовались только элементы ускорителей. Во вторых Буран был не просто планер. Он имел собственную двигательную установку, с помощью которой доводился до заданной орбиты, и мог совершать манёвры на орбите.

Вы копаетесь в деталях, ретушируя ими суть различий.
Стоимость запуска Бурана была в разы выше Шатла, т.к. что бы его запустить на орбиту приходилось создавать огромную одноразовую ракету - Энергию.
А что бы запустить Шатлл к нему просто прикреплялась большая канистра с топливом.

То что у Бурана были движки маневренные - ни о чем не говорит - у Шатлла так же были маневренные движки в довесок к маршевым RS-25.

Еще раз - Буран дорогостоящий косплей СпейсШатлла. Один раз выступили на радость стране и миру, посмотрели ценник поплакали и закрыли программу.

Поделиться

15

Re: Российская космонавтика застряла на Королеве

arkadiyssk пишет:
Janos Hunyadi пишет:

Не совсем так. Ну во первых многоразовость Шаттла была относительной. Твердотопливные ускорители опускались на парашютах.  Они получали повреждения при ударе о воду, соленая вода разъедала горячие двигатели. Поэтому повторно использовались только элементы ускорителей. Во вторых Буран был не просто планер. Он имел собственную двигательную установку, с помощью которой доводился до заданной орбиты, и мог совершать манёвры на орбите.

Вы копаетесь в деталях, ретушируя ими суть различий.
Стоимость запуска Бурана была в разы выше Шатла, т.к. что бы его запустить на орбиту приходилось создавать огромную одноразовую ракету - Энергию.
А что бы запустить Шатлл к нему просто прикреплялась большая канистра с топливом.

То что у Бурана были движки маневренные - ни о чем не говорит - у Шатлла так же были маневренные движки в довесок к маршевым RS-25.

Еще раз - Буран дорогостоящий косплей СпейсШатлла. Один раз выступили на радость стране и миру, посмотрели ценник поплакали и закрыли программу.

CCCР рассчитывал получить экономическую отдачу за счет использования универсального носителя "Энергия", причем в разных конфигурациях - он будет поднимать и "Буран", и огромные блоки новой орбитальной станции "Полюс", и полеты на Луну и Марс, и отправку аппаратов в дальний космос, и запуск сонма спутников на геостационарку... ничего этого, увы, не случилось - для этой ракеты не было полезных нагрузок, как писали уже в конце 80-х

Поделиться

16

Re: Российская космонавтика застряла на Королеве

Леонид пишет:
arkadiyssk пишет:
Janos Hunyadi пишет:

Не совсем так. Ну во первых многоразовость Шаттла была относительной. Твердотопливные ускорители опускались на парашютах.  Они получали повреждения при ударе о воду, соленая вода разъедала горячие двигатели. Поэтому повторно использовались только элементы ускорителей. Во вторых Буран был не просто планер. Он имел собственную двигательную установку, с помощью которой доводился до заданной орбиты, и мог совершать манёвры на орбите.

Вы копаетесь в деталях, ретушируя ими суть различий.
Стоимость запуска Бурана была в разы выше Шатла, т.к. что бы его запустить на орбиту приходилось создавать огромную одноразовую ракету - Энергию.
А что бы запустить Шатлл к нему просто прикреплялась большая канистра с топливом.

То что у Бурана были движки маневренные - ни о чем не говорит - у Шатлла так же были маневренные движки в довесок к маршевым RS-25.

Еще раз - Буран дорогостоящий косплей СпейсШатлла. Один раз выступили на радость стране и миру, посмотрели ценник поплакали и закрыли программу.

CCCР рассчитывал получить экономическую отдачу за счет использования универсального носителя "Энергия", причем в разных конфигурациях - он будет поднимать и "Буран", и огромные блоки новой орбитальной станции "Полюс", и полеты на Луну и Марс, и отправку аппаратов в дальний космос, и запуск сонма спутников на геостационарку... ничего этого, увы, не случилось - для этой ракеты не было полезных нагрузок, как писали уже в конце 80-х

Да, Вы правы Энергию предполагалось использовать часто, а это снижало стоимость. В частности на Полюсе предполагалось использовать мощный боевой газодинамический лазер мощностью 100 квт, который полностью был отработан на Земле. Планов было громадьё, хотя вряд ли они могли быть в полной мере реализованы даже при сохранении СССР и высокой цены на нефть. Уж больно это дорого частое использование сверхтяжа. Только многоразовость может решить проблему, всё зависит от того  будет ли столько заказов на вывод в космос тяжёлых и крупногабаритных ПН.

Поделиться

17

Re: Российская космонавтика застряла на Королеве

arkadiyssk пишет:
Janos Hunyadi пишет:

Не совсем так. Ну во первых многоразовость Шаттла была относительной. Твердотопливные ускорители опускались на парашютах.  Они получали повреждения при ударе о воду, соленая вода разъедала горячие двигатели. Поэтому повторно использовались только элементы ускорителей. Во вторых Буран был не просто планер. Он имел собственную двигательную установку, с помощью которой доводился до заданной орбиты, и мог совершать манёвры на орбите.

Вы копаетесь в деталях, ретушируя ими суть различий.
Стоимость запуска Бурана была в разы выше Шатла, т.к. что бы его запустить на орбиту приходилось создавать огромную одноразовую ракету - Энергию.
А что бы запустить Шатлл к нему просто прикреплялась большая канистра с топливом.

То что у Бурана были движки маневренные - ни о чем не говорит - у Шатлла так же были маневренные движки в довесок к маршевым RS-25.

Еще раз - Буран дорогостоящий косплей СпейсШатлла. Один раз выступили на радость стране и миру, посмотрели ценник поплакали и закрыли программу.

Суть различий общеизвестна. Главное отличие в том, что Энергия создавалась как сверхтяж, и могла выводить в космос любые ПН массой до 100 тонн. И кстати в дальнейшем предполагалось многоразовое использование боковых блоков первой ступени, что удешевляло запуски. А Спейс Шаттл был заточен исключительно на Челнок с массой ПН 25 т. Программа Спейс Шаттл создавалась как альтернатива одноразовым РН, а в итоге оказалась нереально дорогой. Не даром НАСА сейчас отдала предпочтение одноразовой РН SLS.

Отредактировано Janos Hunyadi (05.10.2017 09:51:19)

Поделиться

18

Re: Российская космонавтика застряла на Королеве

масса орбитальной ступени Шаттла до 130 т, Буран - 114 т (с полезной нагрузкой в отсеке)

масса Бурана в первом полете 79,4 т

Поделиться

19

Re: Российская космонавтика застряла на Королеве

Леонид пишет:

масса орбитальной ступени Шаттла до 130 т, Буран - 114 т (с полезной нагрузкой в отсеке)

масса Бурана в первом полете 79,4 т

Исправил,  Имел в виду ПН Шаттла - 24.4т. Выводить на НОО ПН массой 25 т системой со стартовой массой 2000 т крайне невыгодно. Хотя есть и преимущества. Можно было возвращать на Землю объекты массой до 20 т.

Отредактировано Janos Hunyadi (05.10.2017 13:02:53)

Поделиться

20

Re: Российская космонавтика застряла на Королеве

Леонид пишет:
Janos Hunyadi пишет:
Леонид пишет:

в 60-х СССР экспортировал нефть и газ ?

Да, к концу 60-х нефть и газ пошли в значительных объёмах в Европу. 1968 год сделка "газ на трубы". А если говорить о программе Энергия-Буран, то это 70-80 годы когда нефтедоллары попёрли широким потоком ag . Что касается расцвета советской космонавтики в 50-х начала 60-х, то она в значительной мере основывалась на немецких технологиях полученных по контрибуции. Целые коллективы немецких инженеров и конструкторов работали в закрытых КБ на территории СССР.

стало быть, успехи Королева пришлись на донефтяную эру )

Может и так, но тогда всё-таки была космическая гонка двух систем, двух сверх-держав, когда денег не жалели. Первыми запустить человека на орбиты, первыми ступить на Луну. А позже осознали, что затраты несоизмеримы с достижениями... Американцам ведь тоже пришлось свернуть лунную программу по причине дороговизны.

Поделиться